Слайд 1Государство Древнего Рима
Периодизация истории Римского государства
Общественный и государственный
строй царского периода
Государственный и общественный строй Римской республики
Римская
империя: принципат и доминат
Слайд 2Периодизация истории Римского государства
1. «Царский период» (753–509 гг. до н.
э.) - правление семи рексов - «царей», становление государственности, слияние
племен в «populus romanus».
2. Период республики (509–27 гг. до н. э.)
3. Период империи (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.):
а) принципат (I в. до н. э. - середина III в. н. э.) – «монархия в республиканских одеждах», время, когда императоры-принцепсы вынуждены были маскировать свою монархическую власть;
б) доминат (III – V вв. н. э.) – неограниченная, абсолютная монархия императоров-доминусов (dominium – господство).
Слайд 3Общественный строй царского периода
а) патриции (от лат. «pater» - отец)
- верхушка общества, аристократия, владельцы крупных земельных наделов, монополисты в
политической сфере;
б) плебеи - чужаки, пришельцы, позже патрициев пришедшие в Рим, ограничены в политических, социально-экономических и личных правах;
в) клиенты - обедневшие члены рода, либо чужаки, принятые в родовую организацию, находившиеся в экономической и личной зависимости от патрициев;
г) рабы (servi) - рабство носило патриархальный характер, рабов было немного, труд их использовался в домашнем хозяйстве знати.
Слайд 4Государственный строй царского периода
а) рекс (в «царский» период семи рексов)
- военный вождь, власть его ограничивалась сенатом и народным собранием,
и лишь при последних рексах приближается к подлинно монархической;
б) Сенат (от лат. «senex» - старец) - совет старейшин, наиболее родовитых, богатых, уважаемых членов патрицианских родов, фактически высший орган государственной власти (олигархическое правление);
в) народное собрание (сходка мужчин-воинов)
Основные функции:
- законодательство,
- избрание рексов,
- объявление войны и т.д.
Слайд 5Реформы Сервия Туллия
а) разделение населения на 6 разрядов по имущественному
признаку.
В основу деления был положен размер земельного надела, которым
владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.
б) разбивка каждого разряда на центурии - сотни (всего 193 центурии);
в) создание высшего органа государственной власти - центуриантных комиций, где каждая сотня имела при голосовании один голос.
г) административно-территориальное деление города и окрестностей на трибы - округа (4 городских и 17 сельских) для упорядочения налогообложения;
Слайд 6Реформы Сервия Туллия
д) включение плебеев в состав римского народа, допуск
богатых плебеев к управлению государством и к ager publicus (общинные
земли).
Реформы способствовали замене родовой организации общества на экономико-территориальную, объединили римский народ и создали предпосылки для возникновения в Риме республики.
Слайд 7Переход к республике
В 509 г. до н. э. римский народ,
возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого, изгнал его и установил
республику.
Высшая исполнительная власть была передана двум ежегодно избираемым народным собранием консулам.
В условиях республики у плебеев появилось больше возможностей для борьбы за уравнение в правах с патрициями.
Этапы борьбы:
а) 451–450 гг. до н. э. - принятие законов XII Таблиц, писаного права (провозглашалось, что отныне решение народного собрания - закон);
б) 445 г. до н. э. - закон Канулея, разрешавший браки между патрициями и плебеями;
Слайд 8Переход к республике
в) 367 г. до н. э. - закон
Лициния-Секстия, установивший максимальный размер (125 га) земельного участка, который может
находиться в собственности у семьи; изъятие излишков и перераспределение их между безземельными и малоземельными гражданами;
г) 326 г. до н. э. - закон Петелия, запретивший рабство за долги;
д) 284 г. до н.э. - закон Гортензия, признавший за решениями плебейских сходок (плебецистов) силу закона.
Слайд 9Общественный строй Римской республики
а) граждане (нобили, всадники, средние слои и
люмпены).
В Риме граждане по имущественному признаку подразделялись на ряд
подгрупп с различным объемом политических прав.
Нобили (сенаторское сословие) - наиболее богатая часть общества, годовой доход которых превышал 1 млн. сестерциев. Нобили были владельцами крупных земельных наделов, рабовладельческих латифундий и именно из них формировался Сенат и высшие магистратуры.
Всадники (торговцы, ростовщики, откупщики-публиканы) - годовой доход не менее 400 тыс. сестерциев, доминировали в народном собрании и низших магистратурах.
Средний слой (мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне-фермеры) обеспечивали Риму военную и политическую стабильность.
Люмпены, пролетарии - неимущие, но политически полноправные граждане, за голоса которых в народных собраниях боролись политики («хлеба и зрелищ»)
Слайд 10Общественный строй Римской республики
б) перегрины - иностранцы, долгое время проживающие
на территории Рима. Политических прав перегрины не имели, им было
запрещено также приобретать земли в Риме и вступать в брак с римскими гражданами.
в) рабы (servi). Рабство в Риме носило классический характер, римское право рассматривало раба как вещь, как говорящее орудие (servi res sunt - рабы - это вещи).
Источниками рабства были:
- военный плен,
- рождение от рабынь,
- покупка рабов на международных рабовладельческих рынках (у пиратов),
- обращение в рабов за преступления (например, за грабеж).
Пекулий - предоставление рабу-пекулисту определенной хозяйственной самостоятельности и заинтересованности в результатах своего труда;
г) либертины - вольноотпущенники.
Слайд 11Государственный строй Римской республики
Форма Римского государства :
1) форма правления
- республика (от лат. res publica - общее дело), большинство
государственных должностей - выборные, срочные и сменяемые;
2) форма государственного устройства - полис (унитарное государство с элементами федерации);
3) политический режим - аристократический, т.к. должности, как правило, занимали представители богатых аристократических фамилий (особенно в Сенате).
Слайд 12Сенат
Главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) - формально
совещательное учреждение.
Сенат, в состав которого входили наиболее богатые, умудренные
жизненным опытом (старше 40 лет) нобили, не был выборным учреждением - раз в пять лет коллегия особых должностных лиц (цензоров) осуществляла ротацию Сената, исключая из него обедневших, либо запятнавших себя преступлениями граждан и включая новых.
Компетенция Сената:
1) предварительное рассмотрение законопроектов, выносимых в народное собрание;
2) исполнение законов;
3) распределение армий среди полководцев и выделение средств на содержание армии;
4) составление и исполнение бюджета;
5) издание сенатусконсультов (мнение Сената по тому или иному правовому вопросу, имевших силу закона);
6) назначение диктатора (экстраординарная магистратура) и ряд иных полномочий
Слайд 13Народные собрания (комиции)
Высшим органом государственной власти в республиканском Риме провозглашались
народные собрания (комиции):
1) куриатные (древние, утратившие в период республики
первоначальное значение) - в основном церемониальные функции;
2) трибутные (собрание в округах) - избрание низших должностных лиц, рассмотрение жалоб на действие должностных лиц;
3) центуриатные (всенародные) - имели в период республики главное значение.
Функции центуриатных комиций:
- принятие законов;
- объявление войны;
- избрание должностных лиц;
- предоставление гражданства;
- решение вопросов о помиловании приговоренных к смерти римских граждан
Слайд 14Магистраты
Исполнительная власть в Риме была представлена магистратами
Магистратуры делились на:
•
ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов,
эдилов и др.;
• экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки.
Основными принципами деятельности должностных лиц были:
1) выборность;
2) сменяемость;
3) срочность (как правило, не более одного года);
4) коллегиальность (с возможностью интерцессии - отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции);
5) безвозмездность;
6) подотчетность.
Слайд 15Магистраты
Диктатор
В период чрезвычайных ситуаций (вражеское нашествие, гражданская война, мятеж)
по представлению Сената консул мог назначить диктатора. Диктатура устанавливалась на
срок не более, чем на 6 месяцев.
Полномочия диктатора
- отмена законов
казни римских граждан без суда и следствия.
Консулы
Главными магистратами были два Консула, ежегодно избираемые народным собранием на годичный срок (без возможности переизбрания).
Полномочия консулов:
а) командование вооруженными силами;
б) право вынесения смертных приговоров (с возможностью обжалования в народном собрании);
в) заключение перемирия, распределение военной добычи и другое.
Слайд 16Магистраты
Преторы. Помощниками консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные
функции, а впоследствии обязанности организации судопроизводства.
Особое значение для римского
права имела деятельность перегринского претора (рассматривал споры между иностранцами).
Цензоры. Два цензора избирались раз в 5 лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов.
Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела.
Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.
Плебейские трибуны, ежегодно избирались плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна была быть открытой, чтобы любой плебей мог обратиться к своему защитнику за помощью.
Власть трибуна основывалась на праве вето (от латинского «veto» - я запрещаю) - возможность приостановить исполнение распоряжения любого должностного лица и даже Сената.
Плебейский трибун был вправе арестовать любого римского гражданина и публично его допросить.
Слайд 18Основные причины падения республики
1) профессионализация римской армии (реформы Гая Мария)
приводит к тому, что армия утрачивает связь с народом, становясь
игрушкой в руках недобросовестных политиков;
2) гражданские войны приводят к расколу господствующего класса и всего общества в целом;
3) массовые восстания рабов показали, что республика неспособна эффективно и быстро решать сложные внутренние задачи;
4) увеличение числа полноправных граждан приводит к тому, что прямая демократия, рассчитанная на управление городом-полисом в рамках огромного государства, становится неэффективной;
5) массовое разорение свободного крестьянства, мелких ремесленников и торговцев (люмпенизация) приводит к фактически полному исчезновению среднего класса граждан - главной военной и политической опоры республики;
6) военные диктатуры постепенно приучают общество к мысли о том, что единовластие – лучший способ управления государством.
Слайд 19Римская империя: принципат
В 27 г. до н. э. Октавиан Август
становится единовластным правителем-принцепсом, объединяя в своих руках полномочия
консула (верховное
командование армией),
диктатора (право казни гражданина),
цензора (право изменять персональный состав Сената).
Установление в Риме монархии повлекло изменения в общественной сфере:
а) рост числа свободных землевладельцев (за счет воинов-ветеранов, а также варваров, селившихся на территории империи);
б) временное улучшение положения рабов (такой источник рабства, как военный плен иссякает, на первое место выходит естественное воспроизводство рабов, для которого необходимо было создать соответствующие условия - запрет убивать рабов, жестоко с ними обращаться, разлучать при продаже их семьи);
Слайд 20Римская империя: принципат
в) увеличение числа «полноправных» граждан (в 212 г.
император Каракалла своим эдиктом даровал права римских граждан всем свободным
жителям империи, но нужно отметить, что «гражданские права» в условиях монархии - зачастую фикция, главными стали не права, а обязанности - платить налоги, служить в армии);
г) формирование нового слоя господствующего класса - провинциальной знати (греческой, гальской, германской).
Слайд 21Государственный механизм принципата
Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти
все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются
консулы, преторы и народные трибуны.
Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.
Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.
Слайд 22Государственный механизм принципата
Права сената были лишь почетными, а его полномочия
- ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от
принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом.
Народные собрания пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками
Слайд 24Государственный строй Рима в период домината
В целях укрепления государства, упорядочения
управления провинциями, императором Диоклетианом проводится комплекс реформ:
1) административная реформа
- разделение империи на Западную и Восточную, территория империи разделяется на 10 диоцезов (120 провинций);
2) налоговая реформа - вместо косвенных налогов вводится единый поземельно-подушный налог в денежной или натуральной формах;
3) финансовая реформа - введение полноценной золотой монеты (наряду с находящейся в обороте серебряной и медной);
Слайд 25Государственный строй Рима в период домината
4) военная реформа:
разделение армии на
внутренние войска, пограничные войска и преторианскую гвардию;
увеличение численности армии
на треть;
введение рекрутских наборов;
пополнение армии за счет варваров.
Создается разветвленный чиновничий бюрократический аппарат, Римская империя все более приобретает черты восточной деспотии.
Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.
Слайд 26Государственный строй Рима в период домината
Особое положение среди этих ведомств
занимали:
• государственный совет при императоре;
• финансовое ведомство;
• военное ведомство.
При сыновьях
императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи:
• Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;
• Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии.
Слайд 27Причины падения Римского государства
1) усиление центробежных тенденций в провинциях;
2) кризис рабовладельческого способа производства, появление элементов феодального общества (колонат);
3) нашествие варваров (германцев, гуннов);
4) падение уровня жизни граждан из-за ужесточения налоговой политики.