Но за исцелением обратился к императору не один
только слепой. Вместе с ним пришел и расслабленный,
у которого не действовала рука, и пришел тоже по
совету того же бога Сераписа. Этот безрукий также
слезно просил императора «потоптать его хорошенько
подошвой своей императорской ноги».
Император Веспасиан, как говорили о нем
тогдашние христиане, был человек хоть и грешный, но умный.
Никаких чудес он на своем веку до этого времени не
творил. Услышав просьбу об исцелении, император
прежде всего засмеялся, стал отказываться и сказал,
что смертный не может производить таких чудес. Но
больные настаивали, говоря, что бог Серапис
действительно к ним являлся и обещал, что они будут
исцелены таким способом... И вот император снизошел к
их просьбам: слепому он плюнул в лицо и в глаза,
а расслабленного потоптал как следует.
И больные исцелились. «Тотчас же руки
расслабленного стали действовать,— говорит Тацит,— а для
слепого воссиял день. Те, которые были при том, и
теперь еще свидетельствуют об этих исцелениях».
за то, что те не верили в непогрешимость и
неограниченное могущество римского папы. Кроме того,
король Роберт был грабитель, клятвопреступник,
развратник и жестоко притеснял своих подданных. И все
это не помешало ему совершить чудо.
В старинных книгах — и христианских и
дохристианских— рассказывается об очень многих чудесах.
Разными чудесными рассказами так и пестрят даже
такие книги, которые написаны самыми образованными
людьми своего времени. Вот, например, о каких чудесных событиях
повествует римский писатель Тит Ливии. Во время
нашествия на Рим знаменитого карфагенского полководца
Ганнибала, рассказывает Тит Ливии в своей
«Истории», в разных местностях Римской империи
совершилось великое множество самых разнообразных чудес.
Так, например, у нескольких солдат вдруг стали
светиться наконечники копий. В Сардинии сама собой
загорелась палка в руках всадника, который делал
объезд караулам. На морских берегах вдруг появились
какие-то огоньки; на двух солдатских щитах выступил
кровавый пот, несколько солдат были поражены
молнией.
В Вейях жрецы служили девятидневные молебствия, потому
что там шел каменный дождь. В Ментурнах молния
ударила в храм Юпитера и в священную рощу Марики.
В Фрузинопе родился ребенок ростом с
четырехлетнего, и к тому же неизвестного пола.
Гомер описывает в «Илиаде», как однажды
заговорила лошадь греческого героя Ахиллеса и предсказала
своему господину, что он погибнет под стенами Трои.
До нее занимались пророчествами, по словам того же
Гомера, Фриксов баран и коровы на горе Олимпе. А по
словам знаменитого римского ученого Плиния, когда
царь Тарквиний за свою гордость и неуважительное
отношение к народным нуждам был лишен трона,
вдруг заговорила собака. Наконец, было и такое чудо:
когда убийцы шли во дворец римского императора
Домициана, вдруг ворона, сидевшая на крыше
Капитолия, воскликнула: «Что хорошо, то хорошо!» Так об
этом повествует римский историк Светоний. Но еще больше рассказов о чудесах встречается
в книгах, написанных христианскими писателями.
Говорили, что в Бургосе, в Испании, у Христа,
на берегу реки, через которую совсем не было моста.
Тут-то и совершилось чудо. Видя отчаяние
благочестивого монаха, явился к нему ангел и перенес его
через реку. И вода так и не коснулась его тела. Монах
не помылся и на этот раз.
Разные такие чудеса рассказываются во множестве
в житиях христианских святых. Когда читаешь и перелистываешь такие книги, от
них так и веет далекой-далекой стариной.
В старинных книгах много такого, чего в новых
книгах вовсе не найдешь. У старинных людей был свой
особый язык, особые способы выражать свои мысли,
особая манера рассуждать. Наконец,— и это
главное — в старину люди смотрели вокруг себя не совсем
такими глазами, какими смотрим мы. У тогдашних
людей было свое понимание, своя наука, далеко не
похожая на нынешнюю, была и своя вера, не такая, как
наша. И настроение в старину у людей было не такое,
как у нас. И интересы и злобы дня — тоже. Читая
какую-нибудь старинную книгу, волей-неволей
представляешь себе, какого сорта человек, когда и как ее
писал.
Было очень распространено в древности
поклонение и другим небесным светилам, как будто они были
живые божественные существа, которые могут и
любить, и ненавидеть, и пить, и есть, и иметь детей,
и вмешиваться в человеческие дела, и нарушать
обычный ход дел, переделывать всю природу, и творить
чудеса. Древние греки верили во множество богов и
полубогов и в разные таинственные и чудесные существа —
в дриад, наяд, тритонов, сатиров, фавнов. И все эти
существа, по верованию греков, вмешивались в дела
людей и могли нарушать обычную жизнь природы и
творить чудеса. И во все это миллионы людей не только
веровали, но, кроме того, взваливали себе на шею
разные тяготы —- трудились, сооружали огромные и
дорогие храмы, несли огромные издержки, приносили
жертвы и сами шли на страдания и жертвы. Вера в таинственные существа и их чудеса
держалась крепко и причиняла великое множество зла. На
такой вере держались какие угодно нелепости, ужасы
и несправедливости.
Великое множество самых странных и нелепых
верований встречается и сейчас.
в
старину дивились ему и спрашивали на своем языке:
«Манху?» (что это?). Случается, что ветер
подхватывает плоды и других растений и тоже переносит на
десятки километров, и те падают с неба. Но, чтобы
считать и это явление не чудом, разумеется, необходимо
знать прежде всего, отчего и как оно происходит. Точно так же не чудо и превращение воды как
будто в кровь. Причина этого явления — особые, очень
мелкие животные, иногда разводящиеся в воде и
невидимые простым глазом. Был, например, кровяной
дождь в Риме в 1870 году. Когда собрали этот дождь
и рассмотрели под микроскопом, то увидели в воде
множество мельчайших животных красного цвета.
Между тем, по словам Тита Ливия, римляне когда-то
считали и это «небесным знамением». Падая с огромной быстротой, камни трутся о
воздух, накаляются, горят и даже сгорают, не долетая
до земли. Такой дождь видели, например, в 1799 году
в Южной Америке два знаменитых ученых —
Гумбольдт и Бомплан. Видели и описали, но,
разумеется, не как чудо, а как явление природы
Когда-то считались чудесами и небесными
знамениями золотые кресты на небе и большие огненные
столпы, попросту сказать, отблески северного сияния,
и даже самая обыкновенная радуга. Нет ничего удиви-
тельного и в том, что на небе иногда появляются
громадные пересекающиеся круги, а на местах их
пересечения — более светлые места, как будто луны или
солнца. Благодаря этому кажется, что на небе сразу
бывает по нескольку этих небесных светил. Правда, такие явления встречаются не часто, но все-таки и они
сделались вполне понятны. Происходят они от игры
света в очень холодных облаках. Такую же его игру
можно видеть в стеклянных подвесках, которыми
нередко украшаются церковные люстры или
паникадила Но вера в чудеса держится не на одном только
человеческом незнании и непонимании. Эту веру
поддерживает и кое-что другое.
Что же именно? Страх.
Страх перед таинственными, сверхъестественными
силами, которые вот тут же, перед глазами,
вмешиваются в человеческие дела. Без этого вмешательства
нет никаких чудес.
бывает в наших краях. Лишь изредка она прояснялась
на мгновение одними падающими звездами.
Я невольно вслушивался в мертвенную тишину. Не
помню как, но вдруг меня внезапно встревожил очень
странный шелест, который тихо пронесся около меня
по песку пустыни. Тотчас же я схватился за свое
двуствольное ружье, тщательно осмотрел его и сделал
несколько шагов к тому месту, где слышался шорох.
Тотчас же все смолкло. Я отлично знал, что бедуины часто производят свои
набеги, подползая, как змеи. Неужели это они? Я уже
хотел будить моих спутников, поднять тревогу. Но
вдруг снова послышался прежний шелест, и к тому же
в различных направлениях, и даже очень недалеко от
того места, где я стоял. Я быстро направился туда, где
раздавался шорох; я напрягал все свое зрение, чтобы
проникнуть в темноту. И что же? Мимо меня по песку
катились, казалось без всякой видимой причины,
какие-то шарики около сантиметра величиной; я
поднял несколько таких шариков и увидел, что они
скатаны из влажного песка. При свете принесенного
фонаря под каждым таким шариком я нашел большого
черного жука, который весьма быстро катил
скомканную в шарик песчаную массу».
«Во время моего путешествия пешком в конце
дождливого времени года мне пришлось сделать очень
трудный переход сквозь почти непроходимый пояс
лесов, который на Цейлоне окружает внутреннюю
гористую часть острова. Один-одинешенек, усталый и
истощенный, я добрался до дикой, изрытой расселинами,
совсем обнаженной горы Бакаул и расположился на
ночлег под одним выступом скалы. Вдруг около полуночи я услышал как бы
отдаленный лай собак. Казалось, он выходил из тех гор,
которые находились как раз напротив горы Бакаул.
Немного погодя таинственные звуки повторились. Они
отозвались здесь и там, и все сильнее и сильнее. Они
вдруг раздались недалеко от меня, сзади той скалы,
под которой я сидел. Я явственно слышал, как будто
многие человеческие голоса болтали и хохотали во
все горло. Звуки эти попеременно то приближались и
удалялись, то появлялись и исчезали, раздавались то
вблизи, то вдали, и так в течение нескольких минут.
Вот, чудилось мне, они спустились с обнаженных
горных вершин вниз, но вслед за тем они слышались из-
под земли. Я вскочил и стал прислушиваться. Снова
все затихло, замерло. Затем голоса пронеслись со
страшной быстротой по воздуху и отразились эхом в
соседних горах. Я стал прислушиваться с еще большим
необыкновенными, сверхъестественными.
Но что же это такое было?
А просто-напросто крик птицы, которую туземцы
называют чертовой птицей, или уламой. Она очень
похожа на сову и вылетает из своего жилья только по
ночам. Один английский ученый, Джон Дэви, говорит
о ней так: «В Юдалгамме мы слышали ночью крик
уламы. Сидя на соседнем дереве, она издавала ужасно
странные и неприятные крики, походившие на самый
пронзительный вопль». Джон Дэви слышал то же самое, что и Гаафнер. Но
как отличается его'рассказ от рассказа Гаафнера!
Ученый Дэви то, что им было испытано, описал; только
описал — и то, что он слышал, и при каких именно
обстоятельствах он это слышал, как и подобает
мыслящему человеку. А Гаафнер, под влиянием своего
чувства, не только описал, но и расписал, да еще так, что,
читая его рассказ, иной и не поймет, о чем, собственно,
идет в этом рассказе речь. Чего доброго, и вправду о
нечистой силе. А подумав так, нетрудно и прибавить:
«А ведь нечистая-то сила на свете действительно
водится! Вот Гаафнер своими ушами слышал, как она
завывает! Гаафнер — ведь свидетель, Гаафнер —
очевидец. Есть же, значит, на свете люди, которым
пришлось лицом к лицу встречаться с нечистой силой».
Но и этим дело еще не кончается; страх,
удивление и другие чувства помогают верить в какие угодно
нелепости, попросту сказать, помогают всякой вере.
Когда человек боится, ему не до рассуждений. В такие
минуты он даже перестает верить своему
собственному уму, своим ушам, своим глазам. Перед лицом
чего-нибудь страшного или удивительного ум как бы
замирает и словно куда-то прячется; пропадают вся-
кие рассуждения, забываются прежние наблюдения.
Но как же в таком случае понять и объяснить то
явление, которое вызвало и страх и удивление? Вот тут-то
на помощь и приходит вера. Слепая вера. Вера в
таинственные, сверхъестественные существа. Вера, которая
перешла от дедов и прадедов.
Существует даже молитва, в которой о громе и молнии
говорится как о чудесах и о знамениях небесных: «Свят,
свят, свят, седяй во грому, обладавый молниями, про-
ливый источники на лицо земли. О владыко
страшный и грозный! Сам суди окаянному дьяволу с бесы,
а нас, грешных, спаси! Боже страшный, боже чудный,
живый в вышине (то есть живущий на небе), ходяй в
громе! Сам казни врага своего, дьявола».
«Я верю, верю именно потому, что это
нелепо» (credo, quia absurdum est) *. Этими словами он
хотел сказать: «Если бы не было нелепым то, во что
я верю, так я принял бы это и без веры, а на основании
моих рассуждений, моего разума. А вот, чтобы считать
истиной нелепость, для того нужна, разумеется, вера».
Так рассуждали когда-то даже самые образованные
люди. Были среди них даже такие, которые этим
гордились. Но ведь, так рассуждая, нельзя не ошибаться.
Благодаря этому ведь можно считать любую ложь
и неправду за настоящую истину и то, чего не было,
принимать за то, что было, и ошибаться, ошибаться на
каждом шагу, вредя и другим, и себе, и самой истине.
Только благодаря разуму люди и научились и наблюдать,
и изучать, и исследовать, и вникать в самую суть
самых непонятных и поразительных явлений,
распутывать всякие тайны, делать непонятное понятным,
непостижимое — постижимым, так что всякие
сверхъестественные силы просто-напросто оказываются ни к
чему. А без них и вся природа оказывается понятнее,
чем с ними.
Сейчас мы дадим примеры, доказывающие это.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ……
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть