Разделы презентаций


Государство Древнего Рима

Содержание

Периодизация истории Римского государства1. «Царский период» (753–509 гг. до н. э.) - правление семи рексов - «царей», становление государственности, слияние племен в «populus romanus».2. Период республики (509–27 гг. до н. э.)3.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Государство Древнего Рима
Периодизация истории Римского государства
Общественный и государственный

строй царского периода
Государственный и общественный строй Римской республики
Римская

империя: принципат и доминат
Государство Древнего Рима Периодизация истории Римского государства Общественный и государственный строй царского периода Государственный и общественный строй

Слайд 2Периодизация истории Римского государства
1. «Царский период» (753–509 гг. до н.

э.) - правление семи рексов - «царей», становление государственности, слияние

племен в «populus romanus».
2. Период республики (509–27 гг. до н. э.)
3. Период империи (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.):
а) принципат (I в. до н. э. - середина III в. н. э.) – «монархия в республиканских одеждах», время, когда императоры-принцепсы вынуждены были маскировать свою монархическую власть;
б) доминат (III – V вв. н. э.) – неограниченная, абсолютная монархия императоров-доминусов (dominium – господство).
Периодизация истории Римского государства1. «Царский период» (753–509 гг. до н. э.) - правление семи рексов - «царей»,

Слайд 3Общественный строй царского периода
а) патриции (от лат. «pater» - отец)

- верхушка общества, аристократия, владельцы крупных земельных наделов, монополисты в

политической сфере;
б) плебеи - чужаки, пришельцы, позже патрициев пришедшие в Рим, ограничены в политических, социально-экономических и личных правах;
в) клиенты - обедневшие члены рода, либо чужаки, принятые в родовую организацию, находившиеся в экономической и личной зависимости от патрициев;
г) рабы (servi) - рабство носило патриархальный характер, рабов было немного, труд их использовался в домашнем хозяйстве знати.
Общественный строй царского периодаа) патриции (от лат. «pater» - отец) - верхушка общества, аристократия, владельцы крупных земельных

Слайд 4Государственный строй царского периода
а) рекс (в «царский» период семи рексов)

- военный вождь, власть его ограничивалась сенатом и народным собранием,

и лишь при последних рексах приближается к подлинно монархической;
б) Сенат (от лат. «senex» - старец) - совет старейшин, наиболее родовитых, богатых, уважаемых членов патрицианских родов, фактически высший орган государственной власти (олигархическое правление);
в) народное собрание (сходка мужчин-воинов)
Основные функции:
- законодательство,
- избрание рексов,
- объявление войны и т.д.
Государственный строй царского периодаа) рекс (в «царский» период семи рексов) - военный вождь, власть его ограничивалась сенатом

Слайд 5Реформы Сервия Туллия
а) разделение населения на 6 разрядов по имущественному

признаку.
В основу деления был положен размер земельного надела, которым

владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.
б) разбивка каждого разряда на центурии - сотни (всего 193 центурии);
в) создание высшего органа государственной власти - центуриантных комиций, где каждая сотня имела при голосовании один голос.
г) административно-территориальное деление города и окрестностей на трибы - округа (4 городских и 17 сельских) для упорядочения налогообложения;
Реформы Сервия Туллияа) разделение населения на 6 разрядов по имущественному признаку. В основу деления был положен размер

Слайд 6Реформы Сервия Туллия
д) включение плебеев в состав римского народа, допуск

богатых плебеев к управлению государством и к ager publicus (общинные

земли).
Реформы способствовали замене родовой организации общества на экономико-территориальную, объединили римский народ и создали предпосылки для возникновения в Риме республики.
Реформы Сервия Туллияд) включение плебеев в состав римского народа, допуск богатых плебеев к управлению государством и к

Слайд 7Переход к республике
В 509 г. до н. э. римский народ,

возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого, изгнал его и установил

республику.
Высшая исполнительная власть была передана двум ежегодно избираемым народным собранием консулам.
В условиях республики у плебеев появилось больше возможностей для борьбы за уравнение в правах с патрициями.
Этапы борьбы:
а) 451–450 гг. до н. э. - принятие законов XII Таблиц, писаного права (провозглашалось, что отныне решение народного собрания - закон);
б) 445 г. до н. э. - закон Канулея, разрешавший браки между патрициями и плебеями;
Переход к республикеВ 509 г. до н. э. римский народ, возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого, изгнал

Слайд 8Переход к республике
в) 367 г. до н. э. - закон

Лициния-Секстия, установивший мак­симальный размер (125 га) земельного участка, который может

на­ходиться в собственности у семьи; изъятие излишков и перераспре­деление их между безземельными и малоземельными гражданами;
г) 326 г. до н. э. - закон Петелия, запретивший рабство за долги;
д) 284 г. до н.э. - закон Гортензия, признавший за решениями плебейских сходок (плебецистов) силу закона.
Переход к республикев) 367 г. до н. э. - закон Лициния-Секстия, установивший мак­симальный размер (125 га) земельного

Слайд 9Общественный строй Римской республики
а) граждане (нобили, всадники, средние слои и

люмпены).
В Риме граждане по имущественному признаку подразделялись на ряд

подгрупп с различным объемом политических прав.
Нобили (сенаторское сословие) - наиболее богатая часть общества, годовой доход которых превышал 1 млн. сестерциев. Нобили были владельцами крупных земельных наделов, рабовладельческих латифундий и именно из них формировался Сенат и высшие магистратуры.
Всадники (торговцы, ростовщики, откупщики-публиканы) - годовой доход не менее 400 тыс. сестерциев, доминировали в народном собрании и низших магистратурах.
Средний слой (мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне-фермеры) обеспечивали Риму военную и политическую стабильность.
Люмпены, пролетарии - неимущие, но политически полноправные граждане, за голоса которых в народных собраниях боролись политики («хлеба и зрелищ»)
Общественный строй Римской республикиа) граждане (нобили, всадники, средние слои и люмпены). В Риме граждане по имущественному признаку

Слайд 10Общественный строй Римской республики
б) перегрины - иностранцы, долгое время проживающие

на территории Рима. Политических прав перегрины не имели, им было

запрещено также приобретать земли в Риме и вступать в брак с римскими гражданами.
в) рабы (servi). Рабство в Риме носило классический характер, римское право рассматривало раба как вещь, как говорящее орудие (servi res sunt - рабы - это вещи).
Источниками рабства были:
- военный плен,
- рождение от рабынь,
- покупка рабов на международных рабовладельческих рынках (у пиратов),
- обращение в рабов за преступления (например, за грабеж).
Пекулий - предоставление рабу-пекулисту определенной хозяйственной самостоятельности и заинтересованности в результатах своего труда;
г) либертины - вольноотпущенники.
Общественный строй Римской республикиб) перегрины - иностранцы, долгое время проживающие на территории Рима. Политических прав перегрины не

Слайд 11Государственный строй Римской республики
Форма Римского государства :
1) форма правления

- республика (от лат. res publica - общее дело), большинство

государственных должностей - выборные, срочные и сменяемые;
2) форма государственного устройства - полис (унитарное государство с элементами федерации);
3) политический режим - аристократический, т.к. должности, как правило, занимали представители богатых аристократических фамилий (особенно в Сенате).
Государственный строй Римской республикиФорма Римского государства : 1) форма правления - республика (от лат. res publica -

Слайд 12Сенат
Главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) - формально

совещательное учреждение.
Сенат, в состав которого входили наиболее богатые, умудренные

жизненным опытом (старше 40 лет) нобили, не был выборным учреждением - раз в пять лет коллегия особых должностных лиц (цензоров) осуществляла ротацию Сената, исключая из него обедневших, либо запятнавших себя преступлениями граждан и включая новых.
Компетенция Сената:
1) предварительное рассмотрение законопроектов, выносимых в народное собрание;
2) исполнение законов;
3) распределение армий среди полководцев и выделение средств на содержание армии;
4) составление и исполнение бюджета;
5) издание сенатусконсультов (мнение Сената по тому или ино­му правовому вопросу, имевших силу закона);
6) назначение диктатора (экстраординарная магистратура) и ряд иных полномочий
СенатГлавенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) - формально совещательное учреждение. Сенат, в состав которого входили

