Слайд 1 Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного педагогического профессионального образования центр
повышения квалификации специалистов
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Информационно-методический Центр»
Обучающий семинар
для учителей-логопедов:
Применение различных технологий в работе с детьми ОВЗ ТНР ОНР
Учитель-логопед: Татьяна Германовна Шалыгина
Слайд 3Цель работы над ритмами -развитие умения воспринимать, различать и воспроизводить
ритмические рисунки(контуры) в соответствии с количеством слогов( в слове) и
ударностью.
Работа над ритмами:
- начинается раньше, чем работа по другим разделам;
-включается в каждое занятие по формированию слоговой структуры слова;
- продолжается на протяжении всей работы по формированию слоговой структуры слова.
Слайд 4Упр. «Кулачки – ладошки»
Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов,
соблюдая условие: слоги с "а" проговаривать, отхлопывая в ладоши, со
звуком "у" – проговаривать, отстукивая по столу:
а)па- пу, па- пу, па- пу;
б)па- па-пу, па- па-пу;
в) пу- пу-па, пу- пу-па;
г) па- пу-па, па- пу-па .
Слайд 5Упр." Звуковые дорожки":
ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки
( слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность
звучания с длинной дорожки( голос звучит пока движется рука по дорожке)
Слайд 6
Упр. "Повторялочки"
Логопед предлагает последовательность действий:
а) выложить разноцветную дорожку, слушая
голоса животных( каждому звукоподражанию соответствует определенный цвет квадрата);
в) "озвучить "
эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;
в) воспроизвести серию движений ( стучать кулачками на звукоподражание "му ", хлопать в ладоши на звукоподражание "ме") с одновременным проговариванием звукоподражаний, используя в качестве образца разноцветную дорожку.
Слайд 7Упр. "Звучащие круги"
Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образом,
обозначенным цветом, затем воспроизвести последовательность, используя слоги.
Образцы карточек можно
использовать при автоматизации звука в слогах( ра-желтый, ро-зеленый, ру- оранжевый)
Слайд 8Упр. «Большой - маленький»
Ребенку предлагается выложить по образцу ряд квадратов
с чередованием по величине. Каждому квадрату соответствует движение: большому квадрату-
хлопок с широкой амплитудой, маленькому квадрату – легкий хлопок. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образ ( дорожку из квадратиков), затем по памяти, без зрительной опоры.
Слайд 9Логопедическая работа по развитию ритмико- мелодико-интонационной основы языка(Т.Н.Новикова)
Слайд 111-й ритм: два слога с первым ударным
Этот ритм нужен для
слов 1, 4, 5, 6, 12 продуктивных классов.
Слайд 122-й ритм: два слога со вторым ударным
Данный ритм необходим для
слов 1, 4, 5, 6, 12 продуктивных классов.
Слайд 133-ритм: три слога с первым ударным.
Этот ритм нужен для
слов 2, 7,8,9,10 продуктивных классов.
Слайд 144-ритм: три слога со вторым ударным.
Этот ритм нужен для
слов 2, 7,8,9,10 продуктивных классов.
Слайд 155-ритм: три слога с третьим ударным.
Этот ритм нужен для
слов 2, 7,8,9,10 продуктивных классов.
Слайд 166-ритм: один слог.
Ритм является базой для слов 3,11 продуктивных
классов.
________ _________
«Громко-тихо» за-я
/
________ _________ «Тихо – громко» ко-за
/
_______ _______ _______ «Громко – тихо – тихо» ку-ри-ца
/
_______ _______ _______ «Тихо – громко – тихо» со-ба-ка
/
_______ _______ _______ «Тихо – тихо – громко» ка-ка-ду
______ « Громко» кит
Слайд 18Приемы работы над ритмами:
1. Соотнесение ритма с образом.
2. Дифференциация ритмов
с опорой на образ.
3. Дифференциация ритмов со слуха
4. Запоминание цепочки
ритмов
5. Подбор картинок к заданному ритму.