Слайд 1Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Калужской области
«Областной эколого-биологический центр»
Рекомендации
по конструированию и оформлению исследовательских работ школьников
Алексанов Виктор Валентинович
victor_alex@list.ru
12 декабря
2019 г., г. Калуга
Слайд 2План
Исследовательские работы учащихся в деятельности педагога
Структура исследовательской работы и критерии
ее оценивания
О выборе тем исследовательских работ
Рекомендации по формальным структурным элементам
исследовательской работы (обзор основных недостатков)
Рекомендации по оформлению рукописи исследовательской работы
Слайд 3Литература
(исследовательские работы)
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа
школьников. М.: Изд-во Вако, 2014. 160 с.
Советы молодому ученому: методическое
пособие для студентов, аспирантов, младших научных сотрудников и, может быть, не только для них / под. ред. Воробейчика Е.Л. Изд. 3-е, переработ. и дополн. Екатеринбург: ИЭРиЖ УрО РАН, 2011. 122 с. (URL: ipae.uran.ru/pdf/smu/Sovety_2011.pdf)
Нинбург Е.А. Технология научного исследования (методические рекомендации). – СПб, 2000. – 28 с.
Козлов М.В. Планирование экологических исследований: теория и практические рекомендации. М., 2015
Проблемы экологического эксперимента / под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга и д.б.н. Д.Б. Гелашвили. Тольятти, 2008
Гланц С. Медико-биологическая статистика / пер. с англ. – М.: Практика, 1998. – 459 с. http://statosphere.ru/books-arch/multistat/120-glantz-medbiolstatistics.html
Слайд 4Корреляция числа тем работ естественнонаучной тематики, представленных на областные мероприятия,
с численностью обучающихся на школу
коэффициент корреляции Спирмена r=0,301, p
Слайд 5Соотношение исследовательской и проектной деятельности
Исследование
Результат заранее неизвестен
Описание и объяснение действительности
Проектирование
Строится
от желаемого результата
Преобразование действительности
Новизна продукта
Четкое целеполагание и планирование
Слайд 6Этапы деятельности
Исследовательской
Проектной
Проблематизация. Проблематизация начинается с удивления. Удивление переоформляется в исследовательский
вопрос
Разбивка проблемы на комплекс задач.
Формулировка гипотез(ы).
Планирование исследовательских работ, выбор
инструментария.
Проверка выдвинутых предположений. Одна из конкурирующих гипотез приобретает статус знания.
Оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта (статьи).
Представление результатов
Образ желаемого будущего;
анализ ситуации;
целеполагание, уточнение представлений об итоговом продукте;
формулировка задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование;
проведение работ;
представление результатов в соответствующем использованию виде.
Юшков, 2015
Слайд 7Исследовательская работа
Учебное исследование
Субъективная новизна, овладение методами исследовательской деятельности
Научное исследование
Объективная новизна,
получение нового научного знания
Слайд 8Исследовательская деятельность для науки и для образования
Леонтович, Саввичев, с. 8
Научный
продукт
Противоречия есть
Слайд 9Как оценивать результаты исследовательской / проектной работы?
Считается, что научная новизна
и практическая значимость не могут быть критериями результативности учебного исследования.
Уровень
освоения исследовательских навыков практически не измерим сторонним экспертом
На практике для оценки учебного исследования применяют объективные критерии из профессиональной науки
Результативность педагога как руководителя учебно-исследовательской деятельностью измеряется количественными показателями (конкурсы и т.п.).
Проект не только в рамках школы, но и выход вовне
Слайд 10Критерии на Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ обучающихся
http://mgk.olimpiada.ru/media/attachments/website_staticpage/6/Ребриков_Медико-биологическое_направление_конкурса_прое_8EKAFRf.pdf
Слайд 11Структура исследовательской работы
Тема
Цель
Гипотеза
Оценка гипотезы
Новая тема
Выполнение исследования
Слайд 12Структура рукописи работы
Тема
Цель
Гипотеза
Заключение
Выполнение исследования
Введение
Материал и методы
Результаты
и обсуждение
Обзор литературы
Слайд 13Структура проектной работы
Ситуация
Цель
Задачи
Реализация проекта
Проблема
Будущее
Идея решения
Анализ существующих решений
Критерии результата
План реализации
Образ желаемого
будущего
Продукт
Оценка автором
Оценка автором
Оценка автором
Оценка внешним миром
Слайд 14Наиболее распространенные недостатки исследовательских работ
(по материалам областных конкурсов)
Глобальная тема,
которой не соответствуют полученные результаты
Лабораторная работа; не раскрывается новизна и
исследовательская цель («Обнаружение…», «доказать», «освоить методику…»)
Неувязки отдельных структурных частей работы
Смешиваются исследовательские и практические задачи, исследование и социальный проект и т.п.
Слайд 15Выбор темы работы. Формулировка названия
Новизна
Оригинальность
Распределение гвоздей в квартирах п. Воротынск
Значимость
научная и практическая
Актуальность
Как сохранить природные ресурсы в ХХ1 веке
Является ли
естественный отбор движущей силой эволюции?
Гипотезы, концепции, теории современной науки
Интенсивное изучение широко известных, но недостаточно обдуманных людьми фактов
Тестирование известных закономерностей и моделей на новом эмпирическом материале
Доступность
Значение для личностного развития автора
Слайд 16Оцените формулировки тем исследовательских работ
Реки области. Проблемы и пути решения
Влияние
загрязнений на жизнедеятельность растений
Влияние загрязнений от автомобильного транспорта на жизнедеятельность
живых организмов
Определение показателей качества воды реки Другуски
Изменение экологического состояния почвы под действием аномально обильных осадков 2013 года
Слайд 17Факторы выбора темы исследовательской работы / проекта
Научная квалификация руководителя (консультанта)
работы
Ресурсы материальной базы (включая возможность экспедиционной, полевой работы)
Ресурсы времени (включая
сезонный аспект)
Индивидуальные интересы
Слайд 18Направления Всероссийского конкурса проектных работ школьников
https://konkurs.sochisirius.ru/#directions
Слайд 19Направления на
Московском городском конкурсе
проектных и исследовательских работ
http://mgk.olimpiada.ru/
Слайд 20Перспективные направления исследовательских работ
в школах Калужской области
Сравнительное изучение природных
комплексов и их компонентов при различном уровне антропогенного воздействия
Популяции редких
видов растений и животных на конкретной территории (Красная книга)
Биология чужеродных видов растений и животных (Черная книга)
Длительные мониторинговые исследования
Слайд 21Динамика фауны. Инвазии чужеродных видов
Deroceras caucasicum
Percottus glenii
Krynickillus melanocephalus
http://macroid.ru/mdata/64/DSC07054_.jpg
Hyloniscus riparius
Слайд 22Ресурсы для конструирования тем работ
http://temagenerator.ru/
Слайд 23Цель как желаемый образ результата (примеры для разбора)
экспериментально доказать возрастание
отрицательного воздействия СМС на окружающую среду
Слайд 24Задачи исследования
Конкретные шаги по достижению цели
Им соответствуют структурные части работы
На
каждую задачу должен быть вывод
Слайд 25- познакомиться с основами российского законодательства по вопросам охраны природы,
конституционными экологическими правами и обязанностями граждан РФ;
- выявить нарушения экологического
состояния пришкольной территории и разработать мероприятия по ее охране;
- ознакомиться с методами проведения социологических исследований;
- освоить способы стимулирования активности школьников в процессе принятия решений по улучшению экологической ситуации вокруг школы.
Задачи исследования
(пример для разбора)
Слайд 26Гипотеза
Научное предположение
Новое научное знание в предположительной форме (новизна)
Точность, конкретность, четко
описан круг объектов
Может быть проверена: верификация и фальцифицируемость
Конкурирующие гипотезы (альтернативность)
Слайд 27если адвентивные виды будут возобновляться с высокой скоростью, то это
приведет к сокращению численности аборигенных видов Калужской области. Изучение распространения
и условий жизни занесенных растений поможет разработать меры по борьбе с этим явлением (тема - Изучение адвентивной флоры на территории города Боровска).
запахи некоторых растений отпугивают листоедов (тема – Влияние запаха календулы на особей колорадского жука)
видовой состав дневных чешуекрылых, обитающих в окрестностях деревни Коренёво, разнообразен
Гипотеза исследования
(пример для разбора)
Слайд 28Выводы
(требования из критериев оценивания различных конкурсов)
Обоснованность и значимость
Конкретность
Продукт интерпретации
результатов исследования - логичность
Слайд 29Поиск научной литературы по теме работы
https://scholar.google.ru/
http://elibrary.ru/
https://cyberleninka.ru/
Слайд 30Дизайн исследования.
Планирование эксперимента
Активный
Контролируемый
manipulative
Пассивный
Измерительный
mesurative
Метод познания, при помощи которого в контролируемых
или управляемых условиях исследуются явления действительности с целью проверки гипотез,
выдвинутых до начала эксперимента
Методы исследования
Слайд 31Необходимо различать экспериментальные единицы (истинные повторности) от измеряемых единиц
Слайд 32Математическая статистика необходима для оценки вероятности того, что суждение истинно
Истинные
суждения
Площадь квадрата равна квадрату длины его стороны (функциональная связь)
Свинец тяжелее
меди
Численность населения Калуги больше, чем численность населения Обнинска
В лесу Х растет дерево вида У
Вероятностные суждения
Число видов птиц связано степенной зависимостью с площадью острова
Растения, выросшие в загрязненной свинцом почве, имеют меньшие размеры
Дерево вида У более характерно для лесов типа Х, чем для лесов типа А
Слайд 33Представление данных
в исследовательской работе
Основа рукописи – научный текст, таблицы
и диаграммы только иллюстрируют его
В тексте должны быть ссылки на
все таблицы, рисунки, формулы, приложения (табл.1, рис.2, приложение 5).
Ссылки не должны нести фразы, повторяющие заголовки таблиц, подписей иллюстраций.
Таблицы и рисунки должны быть озаглавлены. Заголовок рисунка пишется после него, заголовок таблицы –перед объектом.
Таблицы и рисунки должны быть информативными и самодостаточными
Слайд 35Рисунки: отсутствие условных обозначений, подписей осей и т.д.
Слайд 36Рис.4. Спектр участия древесных пород в составе подроста на различных
ПП
Представление данных на диаграмме
Слайд 37Отсутствие статистической обработки, приведение средних величин без показателей вариации
Слайд 39Объем файла рукописи: сжатие фотографий и других изображений
Слайд 40Ресурсы для организации исследовательской работы по биологии
Контакты - ecokonkurs@list.ru, http://www.koebcu.ru
Областной эколого-биологический центр
Проект «ЭкоМост»
Проект «Биогеошкола»
Проект «Школьный биологический мониторинг»
Консультации и практические
занятия по интересующим темам
Дистанционные занятия по интересующим темам
Выезд специалиста центр в окрестности школы
Взаимный обмен образовательных организаций опытом, кадровыми ресурсами, научным материалом
Слайд 41Текущие мероприятия
Конференция юношеских исследовательских работ «Природа Калужской области» – 13-14
декабря
Областной этап Российского национального юниорского водного конкурса – январь -
февраль