Слайд 2Теории происхождения государства
Теологическая (Бог, Ф. Аквинский);
Органическая (связь с природой, естественный
отбор, Ч. Дарвин);
Классовая (средства производства, эксплуататоры, К. Маркс, Ф. Энгельс);
Инцестная
теория (кровь не мешаем, К. Леви Стросс);
Ирригационная теория (неблагоприятные условия, К. Виттфогель);
Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо);
Теория внешнего насилия (К. Каутский);
Патриархальная теория (Р. Филмер).
Слайд 3Теологическая теория 1.0
Благодать дополняет естество. В естестве есть ориентиры, которые
позволяют человеку жить (нравственные ориентиры).
Три порядка существования:
Natura. состояние, когда
человек своими силами пытается приобщиться к Богу) . Даже в этом состоянии есть подсказки человеку (естественный закон). Состояние наибольшей потерянности
Gratia. Благодать. В большей степени приближает нас к Богу. Довершает природу.
Gloria. состояние созерцания славы Божьей. Слова апостола Иоанна: «будем подобны ему, потому что увидим Его, как Он есть», интерпретируется как уподобление через причастность к свету славы.
Естественное состояние. Состояние, не просветленное Божьей благодатью и тем более не просветленное прямым созерцанием славы Божьей. Люди могут руководствоваться только естественным законом до получения откровения (пещера и свет по Платону)
Фома Аквинский
Слайд 4Теологическая теория 2.0
Всякая власть от Бога (Фома Аквинский);
Божественный закон =
правила жизни, которые диктует Бог;
Вечный закон = источник миропорядка, управляет
миром, замысел Бога для всех;
Естественный закон = часть ВЗ, доступная человеку; сопричастность вечного закона разумной твари – человеку;
Человеческий закон = конкретизация и дополнение ЕЗ. Требования имеют смысл только лишь к человеческому закону. Человеческий закон не должен противоречить вечному и естественному.
Импликации:
Вечный закон (план Бога) → Человеческий закон (планы земных правителей);
Естественный закон как материал для перехода от вечного к человеческому (ВЗ→ ЕЗ → ЧЗ);
Человеческий закон возможно несправедливый, но “всякая власть от Бога”.
Слайд 5Классовая (марксистская) теория 1.0
Формации как ступени исторического развития общества, каждую
из которых характеризует свой способ производства:
Базис общества: определенная система экономических
отношений;
Надстройка общества: особый комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс;
Виды формаций:
Слайд 6Классовая (марксистская) теория 2.0
Переход от одной формации к другой вызывается
противоречиями, возникающими в способе производства;
Развившиеся производительные силы требуют изменений в
экономических отношениях, а затем и во всей надстройке.
Высшая форма проявления – социальная революция;
Слайд 7Договорная теория: Томас Гоббс 1.0
Механистически-материалистическая картина мира:
Из всех аристотелианских причин
остается только действующая (т.е. нет telos’а - цели). Пропадает человеческий
идеал. Люди управляются так же, как механические вещи. Желания, страхи, чувства: движут человека. На место вопроса о прекрасной жизни ставится вопрос о безопасной жизни. («Радикальное занижение ориентиров политики» по выражению Лео Штрауса).
Слайд 8Договорная теория: Томас Гоббс 2.0
Суверен «вмещает» в себя подданных.
Общественный договор.
Как редуцируется множественность воль? Воля суверена и есть моя воля.
Суверен
не является частью договора. Почему? Он должен быть третейским судьёй, и что, более важно, он чисто физически не может заключить с народом договор, так как этого народа до Суверена нет. Он также не может заключать с каждым человеком в отдельности, так как Суверена нет до народа, они появляются одномоментно.
*Представитель - 1 лицо, играющее роли многих других. В “Левиафане” предусматривается единомыслие, но не органическое, а механическое (единство граждан выражается в единстве их представителя).
Слайд 9Договорная теория: Томас Гоббс 3.0
Естественное состояние
Слайд 10Различение естественного
Договорная теория: Томас Гоббс 4.0
Слайд 11Договорная теория: Джон Локк 1.0. Естественное состояние
Естественное состояние:
1) отсутствие центрального
легитимного органа власти;
2) равенство в политических правах;
3) свободы из естественного
закона
Слайд 12Договорная теория: Джон Локк 2.0. Естественный закон
Рекомендация, а не
императив:
Ни один человек не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе
и собственности других. (и землю, и людей создал Бог, поэтому нужно сохранить все сущее);
Каждый обязан сохранить себя и остальную часть человечества за исключением наказания преступников.
Слайд 13Договорная теория: Джон Локк 3.0. Общественный договор
Если не защищает -
восстание
По Т. Гоббсу – всю свободу
Слайд 14Договорная теория: Жан-Жак Руссо 1.0. Критика естественного состояния по Т.
Гоббсу
Руссо считал, что в естественном состоянии наиболее полно реализуется свобода
человека, который находится в гармонии с природой.
Способность к самосохранению удерживает его от «войны всех против всех». Люди, пребывающие в состоянии «изначальной независимости»:
«не имеют столь постоянных сношений между собою, чтобы создалось состояние войны или мира»;
«от природы люди вовсе не враги друг другу».
Итак, «не может существовать войны частной, или войны человека с человеком, как в естественном состоянии, где вообще нет постоянной собственности, так и в общественном состоянии, где все подвластно законам».
Слайд 15Договорная теория: Жан-Жак Руссо 2.0. Счастье дикаря.
Дикарь неиспорченное существо, не
имеет критерии ни добра, ни зла. Он невинен, как люди
до вкушения запретного плода, он менее испорчен, и у него нет представления об искусственных потребностях. У него нет разрыва между потребностями и возможностями, и в этом и есть счастье. Человек цивилизации имеет больше потребностей, именно поэтому он не столь счастлив.
Руссо знал, что существуют люди, живущие без социальной иерархии, без земельной аристократии, монархии, классового доминирования и даже без поселений или городов. Это и есть «естественное» состояние человечества, а крупнейшие мировые цивилизации с их сложными социальными иерархиями, нормативными предписаниями и законами являют собой ужасное искажение природного, а значит естественного порядка.
Слайд 16Договорная теория: Жан-Жак Руссо 3.0.
Невозможно одновременно быть и естественным
человеком, и гражданином. Человеческая жизнь должна быть подчинена одной цели,
а каждая из этих ролей предполагает свою определенную цель. Гражданин мыслит с точки зрения всего общества, а естественный человек - дикарь, преследует лишь свои частные интересы. Для решения этой проблемы Руссо предлагает:
оставить человека в естественном состоянии;
денатурализовать человека (например, с помощью гражданской религии);
(?) общественный договор (отдача своей естественной свободы и приобретение гражданской).