Слайд 1Готический стиль. 13-15 века
Судоплатовой Алёны 11 В
Слайд 2Готика — период в развитии средневекового искусства. Готика пришла на
смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего
применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.
Слайд 3Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в
XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии,
Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
Слайд 4Скульптура
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во
Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч
скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора.
Слайд 5Перспективный портал Кёльнского собора
Слайд 6Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия
Слайд 8Живопись
Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления
элементов стиля в архитектуре и скульптуре.
Одним из основных направлений
готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее.
Слайд 9На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской
литературы расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы
и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.
Слайд 10Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт
образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами.
Джотто в цикле
фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального. Он заставляет своих героев жестикулировать, создаёт пространство, в котором движется человек. Новаторство Джотто проявляется и в его обращении к человеческим эмоциям.
Слайд 13Мода.
Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась
в сложном и облегающем покрое одежды. XIV веке укорачивается мужское
платье: теперь длинные одежды носят только пожилые люди, врачи, судейские. Облегающая куртка, узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Верхняя часть костюма — узкий лиф с узкими длинными рукавами, треугольным вырезом на груди и спине. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским.
Слайд 19Мебель.
Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался
росписью.
Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого
слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке — ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник
Слайд 22В Центральной Европе готические сооружения строились вплоть до XVII века,
а затем готические архитектурные принципы вплелись в сложившийся здесь вариант
архитектуры барокко. Отношение ни к одному из художественных стилей прошлого не было так переменчиво, как к готике. Начиная с эпохи Ренессанса, готика воспринималась как символ всего тёмного и отсталого. Готическое искусство казалось искусственным, оторванным от природы.