Слайд 13Народные собрания (комиции)
Высшим органом государственной власти в республиканском Риме провозглашались

народные собрания (комиции):
1) куриатные (древние, утратившие в период республики

перво­начальное значение) - в основном церемониальные функции;
2) трибутные (собрание в округах) - избрание низших должностных лиц, рассмотрение жалоб на действие должностных лиц;
3) центуриатные (всенародные) - имели в период республики главное значение.
Функции центуриатных комиций:
- принятие законов;
- объявление войны;
- избрание должностных лиц;
- предоставление гражданства;
- решение вопросов о помиловании приговоренных к смерти римских граждан
Народные собрания (комиции)Высшим органом государственной власти в республиканском Риме провозглашались народные собрания (комиции): 1) куриатные (древние, утратившие

Слайд 14Магистраты
Исполнительная власть в Риме была представлена магистратами
Магистратуры делились на:

ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов,

эдилов и др.;
• экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки.
Основными принципами деятельности должностных лиц были:
1) выборность;
2) сменяемость;
3) срочность (как правило, не более одного года);
4) коллегиальность (с возможностью интерцессии - отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции);
5) безвозмездность;
6) подотчетность.
Магистраты Исполнительная власть в Риме была представлена магистратамиМагистратуры делились на:• ординарные (обычные), к которым относились должности консулов,

Слайд 15Магистраты
Диктатор
В период чрезвычайных ситуаций (вражеское нашествие, гражданская война, мятеж)

по представлению Сената консул мог назначить диктатора. Диктатура устанавливалась на

срок не более, чем на 6 месяцев.
Полномочия диктатора
- отмена законов
казни римских граждан без суда и следствия.
Консулы
Главными магистратами были два Консула, ежегодно избираемые народным собранием на годичный срок (без возможности переизбрания).
Полномочия консулов:
а) командование вооруженными силами;
б) право вынесения смертных приговоров (с возможностью обжалования в народном собрании);
в) заключение перемирия, распределение военной добычи и другое.
МагистратыДиктатор В период чрезвычайных ситуаций (вражеское нашествие, гражданская война, мятеж) по представлению Сената консул мог назначить диктатора.

Слайд 16Магистраты
Преторы. Помощниками консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные

функции, а впоследствии обязанности организации судопроизводства.
Особое значение для римского

права имела деятельность перегринского претора (рассматривал споры между иностранцами).
Цензоры. Два цензора избирались раз в 5 лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов.
Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела.
Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.
Плебейские трибуны, ежегодно избирались плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна была быть открытой, чтобы любой плебей мог обратиться к своему защитнику за помощью.
Власть трибуна основывалась на праве вето (от латинского «veto» - я запрещаю) - возможность приостановить исполнение распоряжения любого должностного лица и даже Сената.
Плебейский трибун был вправе арестовать любого римского гражданина и публично его допросить.
МагистратыПреторы. Помощниками консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные функции, а впоследствии обязанности организации судопроизводства. Особое

Слайд 18Основные причины падения республики
1) профессионализация римской армии (реформы Гая Мария)

приводит к тому, что армия утрачивает связь с народом, становясь

игрушкой в руках недобросовестных политиков;
2) гражданские войны приводят к расколу господствующего класса и всего общества в целом;
3) массовые восстания рабов показали, что республика неспособна эффективно и быстро решать сложные внутренние задачи;
4) увеличение числа полноправных граждан приводит к тому, что прямая демократия, рассчитанная на управление городом-полисом в рамках огромного государства, становится неэффективной;
5) массовое разорение свободного крестьянства, мелких ремесленников и торговцев (люмпенизация) приводит к фактически полному исчезновению среднего класса граждан - главной военной и политической опоры республики;
6) военные диктатуры постепенно приучают общество к мысли о том, что единовластие – лучший способ управления государством.
Основные причины падения республики1) профессионализация римской армии (реформы Гая Мария) приводит к тому, что армия утрачивает связь

Слайд 19Римская империя: принципат
В 27 г. до н. э. Октавиан Август

становится единовластным правителем-принцепсом, объединяя в своих руках полномочия
консула (верховное

командование армией),
диктатора (право казни гражданина),
цензора (право изменять персональный состав Сената).
Установление в Риме монархии повлекло изменения в общественной сфере:
а) рост числа свободных землевладельцев (за счет воинов-ветеранов, а также варваров, селившихся на территории империи);
б) временное улучшение положения рабов (такой источник рабства, как военный плен иссякает, на первое место выходит естественное воспроизводство рабов, для которого необходимо было создать соответствующие условия - запрет убивать рабов, жестоко с ними обращаться, разлучать при продаже их семьи);
Римская империя: принципатВ 27 г. до н. э. Октавиан Август становится единовластным правителем-принцепсом, объединяя в своих руках

Слайд 20Римская империя: принципат
в) увеличение числа «полноправных» граждан (в 212 г.

император Каракалла своим эдиктом даровал права римских граждан всем свободным

жителям империи, но нужно отметить, что «гражданские права» в условиях монархии - зачастую фикция, главными стали не права, а обязанности - платить налоги, служить в армии);
г) формирование нового слоя господствующего класса - провинциальной знати (греческой, гальской, германской).
Римская империя: принципатв) увеличение числа «полноправных» граждан (в 212 г. император Каракалла своим эдиктом даровал права римских

Слайд 21Государственный механизм принципата
Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти

все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются

консулы, преторы и народные трибуны.
Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.
Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.
Государственный механизм принципатаПринципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает

Слайд 22Государственный механизм принципата
Права сената были лишь почетными, а его полномочия

- ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от

принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом.
Народные собрания пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками
Государственный механизм принципатаПрава сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в

Слайд 24Государственный строй Рима в период домината
В целях укрепления государства, упорядочения

управления провинциями, императором Диоклетианом проводится комплекс реформ:
1) административная реформа

- разделение империи на Западную и Восточную, территория империи разделяется на 10 диоцезов (120 провинций);
2) налоговая реформа - вместо косвенных налогов вводится единый поземельно-подушный налог в денежной или натуральной формах;
3) финансовая реформа - введение полноценной золотой монеты (наряду с находящейся в обороте серебряной и медной);

Государственный строй Рима в период доминатаВ целях укрепления государства, упорядочения управления провинциями, императором Диоклетианом проводится комплекс реформ:

Слайд 25Государственный строй Рима в период домината
4) военная реформа:
разделение армии на

внутренние войска, пограничные войска и преторианскую гвардию;
увеличение численности армии

на треть;
введение рекрутских наборов;
пополнение армии за счет варваров.
Создается разветвленный чиновничий бюрократический аппарат, Римская империя все более приобретает черты восточной деспотии.
Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.
Государственный строй Рима в период домината4) военная реформа:разделение армии на внутренние войска, пограничные войска и преторианскую гвардию;

Слайд 26Государственный строй Рима в период домината
Особое положение среди этих ведомств

занимали:
• государственный совет при императоре;
• финансовое ведомство;
• военное ведомство.
При сыновьях

императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи:
• Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;
• Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии.
Государственный строй Рима в период доминатаОсобое положение среди этих ведомств занимали:• государственный совет при императоре;• финансовое ведомство;•

Слайд 27Причины падения Римского государства
1) усиление центробежных тенденций в провинциях;


2) кризис рабовладельческого способа производства, появление элементов феодального общества (колонат);


3) нашествие варваров (германцев, гуннов);
4) падение уровня жизни граждан из-за ужесточения налоговой политики.
Причины падения Римского государства 1) усиление центробежных тенденций в провинциях; 2) кризис рабовладельческого способа производства, появление элементов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика