Слайд 1Технология
10 - 11
"Профессиональная деятельность"
Слайд 2
Деятельность –
специфический вид человеческой
активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающей жизни и собственной
личности
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству потребностей.
Общие виды деятельности, свойственные всем людям –
общение, игра, учение, труд.
Деятельность
Слайд 3
Труд человека
может быть
профессиональным
и
непрофессиональным
( хобби, увлечения).
Слайд 4
Большое место в жизни каждого человека
занимает профессиональная деятельность.
Профессиональная деятельность –
деятельность человека по своей
профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства.
От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе, да и в жизни вообще.
Цель профессиональной деятельности –
предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельности.
Профессиональная деятельность
Слайд 5
Профессиональная деятельность
Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой –
основной деятельности человека
Профессиональная деятельность выполняет определенные функции
Создание материальных и духовных
ценностей и благ.
Получение средств для жизни человека и общества.
Содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих.
Преобразование окружающей среды.
Основные функции профессиональной деятельности
Слайд 6Профессиональная деятельность
Задачи профессиональной деятельности – это этапы достижения цели.
Пример:
Цель педагогической
деятельности – обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального
профессионального, средне-специального, высшего).
Задачи педагогической деятельности – обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.
Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями - окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда.
Слайд 7Профессиональная деятельность
В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим
и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.
Существуют специалисты, которые
руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу.
Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний.
Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.
Слайд 8Профессиональная деятельность
Успешность овладения
профессиональной деятельностью
зависит от
мотива выбора данной
профессии,
профессиональной направленности
и соответствия качеств личности работника выбранной им
профессии.
Слайд 9Профессиональная
деятельность
В любой профессиональной деятельности
существуют
ограничения
по
здоровью.
Слайд 10
Профессиональная деятельность
Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой,
так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда.
Чем
выше уровень
технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.
Слайд 11
Культура труда
Под культурой труда понимается достигнутый уровень организации производства.
Культура
труда включает в себя следующие компоненты:
Культура труда
Соблюдение Умение Обеспечение Умение
технологической организовать условий определять
дисциплины свое охраны эффективность
рабочее труда и трудовой
место техники деятельности
безопасности
Слайд 12Как появились профессии
Ни один человек
в современном мире не производит всего того, что ему необходимо
для жизни, сам. Но так было не всегда.
Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов.
По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда.
Первое крупное разделение труда – одни люди или целые племена занимались скотоводством, другие – земледелием.
Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга. У одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот.
В результате возник обмен продуктами труда.
Второе крупное разделение труда – выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность.
Обмен продуктами труда уже был между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.
Слайд 13
Разделение труда
Постепенно обмен разнообразными продуктами
становился все более сложным, а объем его увеличился.
Произошло третье
крупное разделение труда – выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы.
Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.
Разделение труда –
специфическая для каждой исторической эпохи
система связанных между собой
видов и форм трудовой деятельности.
Слайд 14Специализация труда
Специализация труда – форма общественного разделения труда. Она выражается
в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные
трудовые операции в процессе изготовления какого – либо продукта.
Специализация выступает как форма развития производительных сил и способствует росту производительности труда.
Разделение и специализация труда в различных отраслях экономики имеют свою специфику.
Пример. В сельскохозяйственном производстве существуют такие формы специализации:
зональная специализация, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;
специализация отдельных хозяйств;
внутрихозяйственная специализация среди бригад, отделений, ферм, звеньев.
внутриотраслевая специализация, разделяющая отрасли сельскохозяйственного производства на более специализированные
Разделение и специализация труда – объективная основа появления профессий и специальностей.
Слайд 15
Формы разделения труда
Умственный
Отраслевое
и физический труд разделение труда
Предметная Подетальная
специализация специализация
Формы
Профессиональное разделения Квалификационное
разделение труда разделение
труда труда
Стадийная Функциональное
(технологическая) разделение
специализация труда
Слайд 16Формы разделения труда
Умственный труд – труд, в процессе которого
человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.
Физический труд –
труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.
Отраслевое разделение труда – это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).
Предметная специализация – это специализация предприятий на изготовление однородной законченной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика и др.).
Подетальная специализация – производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода).
Слайд 17Формы разделения труда
Стадийная (технологическая) специализация – выполнение отдельных
операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий
на литейном заводе, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).
Функциональное разделение труда – специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).
Профессиональное разделение труда – объединение работников в зависимости от профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).
Квалификационное разделение труда – дифференциация работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряд, класс, категория).
Слайд 18
Профессия
Профессия –
род трудовой деятельности, требующий
специальных знаний и опыта и обеспечивающий
условия существования личности.
Профессия объединяет
группу родственных специальностей.
Пример:
профессия учитель включает специальности: учитель физики, учитель математики, учитель истории, учитель физкультуры и т.д.
врач: хирург, педиатр, терапевт, окулист и т.д.
Слайд 19
Специальность, должность.
Специальность – более
узкая область приложения
физических и духовных сил человека в рамках той или иной
профессии.
Должность – предусмотренное
штатным расписанием служебное положение работника, определяющее его обязанности и оплату труда.
С повышением по должности увеличиваются обязанности человека, а соответственно и оплата труда.
Слайд 20
Профессиональная
деятельность
осуществляется
в рамках каких-либо
отраслей
экономики.
Слайд 21Отрасль - исторически сложившаяся
совокупность предприятий производства, организаций, характеризующая
-
единством экономического назначения производимой продукции или услуг,
- однородностью
потребляемого сырья и материалов,
- общностью материально-технической базы и технологических процессов,
- специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Слайд 22
Сфера -
(греческое sphaira – шар)
предел распространения какого-либо
действия.
Слайд 23Сферы трудовой деятельности
По результатам трудовой, профессиональной
деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы ЭКОНОМИКИ:
- сферу
материального производства;
непроизводственную сферу.
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.
Слайд 24Сферы и отрасли
Сфера материального
производства
Промышленность
Строительство
Сельское хозяйство
Лесное хозяйство
Грузовой транспорт
Связь
Доставка и сбыт
Непроизводственная сфера
Наука. Образование.
Искусство, культура.
Здравоохранение.
Торговля. Соцобеспечение.
Общественное питание.
Жилищно-коммунальное хоз-во.
Пассажирский транспорт.
Органы госуправления.
Финансы, кредит.
Органы правопорядка.
Армия.
Система массовых
коммуникаций.
Слайд 26Сферы и отрасли
Сфера материального
Непроизводственная сфера
производства
Промышленность
Наука. Образование.
Строительство Искусство, культура.
Сельское хозяйство Здравоохранение.
Лесное хозяйство Торговля. Соцобеспечение.
Грузовой транспорт Общественное питание.
Связь Жилищно-коммунальное хоз-во.
Доставка и сбыт Пассажирский транспорт.
Органы госуправления.
Финансы, кредит.
Органы правопорядка.
Система массовых
коммуникаций.
Слайд 27 В каждой отрасли можно выделить области профессиональной
деятельности по ее направленности, т. е. по предмету труда.
Предмет труда
– это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.
Природа
Техника
Знаковая система
Человек
Художественный образ
Слайд 28Как обрабатывать, воздействовать?
(Технологический процесс)
На чем обрабатывать, воздействовать?
(Станок, оборудование)
Чем обрабатывать, воздействовать?
(Инструмент)
Слайд 29Средства труда
– это то, с помощью чего человек
воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных
и духовных благ.
Средства труда: орудия производства (машины, оборудование, инструменты), земля (всеобщее средство труда), производственные здания, железные, автомобильные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и др.
Слайд 30Орудия производства:
- машины и их оснастка;
- рабочие
инструменты;
- контрольно-измерительные приборы;
- автоматические приборы;
- функциональные возможности человека.
Слайд 31
Предмет труда
и
средства труда
это
средства производства.
Слайд 32Результатом
преобразовательской деятельности человека является какой-либо продукт - товар
или услуга.
Товар – продукт труда, предназначенный для продажи или обмена.
Услуги – это различные виды обслуживания людей.
Слайд 34Классификация профессий по предмету труда
Типы профессий
Сферы профессиональной
деятельности можно классифицировать по предмету труда ( т.е. на что
направлен труд человека)
Выделяются 5 сфер:
- человек – природа,
- человек – техника,
- человек – знаковая система,
- человек – человек,
- человек – художественный образ.
Слайд 35Человек - природа
Предметы труда: растительные, животные организмы, микроорганизмы.
Объекты труда: почва,
вода, лес, атмосфера, семена, полезные ископаемые, растения, животные, микробиологические процессы.
Области
труда: растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, микробиология.
Профессионально важные качества для успешной деятельности:
любовь к животным и растениям,
наблюдательность, умение
предвидеть
изменчивые природные факторы,
смелость, точность движений,
терпеливость и настойчивость,
Оперативное наглядно – образное
мышление,
физическая выносливость.
Слайд 36Человек - техника
Предметы труда: машины, механизмы, технические системы агрегаты.
Объекты труда:
техника, приборы, оборудование, аппараты, грунты, горные породы, древесина, пластмассы, ткани,
строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция.
Области труда: добыча и обработка горных пород, обработка материалов, сборка, монтаж, ремонт, наладка, обслуживание техники, зданий и сооружений, электро- и радиооборудования, управление подъемными и транспортными средствами, переработка сельхозпродукции.
Для успешной деятельности нужны:
любовь к технике, техническое
мышление, координация движения,
скорость реакции, технический слух,
устойчивость к монотомии,
способность к техническому
творчеству
Слайд 37Человек-знаковая система
Предметы труда: знаки, символы, формулы, слова, цифры, тексты, коды.
Объекты
труда: ЭВМ, пишущие машинки, индикаторы, измерительные приборы, рисунки, схемы, графики,
чертежи, карты, ноты, деньги, фотографии, письменная и устная речь, документы.
Области труда: создание и оформление документов, анализ и перевод текстов, делопроизводство, связь, бухгалтерское дело, экономика, финансы, страхование, кредитование, полиграфия, геодезия, черчение, конструирование, музейное и архивное дело, статистика, работа на ЭВМ.
Профессиональные качества:
зрительное восприятие, оперативная
память, логическое мышление,
здоровый опорно-двигательный
аппарат, концентрация внимания,
координация движения,
эмоциональная устойчивость.
Слайд 38Человек-человек
Предметы труда: люди, группы людей, коллективы, условия воспитания.
Объекты труда: методы,
средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководства ими.
Области труда: руководство
людьми, воспитание, обучение, медицинское, торговое, социально-бытовое, информационное обслуживание людей.
Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к людям, наблюдательность,
находчивость, вежливость,
отзывчивость, честность,
коммуникативные склонности,
эмоциональная устойчивость.
Слайд 39Человек-художественный образ
Предметы труда: художественный образ и закономерности его создания.
Объекты труда:
краски, ноты, буквы, слова, художественная речь, пластика тела, материалы.
Области труда:
декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, изобразительное, музыкальное, хореографическое, театральное искусство, архитектура, литература, телевидение.
Профессионально важные качества для успешной деятельности: творческое, образное мышление,
образная память, наблюдательность,
художественный вкус,
художественные специальные
способности.
Слайд 40Классификация профессий
Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать
по целям труда:
Классы профессий
Гностические – связанные с
познавательным трудом – Г (контролер, приемщик и др.). «УЗНАТЬ»
Преобразовательные – связанные с активным изменением свойств и состояний предметов – П
(токарь, строитель и др.). «ПРЕОБРАЗОВАТЬ»
Изыскательские – связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи – И
(закройщик, программист и др.). «ПРИДУМАТЬ»
Слайд 41Классификация профессий
Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать
по орудиям труда:
Отделы профессий
- ручной труд – Р
- механизированный труд – М
- автоматизированный труд – А
- труд с использованием функциональных особенностей человека (пластика тела, голос и т.д.) - Ф
Слайд 42Классификация профессий
Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать
по условиям труда:
Группы профессий
- труд на открытом
воздухе – О
- труд в нормальных бытовых условиях – Б
- труд в необычных условиях (под землей, под водой, в космосе и т.д.) – Н
- труд с повышенной материальной и моральной ответственностью за жизнь, здоровье, воспитание детей - М
Слайд 43
Классификация профессий
Классификация сфер профессиональной деятельности по предмету, целям,
орудиям и условиям труда.
Условия труда Группы профессий
О Б Н М
Орудия труда Отделы профессий
Р М А Ф
Цели труда Классы профессий
Г П И
Предметы труда Типы профессий
Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х.
Слайд 44Формула профессии
Профессия ТОКАРЬ
По предмету труда – относится к типу «человек
– техника» Т
По цели труда – к
классу преобразующих профессий Пр
По средствам труда –
к отделу профессий, где используют машины М
По условиям труда – к группе специалистов,
работающих в бытовых условиях б
Формула профессии «ТОКАРЬ» - Т Пр М б
Слайд 45Профессиональная карьера
Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной или
какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия.
Французское слово карьера вошло в
русский язык в 30 - 40 годах ХIХ века как конкурент слова поприще.
Профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастерством.
Кроме того, в содержание профессиональной карьеры включается более высокая (адекватная) оплата труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, обще6ственная оценка трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Слайд 46Профессиональная карьера
Различают вертикальную и горизонтальную карьеру.
Первая – это
должностной рост, продвижение по служебной лестнице, а вторая – рост
профессионального мастерства.
Следует помнить, что если есть мастерство, то должность приложится. Для карьеры важно бывает не только добиться определенной должности но и удержать ее.
Карьеру нужно отличать от карьеризма, под которым понимается получение материальных благ,
выгоды,
власти,
наград
явно незаслуженным или нечестным образом (например, с помощью взяток, лести, обмана, подкупа, шантажа и т.п.).