Слайд 1Тема 7 «Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества»
Слайд 2ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАТЕРИАЛЬНОГО РЕЗЕРВА В РОССИИ
СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МАТЕРИАЛЬНОГО РЕЗЕРВА В СССР
СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАТЕРИАЛЬНОГО РЕЗЕРВА В РОССИИ ПОСЛЕ
1991 Г.
Слайд 4Понятие «Резерв» происходит от французского слова «reserv»
или от латинского слова «reservus», что означает сберегаю, сохраняю и
имеет два значения:
- запас чего-либо на случай надобности;
- источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы.
Государственный резерв - это создаваемые и планомерно пополняемые государством запасы сырья и материалов, топлива, зерна и других продовольственных товаров, некоторых видов машин и оборудования, необходимые для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и удовлетворения других потребностей государства и общества.
Слайд 5 Важнейшим средством сохранения накопленных
запасов материальных средств является их рассредоточение, сохранение, своевременное освежение (замена)
и поддержание в готовности к использованию по предназначению. Особого подхода к рассредоточению и защите требуют нефтепродукты, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные вещества, медицинские иммунобиологические препараты, отравляющие и ядовитые вещества, которые при их уничтожении или разрушении хранилищ могут вызвать вторичные поражения и значительно усложнить обстановку как в районах боевых действий, так и в далеком тылу.
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о государственном материальном резерве.
Слайд 6Общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов
материальных ценностей регламентируется Федеральным законом от 29.12.1994 года № 79-ФЗ
«О государственном материальном резерве».
Государственный резерв предназначен для:
обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
оказания гуманитарной помощи;
оказания регулирующего воздействия на рынок
Слайд 7Вопрос 1 «Создание материального резерва в России»
Слайд 9После войны с Турцией (1877-1878 годы) были сделаны попытки накопить
запасы провианта и фуража в количестве, необходимом на период мобилизации
и сосредоточения войск в случае войны. Достаточные продовольственные запасы были созданы только в районах примыкающих к западным границам. На других границах продовольственные запасы были незначительными, особенно на Дальнем Востоке на границе с Японией. Война с Японией (1903-1905 годы) показала, что русская армия потерпела поражение из-за необеспеченности не только военным снаряжением, но и одеждой, обувью, продовольствием. Русско-японская война продемонстрировала острую необходимость создания государственных запасов продовольствия и управления ими.
В 1913 году были пересмотрены нормы запасов для муки и крупы, сроки их хранения (минимальные – три года, средние – пять лет и максимальные – десять лет).
В 1867 году при Военном министерстве был создан технический комитет, в задачу которого входило следить за всеми новинками и производстве нужной для армии продукции и разрабатывать технические приемы для определения «истинного качества» продуктов. В 1869 году техническим комитетом разработаны и технические требования к армейским продовольственным складам.
Слайд 10Вопрос 2 «Создание государственного материального резерва в СССР»
Слайд 11В первые годы образования государственных продовольственных резервов СССР управление и
контроль за ними осуществляли Народный Комиссариат внешней и внутренней торговли,
Совет Труда и Обороны и в 1927 году создается мобилизационный фонд пшеницы, ржи, овса и крупы в размере 1, 6 млн. тонн. Проблема государственных хлебных ресурсов нашла отражение и в первом пятилетнем плане народного хозяйственного строительства СССР, утвержденном в 1929 году. Только в результате увеличения производства сельскохозяйственной продукции к 1931 году были созданы постоянные запасы хлеба и фуража. Таким образом, история государственных резервов советского периода фактически началась в конце 20-х – начале 30-х годов XX века. В связи с расширением номенклатуры закладываемых в резерв товаров и материалов и возросшими объемами накопления постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 года был образован Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов).
Слайд 12 В 1935 году Комитет резервов возглавил В.Я.Чубарь.
В связи с ликвидацией
Совета Труда и Обороны постановлением СНК СССР от 29 августа
1937 года Комитет резервов был преобразован в Управление государственных резервов при СНК СССР (Управление резервов), которое возглавил А.П.Розенгольд.
С 1 ноября 1937 года отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов (на местах было организовано 16 отделов и 19 инспекций, что положило начало образованию современных территориальных управлений – местных органов госрезервов). В 1938 году Управление госрезервов возглавил А.В.Николаев.
