Слайд 1Государственно-частное партнерство на транспорте
Слайд 2Особенности ГЧП на транспорте в контексте отрасли.
1. Транспорт — важнейшая
составная часть инфраструктуры, он создает объективные условия для непрерывного функционирования
всех других отраслей экономики.
Транспорт по своему экономическому содержанию является материальной основой товарного обращения и экономических взаимосвязей в масштабе как национальной, так и мировой экономики, что объективно обусловливает наличие внешних эффектов, как правило, разнообразных и значительных по масштабам. Наличие этих эффектов — принципиальный посыл функционирования института партнерства и его значимая особенность.
В свою очередь эта особенность ГЧП на транспорте обусловливает развитие двух подходов к функционированию института — традиционного и адаптивного, что формирует вторую особенность института партнерства на современном этапе.
Традиционный подход предусматривает прямое участие государства в софинансировании инвестиционных проектов, функционирующих на условиях партнерства. Адаптивный подход предусматривает косвенное участие государства в различных формах, чаще всего связанных с государственными гарантиями, ведущими к минимизации рисков проектов.
Слайд 3 2. Транспорт — инструмент геостратегической политики.
Чаще всего этим положением объясняется наличие государственной собственности на
транспорте, а следовательно, и государственных инвестиционных ресурсов, аккумулированных на основе налоговых поступлений. Это предполагает непреложность сохранения традиционного подхода к институту партнерства и развитие системы государственных контрактов, размещаемых на конкурсной основе. Императив конкурсности представляет четвертую особенность института ГЧП.
Слайд 43. Транспорт — государство-образующий элемент, поскольку услуги, предоставляемые отраслью, воздействуют
на все экономическое пространство.
Решение проблемы собственности в отрасли на
современном этапе осуществляется с использованием института концессий, призванных аннигилировать остроту дилеммы «частное или государственное». Преимущественное развитие концессий как комплексной формы ГЧП на транспорте — пятая особенность ГЧП в отрасли.
Слайд 64. Транспорт — фактор формирования конкурентных преимуществ экономической системы, которые
недостижимы без комплексного развития всех видов транспорта, с одной стороны,
а с другой — без глобализации инвестиционных ресурсов.
Из этой особенности транспорта вытекает еще одна особенность ГЧП — масштабность и транснациональность проектов.
Примером такого проекта является программа создания трансъевропейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур (Trans-European networks of transport, telecommunications and energy infrastructures — TENs).
Слайд 8Финансирование тоннеля под Ла-Маншем
Слайд 9Экономическая роль транспорта
Развитие транспорта обуславливает также и развитие экономической деятельности
в регионах и городах,
При эффективной системе транспорта активное население оседает
на месте, обуславливая гомогенное развитие страны,
Общение между индивидуумами и обмен на экономическом уровне создают экономическое богатство,
Это экономическое богатство можно расчитать при помощи теории «доступности» (Ж. Дюпюи, Ж.Г. Кёниг, Ж. Пулит, Мак Фаден).
Слайд 10Преимущества проектов ГЧП на транспорте
Слайд 12Основные типы государственно-частного партнерства при
реализации инфраструктурных проектов
концессии - частная
компания берет на себя ответственность за управление находящимся в государственной
собственности предприятием на определенный период, в течение которого компания принимает на себя значительные инвестиционные риски;
передача активов (divestiture) – частная компания покупает пакет акций государственного предприятия через имущественные аукционы, государственное предложение о продаже или программу массовой приватизации;
проекты «с чистого листа» (greenfield) – частная компания или совместное государственно-частное предприятие строит и управляет новым инфраструктурным объектом в течение периода, определенного в контракте. Инфраструктурный объект по истечении срока контракта может вернуться в государственную собственность;
контракты на управление и лизинг – частная компания берет на себя ответственность за управление государственным предприятием на определенный срок, при этом право собственности и инвестиционные решения остаются в руках государства.
Слайд 14Инвестиционные обязательства в транспортные проекты с частным участием в развивающихся
странах в реальном и номинальном выражении, 1990–2008
25.1
26.0
Source: World Bank and
PPIAF, PPI Project Database.
Слайд 15Инвестиционные обязательства в транспортные проекты с частным участием в развивающихся
странах, по типу инвестирования, 1990–2008
2008 US$ billions
Source: World Bank and
PPIAF, PPI Project Database.
New projects
Слайд 16Новые транспортные проекты с участием частного сектора, по уровню дохода
страны, 1990–2008
New projects
Note: China and India are classified as lower-middle-income
countries by the World Bank.
Source: World Bank and PPIAF, PPI Project Database.
Слайд 17Инвестиционные обязательства в транспортные проекты с частным участием в развивающихся
странах, по уровню дохода страны, 1990–2008
Note: China and India are
classified as lower-middle-income countries by the World Bank.
Source: World Bank and PPIAF, PPI Project Database.
2008 US$ billions
Слайд 18Транспортные проекты в развивающихся странах с участием частного сектора, по
статусу на конец 2008 года, 1990–2008
New projects
Note: Projects are reported
by year of financial closure.
Source: World Bank and PPIAF, PPI Project Database.
Слайд 19Новые транспортные проекты с участием частного сектора в развивающихся странах,
по типу ГЧП, 1990–2008
New projects
Source: World Bank and PPIAF, PPI
Project Database.
Слайд 36Три фазы эволюционного развития железнодорожного транспорта
Слайд 37Новые возможности, открываемые «ренессансом» железнодорожного транспорта
Слайд 38Приоритетные направления инноваций в сфере железнодорожного транспорта (1)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ + БЕЗОПАСНОСТЬ
+ ЭКОЛОГИЯ
Слайд 39Приоритетные направления инноваций в сфере железнодорожного транспорта (2)