Разделы презентаций


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

Содержание

Проблема ранней (дошкольной) профилактики дисграфии является актуальной, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации

специалистов Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический Центр»
ОБУЧАЮЩИЙ СЕМИНАР ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ «СЕКРЕТЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи

Дата: 19.12.2019
Время: 10.00

Место проведения: ГБДОУ д/с №2 Красногвардейского района Санкт-Петербург, проспект Шаумяна дом 83, литер А тел.: (812) 444-59-28

Авторы-составители: учителя-логопеды ГБДОУ д/с №2 Таратынова Г.П.,
Журавлёва Н.В., Тараканова К. П.

2019 г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический Центр»

Слайд 2Проблема ранней (дошкольной) профилактики дисграфии является актуальной, так как теснейшим

образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Нарушения формирования письма препятствуют

успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка.
«Анализируя речевые, психические и физические функции ребенка, мы можем говорить о непосредственной связи их с появляющимся видом дисграфии. Это дает полное право говорить о существовании предпосылок дисграфии, как бы заблаговременно предупреждающих нас о ее будущем обязательном появлении. Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Понимание этого обстоятельства нацеливает нас на наиболее рациональный, единственно правильный путь «борьбы» с данной формой речевой патологии. Эта «борьба» должна начинаться не в школе, когда дисграфия обнаружится в виде специфических ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте. И основные усилия должны быть направлены на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии. Если это будет сделано в дошкольном возрасте, то не придется говорить о преодолении самой дисграфии». (Л.Г. Парамонова)

Актуальность

Проблема ранней (дошкольной) профилактики дисграфии является актуальной, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Нарушения

Слайд 3Виды дисграфии:
По классификации, разработанной специалистами кафедры РГПУ им- А. И.Герцена,

выделяется пять видов дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях,

заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Отмечается у детей с полиморфным нарушением звукопроизношения. Причиной артикуляторно-акустической дисграфии, так же может быть не сформированность кинестетических образов звуков при исправленном произношении, когда при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания связана с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. При ней, могут быть неполноценны разные виды этих сложных операций: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез.
Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.

Виды дисграфии:По классификации, разработанной специалистами кафедры РГПУ им- А. И.Герцена, выделяется пять видов дисграфии. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется

Слайд 4Профилактика дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания, дисграфии на почве

нарушения языкового анализа и синтеза.

Учитель-логопед: Таратынова Г. П.
Цель:
- формирование фонематических процессов у дошкольников, включающих в себя фонематический слух, восприятие, анализ, синтез и представления
Задачи:
развивать умение различать и узнавать фонемы родного языка
определять звуковой состав слова.
умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру, выделять отдельные фонемы, устанавливать отношения части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам
умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова
Начинаем работу с выделения звука на фоне звуков, затем из ряда слов, далее анализ и синтез слогов, потом анализ простых слов (мак, дым, кот, бык…), используем игру магазин, живые звуки, далее определяем место звука в слове при помощи полоски и фишки. Далее идет работа с буквами-звуками.

Профилактика дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Слайд 5Назови букву. Определи место звука в слове.

Назови букву. Определи место звука в слове.

Слайд 6Определи первый звук в слове. Разгадай ребус.

Определи первый звук в слове. Разгадай ребус.

Слайд 7Какие звуки спрятались в словах
Составление слов по схеме
звуковой анализ.
Определи

мягкий или твердый
звук в слове

Какие звуки спрятались в словахСоставление слов по схеме звуковой анализ.Определи мягкий или твердый звук в слове

Слайд 8Подбери к схеме слова

Подбери к схеме слова

Слайд 9Буква потерялась. Слова рассыпались. Найди слово в

слове.

Буква потерялась.   Слова рассыпались.  Найди слово в слове.

Слайд 10Составление слов путём замены или перестановки букв.
Добавь букву, чтобы

получилось новое слово.

Составление слов путём замены или перестановки букв. Добавь букву, чтобы получилось новое слово.

Слайд 11Составь новое слово.
Найди слова.
Подбери слова по заданному
алгоритму.

Составь новое слово. Найди слова.Подбери слова по заданному алгоритму.

Слайд 12Слоговой анализ и синтез слов

Слоговой анализ и синтез слов

Слайд 13Найди одинаковые варежки.
Составь слово
Определи одинаковый слог
Соедини слоги, прочитай слово

Найди одинаковые варежки.Составь словоОпредели одинаковый слог Соедини слоги, прочитай слово

Слайд 14Принцип построения рассказа цепной организации – последнее и первое
слово

в предложении должно совпадать.

Принцип построения рассказа цепной организации – последнее и первое слово в предложении должно совпадать.

Слайд 15Анализ и синтез предложений с предлогами.

Анализ и синтез предложений с предлогами.

Слайд 16Составление и анализ предложений с предлогами.

Составление и анализ предложений с предлогами.

Слайд 17Реши ребус.

Реши ребус.

