Слайд 1Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
План:
1. Земля
принадлежит государству
2.Деревенская община
3. Государство регулирует хозяйственную жизнь
4. Сословный строй
5. Города
под контролем государства
6. Религии Востока – путь самосовершенствования
Домашнее задание: пар . 28 , вопросы 1-4 стр.284
По выбору:
рассказы «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке» (см. задание 1 стр. 284)
Презентация «Религии Востока»
Слайд 2 Земля принадлежит государству
Государство – верховный собственник земли
Знать не имела
больших земельных владений, чтобы не ослаблялась центральную власть
3. Индия:
А)
наследственные земельные владения только у князей, которые в случае войны воевали на стороне правителя
Б) знатный человек получал землю на 10 лет, за это платил налоги и содержал военные отряды, через 10 лет его перемещали на другой участок.
4. Китай
А) земли делились на 2 части: государственные (принадлежали императору и его приближённым) и «народные» (частные)
Б) большинство казённых земель отдавалось в «вечное держание» крестьянам, за это они обрабатывали землю и платили налоги
В) запрет на продажу земли
5. Япония
А) основной земельный фонд в собственности князей
Б) конфискация и перераспределение земель самураев с целью укрепления центральной власти
Слайд 3
2.Деревенская община
Самостоятельность в вопросах самоуправления
Сохранение традиций и религиозных установлений
3) Индия:
А)
Общинники формально свободные люди
Б) Все должности и обязанности общинников передавались
по наследству (в случае перехода в другую общину крестьянин становился бесправным)
В) Использовалась для облегчения сбора налогов
4) Китай
А) Община -100 дворов во главе со старостой, делилась на 10 групп (во главе десятский)
Б) староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей
В) круговая порука при сборе налога
Слайд 4Государство регулирует хозяйственную жизнь
Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары
Монополия
на соль, производство чая
Казённые лавки конкурировали с купеческими
Запрет на заморскую
торговлю
Государственные закупки и заказы по ценам ниже рыночных
Увеличены налоги с купцов и ремсленников
Слайд 5Сословный строй
Строго соблюдались правила жизни всех сословий
Часто сословная принадлежность не
соответствовала имущественному положению
Япония
А) деление на 4 сословия (воины (самураи), крестьяне,
ремесленники и купцы)
Б) В сословия не входили: придворные, священники, врачи, учёные, парии (неприкасаемые, выполняли самую грязную работу)
Слайд 6Самураи
Бусидо – кодекс чести самураев, окончательно оформился в XVII веке:
А)распределялись
на ранги, вели суровый образ жизни
Б) довольствоваться малым
В) заниматься только
военным делом
Г) быть готовым умереть за своего господина
(в т.ч. харакири)
Д) культ меча
Е) школы (фехтование на мечах, стрельба из лука, дзюдо, верховая езда)
Ж) высшие самураи в свободное время кроме военной подготовки занимались составлением букетов и участвовали в чайной церемонии
Слайд 7Разложение сословного строя:
Часть самураев отказались от своих обязанностей и лишились
средств к существованию. Они преподавали учение Конфуция, становились учителями или
писателями, а также были охранниками у купцов
Часть самураев предпочитали нищенствовать, но не опускаться до «презренных занятий»
3) Были и такие, которые создавали банды и терроризировали путников на дорогах
Слайд 8Города под контролем государства
в городах развивались ремесло и торговля
Города не
добились самостоятельности, но наблюдался рост городов (к 1500 г в
Пекине уже свыше 1 млн. жителей)
В Китае каждый житель был приписан к своей улице и кварталу и должен был 2 раза в месяц проходить проверку. Поощрялось доносительство на соседей
Слайд 9 Религии Востока –путь самосовершенствования
Для восточных обществ характерна веротерпимость.
Китай: конфуцианство
и буддизм
Индия: индуизм и буддизм
Япония: синтоизм и буддизм
Люди Востока были
убеждены в том, что для главное для человека – встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.
Слайд 10Китай: Конфуцианство
Конфуций 551-479 гг. до н.э.
5 добродетелей: мудрость, гуманность,
верность, почитание старших и мужество
Государство – большая семья, где младший(простолюдин)
повинуется старшему.
Власть несёт ответственность перед народом
Государь (сын Неба) – отец и мать народа, никто недолжен восставать против власти государя
Правитель государства должен жить умеренно и проявлять добродетель в управлении государством
Положение в обществе предопределено Небом
Слайд 11Буддизм – мировая религия
Основатель: царевич Сиддхартка Гаутама (623-524 гг. до
н.э.), Будда – «просветлённый высшим знанием»
Жизнь человека непрерывный путь страданий,
причина страданий – неудовлетворённые земные желания. После смерти страдания не прекращаются, т.к. душа не умирает, а перерождается.
Если человек вёл неправедную жизнь, то в следующей жизни он родится либо представителем низшей касты, либо животным
Путь к спасению в руках самого человека, через самосовершенствование.
Слайд 12Синтоизм
«Синто» - путь богов
Древняя языческая религия, вера в злых и
добрых духов, которых пытаются умилостивить через обряды
Главное божество – богиня
Солнца Аматэрасу, от которой якобы произошли японские императоры
Синтоизм использовался для укрепления власти императора, который с VII века был верховным жрецом
Слайд 13
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Империя Великих Моголов в Индии
2. Борьба
Португалии, Франции и Англии за Индию.
3. Китай в XVI-XVIII вв.
4.
Япония в XVI-XVIII вв.
.
Слайд 22Вывод:
В эпоху империи Великих Моголов была сделана попытка укрепить государство
и устранить внутренние противоречия (реформы: государственного управления, налоговая, религиозная). Но
бесконечные завоевательные войны, религиозные и национальные различия, стремление к сохранению традиций ослабили империю. Она вернулась к состоянию раздробленности, что позволило европейцам успешно вести колониальные захваты.
Слайд 33Последствиями изоляции Японии:
прекращение торговых связей с Европой;
усиление деспотии сёгунов Токугава;
насильственное
сохранение феодального строя;
техническое отставание Японии от западных стран.