Слайд 1Государственное регулирование отрасли железнодорожного транспорта в период
реформирования
Лекция №2
Структурное
реформирование отрасли
Лектор: Мицук Игорь Владимирович, к.э.н.
руководитель Сибирского
территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Слайд 2Предпосылки к структурному реформированию отрасли
Слайд 3Предпосылки к структурному реформированию отрасли
Высокий износ основных средств железнодорожного транспорта
(1992 год – 36%, 2001 год – 57,4%):
Слайд 4Груз непрофильных расходов в части выполнения социальных функций
Содержание социальной сферы:
-
54 млн.кв.м. жилого фонда;
- 504 учреждения здравоохранения;
- 1118 учреждений образования;
-
172 учреждения культуры; и пр.
Перекрестное субсидирование пассажирских перевозок: убытки около 20 млрд.руб.
Слайд 5Отсутствие собственных источников на инвестиции и погашение текущих обязательств
Слайд 6Федеральный бюджет
Российской Федерации
Слайд 7Состояние внешнего долга и международных резервов России
Слайд 8Производство продукции железнодорожного машиностроения
Слайд 9Предпосылки
к реформированию отрасли железнодорожного транспорта
Высокий износ Основных средств
Низкая эффективность
экономики отрасли в результате непрофильных (социальных) издержек
Отсутствие внутренних и федеральных
источников инвестиций
Отсутствие механизмов привлечения внешних инвестиций
Риск банкротства
отдельных подразделений
в едином технологическом процессе
Слайд 10Организационная структура отрасли до создания ОАО «РЖД»
Слайд 11Нормативно-правовая база подготовки к структурному реформированию
Закон «О федеральном железнодорожном транспорте»
от 25.08.95г. №153-ФЗ
Указ Президента РФ №426 «Об основных положениях структурной
реформы в сферах естественных монополий» от 28.04.97г.
Постановление Правительства РФ №448 «Об утверждении Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта» от 15.05.98г.
Постановление Правительства РФ №384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» от 18.05.01г.
Слайд 12Задачи структурной реформы в сферах естественных монополий
совершенствование системы регулирования, в
том числе ценового в сферах естественных монополий, дерегулирование видов деятельности,
не относящихся к сферам естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции;
выделение исходя из экономической целесообразности и в соответствии с федеральными законами самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;
организацию контроля за финансовыми потоками субъектов естественных монополий;
поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищенных групп населения;
Слайд 13Задачи структурной реформы в сферах естественных монополий
придание рынкам в
сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет определения, введения
единых правил "доступа к сети" на недискриминационной основе;
совершенствование нормативной базы регулирования в сферах естественных монополий;
формирование организационно - правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий на региональном уровне, координацию деятельности и разграничение компетенции между федеральными и территориальными органами по регулированию в сферах естественных монополий;
определение особенностей дальнейшей приватизации в сферах естественных монополий;
повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ, являющихся субъектами естественных монополий, в том числе мер, направленных на обеспечение открытости акционерных обществ для инвесторов и акционеров.
Слайд 14Основные цели структурной реформы железнодорожного транспорта
усиление государственного регулирования деятельности субъектов
естественных монополий на железнодорожном транспорте;
стимулирование развития конкуренции в различных
сегментах рынка транспортных услуг, в потенциально - конкурентных видах хозяйственной деятельности и соответствующее ослабление государственного регулирования;
повышение качества обслуживания потребителей транспортных услуг.
Слайд 15Систематизация поэтапной реализации
структурной реформы. Цели этапов:
Слайд 16Задачи 1-го этапа:
Законодательная, нормативная база
определение объектов приватизации
включение в Проект плана
приватизации федерального имущества
создание открытого акционерного общества «Российские железные дороги», полностью
принадлежащего государству
Слайд 17Задачи 2-го этапа:
отделение не основных структурных подразделений от ОАО «Российские
железные дороги»;
отделение федеральной пассажирской компании и выделение ряда пригородных пассажирских
компаний;
отделение сервисных компаний, занимающихся не основными видами деятельности;
Слайд 18Задачи 3-го этапа:
создание стимулов для поощрения частной собственности на подвижной
состав;
создание независимых железнодорожных компаний и частных пассажирских компаний вдоль основных
маршрутов пассажирских перевозок;
привлечение частных инвестиций в сегмент дальних пассажирских перевозок;
приватизация компаний, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием.