Слайд 1Государственное автономное учреждение города Москвы
«Институт дополнительного профессионального образования работников социальной
сферы»
Кафедра теории и технологии социальной работы
Модуль 2. "Административно-организационные основы социальной
работы и социального обслуживания населения»
дисциплина
«Технологии фандрайзинга в системе социального обслуживания»
Материалы к лекции
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Социальная работа и развитие организаций системы социальной защиты»
Хухлина Валентина Владимировна– кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы ГАУ ИДПО ДТСЗН г. Москвы
Слайд 2Введение/Описание курса
Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим и значимым для организаций
разной ведомственной подчиненности.
Фандрайзинг – деятельность некоммерческой организаций, которая
базируется на ее уникальной миссии и стратегии. Это эффективный и продуктивный способ пополнения ресурсов , необходимых для реализации социальных программ и достижения стоящих перед НКО целей и укрепления благополучия общества в целом.
Фандрайзинг всегда связан с поиском ресурсов на решение конкретной проблемы. Это долгосрочные отношения с людьми в рамках ст. 28 Межведомственное взаимодействие, №442 –ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12. 2013г.
Вступивший в силу 442-ФЗ дает четкое указание на то, что финансовое обеспечение социального обслуживания может и должно быть осуществлено в том числе и за счет благотворительных взносов и пожертвований.
Слайд 3Цели и результаты
Цели
формирование у слушателей знаний о видах и формах
фандрайзинга в деятельности организаций разной ведомственной подчиненности при оказании социальных
услуг населению
Результаты
уметь самостоятельно выражать, анализировать, обосновывать и применять в научной и практической деятельности свою позицию по вопросам фандрайзинга в оказании социальных услуг населению
Выработанные навыки
Решение проблем получателей социальных услуг на основе регламента межведомственного взаимодействия с использованием технологий, методов и видов фандрайзинга
Слайд 4Содержание курса
Сущность и характерные черты
фандрайзинга
Профессия фандрайзера
Технологии фандрайзинга –технологии НКО
Методы
и механизмы фандрайзинга
Региональные особенности фандрайзинга
Источники фандрайзинга
Участие НКО в разгосударствлении социальных
услуг
Слайд 5введение
Специалистам в рамках реализации ФЗ №442 «Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации»,
Закона города Москвы «Об основах социального
обслуживания населения города Москвы», основных требований профессионального стандарта
необходимо знание способов дополнительного привлечения внебюджетных средств для организации работы с получателями социальных услуг во всех формах социального обслуживания
Слайд 6введение
Сбор средств для организации - профессиональное занятие, которому надо учиться.
Это требует полной отдачи сил. Социальная сфера, как никакая другая
нуждается в более организованном финансировании из внебюджетных источников, в более четкой и профессиональной организации привлечения ресурсов спонсоров и доноров.
Внедрение и использования технологий фандрайзинга позволит расширить финансовые и иные ресурсные возможности организаций и, как следствие, повысить качество оказываемых социальных услуг, увеличить эффективность работы организаций.
Слайд 7введение
Межведомственное взаимодействие необходимо для преодоления таких социальных проблем как бедность,
социальное сиротство, социальное исключение из общества, повышение качества жизни пожилых
людей и людей с инвалидностью .
Фандрайзинг связан обычно с поиском средств под некоммерческие проекты, которые в принципе не могут быть реализованы в коммерческом режиме и когда испытывается нехватка оборотных средств на реализацию проектов и программ - не на создание основных фондов, а на деятельность.
Таким образом фандрайзинг – это социальная технология, свойственная для социальной сферы.
Слайд 8Нормативно-правовая деятельности НКО в социальной сфере
1.Всеобщая декларация прав человека.
ООН, 1948 г.
Декларация социального прогресса и развития, 1969 г.
Международная
программа действий в интересах пожилых людей, 1995 г.
ФЗ №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013г.
Дорожная карта" "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере".
Закон РФ от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»
Слайд 10Понятие фандрайзинг
Фандрайзинг или фандрейзинг (fund - фонды, ресурсы, rising -
поднятие, восхождение) – это
деятельность некоммерческой организации, базирующаяся на ее уникальной
миссии и стратегии,
использующая эффективные и продуктивные способы получения ресурсов,
необходимых для реализации ее программ и достижения стоящих перед ней целей,
обеспечивающая желаемую удовлетворенность дарителю (источнику ресурсов)
имеющая конечным результатом укрепление благополучия общества в целом
Слайд 11Понятие фандрайзинг
Фандрайзинг - специально организованный процесс сбора пожертвований для некоммерческих
и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых программ
Фандрайзинг
- это творчество, потому что проектов много, а денег всегда ограниченное количество, и чем оригинальнее будет обращение за помощью, тем выше шансы эту помощь получить
Слайд 12Основные понятия, касающиеся фандрайзинговой деятельности
Ресурсы – финансовые средства, информация, специалисты,
оборудование, материалы и иные материальные и нематериальные объекты, необходимые для
реализации проекта или осуществления деятельности
Благотворительность - добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финанасовой, организационной и иной благотворительной помощи
Слайд 13Основные понятия, касающиеся фандрайзинговой деятельности
Меценат – физическое лицо, оказывающее материальную,
финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе.
Спонсор
- юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки
Слайд 14Основные понятия, касающиеся фандрайзинговой деятельности
Слайд 15Основные понятия, касающиеся фандрайзинговой деятельности
Донор - юридическое или физическое лицо,
оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям
на добровольной бескорыстной основе.
Грант - благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.
Бесприбыльный (некоммерческий) проект – комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли.
Слайд 16Насколько вы довольны
фандрайзингом в вашей организации ?
Оцените, насколько вы довольны
тем, как
привлекаются средства в вашей организации
(1 - совсем не доволен,
5 - абсолютно доволен)
Слайд 17Откуда сведения?
Из опроса
«Тенденции
в современном российском фандрайзинге»
• Май 2014
• 22 эксперта
дали интервью
• 75 фандрайзеров и доноров
из 34 регионов – онлайн-опрос
•
44 вторичных источника
Слайд 18Благодарности
Филиалу некоммерческой организации
«Эволюшн энд Филантропи» в Российской Федерации
Платформе
WizardForum
Команде
Центра РНО
Слайд 19Умение быть благодарным – основа фандрайзинга
Слайд 20Что такое фандрайзинг?
Под фандрайзингом понимается привлечение средств (денежных либо натуральных)
на социальные цели
Средства могут привлекаться из различных внешних источников:
конкурс
грант
субсидия
средства компаний
частные пожертвования
Слайд 21Что происходит с профессией
фандрайзера? Ваше мнение:
1.Быстро развивается
2. Развивается
3. Стоит на
месте, стабильна
4. Сокращается, уходит
Слайд 22Мнение участников опросов
Профессия фандрайзера в России сейчас…
развивается – так считают
больше половины опрошенных
4 % - Быстро развивается
62 %
Развивается
8% - Остается на том же уровне развития, что и несколько лет назад
1% Не развивается, а «уходит», сокращается
Слайд 23Что мы наблюдаем - профессия
Появляются ставки – но от фандрайзера
ждут чудес
Люди называют себя фандрайзерами
«Моя мама выучила это слово» но
только мама
Растет подготовка – но еще не идеал
Есть площадки – но мало
Слайд 25Внедрение технологий, используемых организациями некоммерческого сектора в деятельность государственных и
коммерческих структур
Фандрайзинг понимается как увеличение ресурсов и сбор денежных средств;
деятельность по привлечению ресурсов на некоммерческие проекты;
сбор пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых мероприятий;
методика поиска источников финансирования, т.е. объединяющая деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования;
поиск и привлечение финансовых ресурсов «под проект»;
привлечение материальных, человеческих, технических и временных ресурсов
Слайд 26Что сейчас модно в российском
фандрайзинге?
Слайд 27Что сейчас модно в российском
фандрайзинге?
Краудфандинг-интернет-соцсети
• Смс-мобильные устройства
• Благотворительные мероприятия
• Креатив,
нестандартная подача
• Корпоративное волонтерство
• TV-благотворительность
• Волонтеры
• • Группы для сбора
на конкретного ребенка в соцсетях
• Регулярные пожертвования Частные пожертвования
• (Не) противоречить государству, что бы под этим ни понималось
• «Президентские» гранты
• Соцпредпринимательство
Слайд 28Методы и механизмы фандрайзинга
Какие методы привлечения средств
и
механизмы их перечисления
активно
используются в вашей организации ?
Слайд 31Методы фандрайзинга
Краудфандрайзинг – сбор средств с использованием интернет, социальных
сетей, мобильной связи.
Телефандрайзинг (telefundraising) — обращение к потенциальным донорам
и благотворителям по телефону и по факсу.
Почтовый фандрайзинг (mail fundraising) — обращение к потенциальным донорам и благотворителям по почте.
Индивидуальный фандрайзинг (individual fundraising) — персональное обращение к донорам и благотворителям в личной беседе.
Солофандрайзинг (solo fundraising) — приобретение поддержки.
Событийный фандрайзинг (events fundraising) — сбор средств при проведение различных мероприятий
Слайд 33Кто будет более успешным:
онлайн- или офлайн-фандрайзеры?
Онлайнеры
Офлайнеры
Те и другие
Те, кто совмещает
онлайн и офлайн
Слайд 34Кто будет более успешным:
онлайн- или офлайн-фандрайзеры?
Слайд 35Региональные особенности фандрайзинга
Москва:
головные офисы компаний, много денег, много людей,
много НКО и конкуренции
много частных доноров, они моложе и
больше любят интернет
добраться до них сложнее, мало времени
Слайд 36Региональные особенности фандрайзинга
Нестоличные регионы:
больше времени, меньше денег
роль личности и связей
роль
доверия и репутации
больше офлайна
лучше и проще доступ к людям
меньше конкуренция
Слайд 37Какие источники средств в России
сейчас особенно актуальны
1. Бизнес
2. Гос. средства
3.
Средства негосударственных
фондов
4. Частные
Пожертвования
5. Членские взносы
Слайд 38Какие источники средств в России
сейчас особенно актуальны
Слайд 39Социальные услуги
действие или действия в сфере социального обслуживания
по
оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи,
гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности
расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности
Слайд 40Государственные источники – растут
больше конкурсов, шире тематика, больше
денег
ужесточение условий
участия
чрезмерный контроль за расходованием
средств
серьезные вопросы к прозрачности конкурсов
высокая коррупционная
составляющая
наличие среди крупных получателей неизвестных и непрозрачных организаций
идеологизация господдержки
Слайд 41Корпоративные источники
Стабильны или растут
Корпоративное волонтерство, рост числа и
качества программ
Больше инициативы
со
стороны компаний, объемов средств
Больше участвует малый и средний бизнес
Корпоративные
фонды
Слайд 42фонды
Так же или сокращаются
Доля российских растет, зарубежных –
падает
Растет разнообразие тем
и конкурсов
Упрощаются (технически) процедуры
подачи заявок
По сравнению с «золотым веком» –
меньше
фондов, меньше денег
Неравномерный охват регионов
Слайд 43Частные пожертвования
Растут
Важны позитивный имидж НКО, развитие
банковских карт и электронных платежей
Больше
доноров, денег, доверия, постоянства
Онлайн-инструменты
Крупные доноры
Адресная помощь в критической ситуации –
многих
тем не видят
Мошенничество
Слайд 45Считаете ли вы, что ситуация в
российском фандрайзинге в целом…
Улучшается
Остается на
том же уровне
Ухудшается
Слайд 46Считаете ли вы, что ситуация в
российском фандрайзинге в целом…
Слайд 47Что мы наблюдаем?
Развивается благотворительность
Популярна адресная помощь
Фандрайзинг через телевидение
Активно развиваются частные
пожертвования
Процветает мошенничество под видом
привлечения частных пожертвований
Происходит «оцифровывание» фандрайзинга
Фандрайзинг через краудфандинг
и сайты-агрегаторы
Слайд 48Что мы наблюдаем?
Развивается корпоративная благотворительность и КСО
Почти ушли иностранные доноры
Почти
не состоялись в качества фандрайзинг-
источника местные частные фонды
Увеличилась роль государства
как источника
финансирования НКО
Активизировались государственные усилия по регулированию третьего сектора, в том числе через возможности в сфере фандрайзинга
Слайд 49Что мы наблюдаем?
Развивается профессия фандрайзера
Повышается системность
фандрайзинга
Государственные учреждения становятся фандрайзерами
Слайд 51Будущее фандрайзинга
Системность и масштаб
Профессионализм
Высокая конкуренция
Мошенничество и борьба с ним
Актуальность регионального
разделения
Развитие корпоративного фандрайзинга
Развитие благотворительности
Расширение тематики частных пожертвований
Доминирование онлайн-технологий –
или возвращение к наличным деньгам
Развитие мобильных технологий
От технологий – к новому уровню коммуникаций
Слайд 52Насколько надо верить тенденциям?
Слайд 53Напутствие от Стивена Кинга
– ловите ветер
«Человек, который почувствовал ветер перемен,
должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу»
Онлайн-книга
«Тенденции в современном российском фандрайзинге»
Слайд 55Москва Ресурсный центр по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтер»
24.02.2016
Ресурсному центру «Мосволонтер» исполнилось два года. За это время центр
открыл 9 направлений волонтерства, реализовал 60 крупных проектов и обучил более 7300 волонтеров
В свой день рождения 24.02.2016 Ресурсный центр «Моволонтер» подвел итоги работы за два года.
Центр создан в 2014 году при поддержке Департамента культуры города Москвы для популяризации и развития добровольческой деятельности в столице
Центр предлагает 9 направлений волонтерства:
спортивное, экологическое, культурное, корпоративное, социальное, событийное,
волонтерство в сфере донорства, медиа и общественной безопасности
Слайд 56Благотворительный детский фонд «Виктория» начинает новый курс в Школе принимающих
семей
Школа принимающих семей «Арбат» работает с 2011 года и является уполномоченной организацией
Департамента социальной защиты населения г. Москвы
По окончанию подготовки кандидаты в приемные родители получают свидетельство об окончании, необходимое для предоставления в органы опеки при оформлении документов
Все выпускники могут продолжить общаться с психологами фонда: переписываться, консультироваться и получать необходимую психологическую поддержку
Слайд 57Заключение/Выводы
Таким образом, знание специалистами по социальной работе, социальными работниками основ
фандрайзинга, методов привлечения внебюджетных средств обеспечивает профессиональное выполнение трудовых функций,
содействует мобилизации ресурсов и социального окружения граждан в устранении причин, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, снижает нагрузки бюджетной сферы
Слайд 58Вопросы для самопроверки
Раскройте понятия «фандрайзинг»
Назовите основные методы фандрайзинга
Какие методы фандрайзинга
используются в вашей организации?
Слайд 59Рекомендуемая литература
Дорожная карта" "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг
в социальной сфере". Журнал «Стратегия», выпуск 1 (15), март, 2014.
Технология
социальной работы. Под редакцией Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. Учебник для бакалавров. – М., 2012.
Хухлина В.В. Некоммерческий сектор, добровольчество и волонтерство в системе социального обслуживания населения. Методическое пособие.-М., 2016.
Слайд 60Информация о авторе курса
Хухлина Валентина Владимировна– кандидат социологических наук, доцент
кафедры теории и технологии социальной работы ГАУ ИДПО ДТСЗН г.
Москвы
v9168237936@yandex.ru
8 (495) 607 05 68