Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра философии, психологии и педагогики
Лекция
3. Часть 2.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Автор – Е.К. Овсянникова,
доцент кафедры философии
Слайд 2План лекции
Условия формирования и характерные черты философии эпохи Возрождения.
Философия Н.
Кузанского и Дж.Бруно.
Зарождение нового естествознания в культуре Возрождения, становление новой
картины мира.
Слайд 3
Эпоха Возрождения
(Ренессанс) –
переходный период
от Средних веков к
Новому времени
(XV [в Италии с XIV] – XVI вв.).
Слайд 4Социально-экономические характеристики:
период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений;
развитие ремесла, появление
мануфактур;
развитие торговли и банковского дела;
первые научно-технические открытия;
великие географические открытия, которые
способствовали преодолению национальной обособленности в экономике, культуре, мышлении.
Слайд 5
Социально-политические характеристики:
утверждение абсолютной монархии,
- формирование национальных государств;
первые буржуазные
революции.
Появились первые социально-политические теории:
Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла
Слайд 6Особенности духовной жизни
Реформация – широкое движение народных масс в XV
– XVIвв. против монополии католической церкви. Результат Реформации – секуляризация
и появление протестантизма.
Гуманизм – мировоззренческая установка, которая провозгласила высшей ценностью общества человека как свободную творческую личность.
Слайд 8Этапы развития философии Возрождения:
гуманистический
(сер. XIV – сер. XV вв.)
неоплатонический
(сер. XV – 1-я треть XVI вв.)
Н.Кузанский;
натурфилософский
(2-я пол.
XVI в.)
Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей.
Слайд 9Характерные черты философии Возрождения
антропоцентризм;
пантеизм;
натурфилософский характер.
Слайд 10Николай Кузанский
(1401 – 1464 гг.)
Основные произведения:
«О сокрытом
Боге»,
«О предпосылках»,
«Об ученом незнании».
Основная проблема –
отношение
Бога и мира.
Слайд 11
Пантеизм в философии Кузанского:
все бесконечное многообразие природного и
человеческого мира
представляет собой
божественное проявление, «Бог во всем».
Слайд 12Бог - единство противоположностей:
абсолютного максимума и минимума
(всего сущего
и конкретной вещи),
причины и следствия
(творящего начала и сотворенного
мира),
бесконечного и конечного
(сам Бог и предметы и явления мира).
Диалектика в философии Кузанского –
учение о единстве противоположностей.
Слайд 13Структура мироздания
Бог – «максимальный мир»;
природа – «большой мир», который
является подобием максимального;
человек – «малый мир», микрокосм, который является
подобием большого, а следовательно, подобен максимальному миру, т.е. Богу.
Слайд 14Теория познания
чувственное познание накапливает эмпирический материал,
рассудок обладает способностью различать
и упорядочивать,
разум – высшая познавательная способность человека, он способен познавать
всеобщее, бесконечное и абсолютное, т.е. Бога.
Джордано Бруно
(1548-1600).
Философские диалоги
«О причине, начале и едином»,
«О бесконечности, вселенной и мирах».
В центре внимания –
натурфилософские проблемы.
Основная идея учения Бруно –
о диалектическом единстве
божественного и природного,
материального и идеального,
космического и земного
Слайд 16Пантеизм в философии Дж.Бруно
Утверждает единство Бога и природы: «Природа есть
либо сам Бог, либо божественная сила, скрытая в самих вещах».
Все происходит из природы путем постоянных взаимопревращений.
Слайд 17Учение о мире
Причина всего сущего – живое, непрерывно изменяющееся материальное
начало – Единое.
Движущее начало всего мира, которое формирует материю, определяет
целостность мира, – духовная субстанция – Мировая Душа.
Мировая Душа – божественное бытие в вещах.
Мировая Душа неразрывно связана с материей (в единой субстанции совпадают материальное и духовное начала).
Слайд 18Николай Коперник
(1473 – 1543 гг.)
Гелиоцентрическая
картина мира
Слайд 19Галилео Галилей
(1564 – 1642 гг.)
подтвердил истинность гелиоцентрической теории
и идеи о бесконечности миров;
решительно разделял науку и религию;
явился основоположником экспериментально-математичес-кого метода познания.
Слайд 20Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине
Парацельс (Филипп Ауреола Теофраст
Бомбаст фон Гогенгейм) (1493 – 1541 гг.) – врач, ученый-естествоиспытатель
и философ эпохи Возрождения, один из основоположников опытной науки. В его медицинской деятельности ярко проявились натурфилософские тенденции.
Андреас Везалий (1514 – 1564 гг.) – итальянский врач, мыслитель, профессор медицины Падуанского университета. Значительный вклад в развитие анатомии.
Автор «Анатомических таблиц» и
труда «О строении человеческого тела».