В октябре 1938 года руководителем Управления госрезервов был назначен М.В.Данченко, на долю которого выпали самые тяжелые испытания в истории системы госрезерва.
Слайд 13В конце 1939 года Управлением госрезервов была начата работа по
подготовке Положения о госрезервах – первого основополагающего документа о принципах
формирования в СССР единой системы государственных материальных резервов, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения государственных запасов, структуры системы госрезервов, которая в основных чертах сохранена до настоящего времени. В систему госрезервов этого периода входило 16 территориальных управлений, численностью 1500 человек. В ведении каждого территориального управления находилось от 2 до 10 баз госрезерва, а под контролем находились тысячи пунктов ответственного хранения госрезервов. К 1940 году система государственных материальных резервов располагала широким ассортиментом продовольственных и промышленно-сырьевых товаров, топливных и мобилизационных запасов.
Слайд 14Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1946 года
были образованы Министерство государственных продовольственных резервов СССР (руководитель Д.И.Фомин) и
Министерство государственных материальных резервов СССР (руководитель М.В.Данченко) и ведутся работы по восстановлению разрушенных во время войны и строительству новых баз госрезервов. За период с 1946 по 1953 годы центральные органы четыре раза меняли свое название, дважды система делилась на параллельные, дублирующие структуры и дважды соединялась. Постановлением Совмина СССР от 15 марта 1953 года создано Главное управление государственных резервов при Совмине СССР (руководитель до 1960 года А.М.Тибабишев, а с 1960 года Г.С.Хламов).
Слайд 15На развитие системы госрезервов в 1970-1980 годы существенное влияние оказали
многие внешние факторы (период застоя в экономике страны, спад сельскохозяйственного
производства и обострение продовольственной проблемы, начало перестройки), а также изменения в системе (структурные преобразования, смена трех руководителей отрасли - в мае 1969 года систему госрезервов возглавил А.А.Кокарев). Постановлением Совмина СССР от 25 декабря 1978 года Главное управление материальных резервов при Совмине СССР было преобразовано в Государственный Комитет СССР по государственным резервам (Госкомрезерв СССР), который в декабре 1980 года возглавил А.В.Коваленко, а с 1986 года Ф.И.Лощенков. При изменении структуры Совмина СССР в сентябре 1989 году Госкомрезерв был преобразован в Главное управление по материальным резервам при Совмине СССР, которое в 1990 году возглавил В.Н.Ладыгин.
Слайд 16 Для готовности страны к возможным стихийным бедствиям, авариям и катастрофам
Совмин СССР принимает решение об образовании в составе госрезерва фонда
материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. С декабря 1990 года в системе госрезервов организована новая структура – Управление материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций. Запасы материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций являются составной частью единой государственной системы чрезвычайных резервных фондов, включающих в себя финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы
Слайд 17Вопрос 3 «Создание государственного материального резерва в России после 1991
г.»
Слайд 18В связи с реорганизацией правительства СССР в апреле 1991 года
Главное управление по материальным резервам при Совмине СССР реорганизуется в
Комитет по государственным резервам при Кабинете Министров СССР. В связи с провозглашением союзными республиками своего суверенитета и независимости Комитет по государственным резервам при Кабинете Министров СССР издал приказ от 23 ноября 1991 года о создании ликвидационной комиссии, которой поручалось осуществить передачу объектов системы госрезерва и всех материальных ценностей на территориях союзных республик, в ведение правительства суверенных государств. К 15 декабря 1991 года передача основных фондов и резервы всех видов на 56 предприятиях и многих пунктах ответственного хранения были переданы в ведение правительств бывших союзных республик.
Слайд 19А в ноябре 1991 года указом «О формировании системы государственного
резерва РСФСР» был образован Комитет по государственным резервам при правительстве
РСФСР, который стал правопреемником союзного комитета. В связи с изменением Конституции и структуры правительства Российской Федерации в сентябре 1992 года Комитет по государственным резервам при правительстве РСФСР переименован в Комитет Российской Федерации по государственным резервам, который возглавил В.Н.Бешкарев. После утверждения Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 структуры федеральных органов исполнительной власти Госкомрезерв переименован в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и стало подведомственным Минэкономразвития России.