Слайд 19Варианты игр с кармашками

Варианты игр с кармашками

Слайд 20Рекомендации родителям

Рекомендации родителям

Слайд 21Давайте поиграем!
Игры на развитие фонематического восприятия, языкового
анализа и синтеза.

Учитель-логопед: Тараканова К. П.
Давайте поиграем!Игры на развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза.

Слайд 22Профилактика оптической дисграфии

Учитель-логопед: Журавлева Н.

В.

Цель:
- развитие зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
Задачи:
формирование пространственного восприятия и представлений
расширять объём зрительной памяти
формировать и развивать зрительное восприятие и представления
развивать зрительно – моторные координации
учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Профилактика оптической дисграфии

Слайд 23Ориентировка в собственной схеме тела.
Ориентировка в окружающем пространстве.
Развиваем зрительное

внимание и память

Ориентировка в собственной схеме тела. Ориентировка в окружающем пространстве.Развиваем зрительное внимание и память

Слайд 24Развитие восприятия формы

Развитие восприятия формы

Слайд 25Развитие запоминания формы буквы. Закрепление связей между произнесением звука и

его графическим изображением на письме.

Развитие запоминания формы буквы. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Слайд 26Развитие запоминания формы буквы. Закрепление связей между произнесением звука и

его графическим изображением на письме

Развитие запоминания формы буквы. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме

Слайд 27Формирование кинестетического образа буквы

Формирование кинестетического образа буквы

Слайд 28Узнавание спрятавшихся букв .

Узнавание спрятавшихся букв .

Слайд 30Найди правильно написанные буквы.

Найди правильно написанные буквы.

Слайд 31Прочитай спрятавшиеся слова

Прочитай спрятавшиеся слова

Слайд 32Узнай букву. Допиши её.

Узнай букву. Допиши её.

Слайд 33Ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа

на основе букв и сходных буквенных образов.

Ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на основе букв и сходных буквенных образов.

Слайд 35Допиши букву, прочитай слово.

Допиши букву, прочитай слово.

Слайд 36Прочитай слово по правильно написанным буквам.

Прочитай слово по правильно написанным буквам.

Слайд 38Регуляторная дисграфия

Учитель-логопед: Тараканова К. П..
Т. В. Ахутина (2001) с позиции нейропсихологического подхода выделила варианты трудностей письма, по типу регуляторной дисграфии. Они обусловлены несформированностью произволь­ной регуляции действий (функций планирования и контроля). У детей с данными нарушениями отмечаются проблемы с удержанием произвольного внимания, трудностями ориенти­ровки в задании, включения в задание, импульсивности реше­ний и инертности, затруднения в переключении с одного за­дания на другое. В письме детей характерны ошибки упрощения программы по типу патологической инертности. К ним отно­сятся: инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; предвосхищение (анти­ципация) букв и слипание (контаминация) слов. Невозможность распределить внима­ние между технической стороной письма и орфографическими правилами приводит к тому, что дети не соблюдают правила написания прописной буквы, безударных гласных и т.п.
Регуляторная дисграфия

Слайд 39Развитие межполушарного взаимодействия, функций регуляции, контроля и способности к переключению.

Развитие межполушарного взаимодействия, функций регуляции, контроля и способности к переключению.

Слайд 40Нейропрописи
Рисуем двумя руками одновременно.

НейропрописиРисуем двумя руками одновременно.

Слайд 41 Процесс письма осуществляется на основе сформированности определенных речевых и

неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа

и синтеза, лексико- грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, способности регуляции произвольного внимания и переключения.
В работе с детьми необходимо использовать методы, учитывающие специфику психофизиологии, выбирая упражнения корректирующие нарушенные функции или помогающие их компенсировать.
В представленных играх и заданиях, мы постарались отразить максимальное количество разнообразных методов и приёмов в решении поставленных задач.

Вывод

Процесс письма осуществляется на основе сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их

Слайд 42Список литературы
Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая

диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Москва;

Воронеж.
2) Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.- 330 с.
4) Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой
5) Парамонова Л.Г. Устранение предпосылок дисграфии
М.А. Полякова Универсальное руководство по логопедии. Издание переработанное и дополненное/ М.А. Полякова. – М.: Т. Дмитриева, 2015. – 160 с.
Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.: Учпедгиз, 1940
Липакова В.И., Логинова., Лопатина Л.В. дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно – пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. [Серия «Коррекционная педагогика»] – 45с.
Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки» альбом № 1 №2 Упражнения по профилактике и коррекции акустической дисграфии –М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2006. – 32с.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда/ Е.В. Мазанова.-2-ое изд., испр.–М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2008. – 128с.
Мазанова Е.В.
Логопедия. Оптическая дисграфия: комплект тетрадей по профилактике и коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5.-М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004.- 72 с.: ил.
 8) http://pedlib.ru/Books/2/0161/2_0161-209.shtml
9) http://studopedia.org/1-905.html


Список литературыАхутина Т.В.   Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения

Слайд 43Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика