Слайд 1Готовимся к Всероссийской контрольной работе по истории 6 класс.
Слайд 2
Структура варианта проверочной работы
Работа состоит из 10 заданий, из них
по уровню сложности:
базовой – 6; повышенной – 3; высокой
– 1.
Ответами к заданиям 1, 2, 8 и 9 являются
последовательность цифр, буква или слово (словосочетание).
Задания 3, 4, 6, 7 и 10 предполагают развернутый ответ.
Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
Общее время выполнения работы – 60 мин.
Отметка по пятибалльной шкале
«2» «3» «4» «5»
Первичные баллы 0–5 6–10 11–15 16–20
Слайд 3Проверяемые элементы содержания
1. История России
1.1 Образование государства Русь. Первые русские
князья
1.2 Русь при князе Владимире Святославиче. Принятие Русью
христианства и его
значение
1.3 Деятельность Ярослава Мудрого
1.4 Русь при Ярославичах. Деятельность Владимира Мономаха
1.5 Формирование системы земель – самостоятельных государств
1.6 Походы Батыя на Русь
1.7 Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных
границах Руси. Александр Невский
1.8 Ордынское владычество на Руси. Противостояние Твери и Москвы.
Иван Калита
1.9 Московское государство при Дмитрии Донском. Куликовская битва.
Закрепление первенствующего положения московских князей
1.10 Формирование единого Русского государства
в XV в. Деятельность Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери.
Ликвидация зависимости от Орды
1.11 Культурное пространство Руси в IX–XV вв.
2. История Средних веков
2.1 Раннее Средневековье (V – середина XI в.)
2.2 Развитое Средневековье (середина XI – XIII в.)
2.3 Позднее Средневековье (XIV–XV вв.)
2.4 Культура Западной Европы в Средние века
2.5 Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
3. История родного края
Слайд 4Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом
(изобразительной наглядностью: обучающийся должен соотнести изображения с событиями (процессами), к
которым относятся эти изображения).
Правильный ответ на 1 задание - 1 балл
Неполный, неверный - 0 баллов.
Слайд 5Задание 2 проверяет умение работать с текстовыми историческими источниками. В
задании необходимо определить, к какому из представленных в задании событий
(процессов) непосредственно относится данный исторический источник.
Правильный ответ на 2 задание - 1 балл
Слайд 6Правильный ответ на 3 задание – 3 балла
Задание 3 нацелено
на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей.
В первой части от обучающегося требуется соотнести данный в задании термин (понятие) с событием (процессом). Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Слайд 7Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических
персоналий. Обучающемуся необходимо выбрать одно из событий (процессов) и указать
две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным событием (процессом). Затем нужно указать одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса). Ответ оформляется в виде таблицы.
Слайд 8Задание 5 является альтернативным. Задание нацелено на проверку умения работать
с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте
один четырехугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное обучающимся событие (процесс).
Слайд 9Задание 6 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания географических
объектов, связанных с определенными историческими событиями, процессами. В задании требуется
написать название любого объекта (населенного пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным событием (процессом), а затем объяснить, как указанный объект (город, населенный пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).
Слайд 10Задание 7 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать
положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, почему выбранное
событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Слайд 11Задание 8 требуется определить, какие из представленных изображений являются памятниками
культуры России, а какие – памятниками культуры зарубежных стран.
Правильный -
1 балл
Неполный, неверный - 0 баллов.
Слайд 12Задание 9 необходимо выбрать один из этих четырех памятников культуры
и указать название города, в котором этот памятник культуры находится
в настоящее время.
Правильный ответ - 1 балл
Слайд 13Задание 10 проверяют знание истории родного края.
Слайд 14Сусанин Иван Осипович спас от нападения польско-литовского отряда на юного
царя Михаила Романова, заведя отряд в противоположную сторону от села
Домнино, где находился названный царь со своей матерью Марфой.
Из-за отказа указать верный путь Иван Сусанин подвергся страшным пыткам, но все равно он не выдал месторасположение царя и был изрублен на мелкие кусочки.
Благодаря подвигу Ивана Сусанина были спасены названный царь юный Михаил Федорович и его мать Марфа.
Завести врагов на погибель, заведомо зная, что они хотят убить тебя, завести и погибнуть... Это евангельский образ! Это подвиг истинно христианский, подвиг христианского мученичества, подвиг, совершённый во имя спасения Православного Отечества нашего и веры Православной нашей.
Слайд 16Задание 10 проверяют знание истории родного края.
Слайд 18Примерные события:
Всемирная:
1. Столетняя война
2. Восстание Уота Тайлера
3. Гуситские войны
4. Гибель Византийской империи
5. Взятие крестоносцами Константинополя
6. Созыв
Генеральных штатов во Франции
7. Подписание английским королём Великой хартии вольностей
8. Жакерия
9. Крестовые походы
10. Правление
Юстиниана в Византийской империи
11. Нормандское завоевание Англии
Слайд 19Примерные события:
История России:
1. монгольское нашествие на Русь вXIII в.
2. образование Древнерусского государства
3. борьба
Руси против монгольского владычества вXIV в.
4. Невская битва
5. Падение ордынского владычества
6. Присоединение Новгородской
земли к Москве
7. Образование государства Русь
8. Куликовская битва
9. Крещение Руси
10. Объединение русских земель вокруг Москвы
11. Ледовое побоище
12. Походы хана Батыя на Русь
13. Борьба Северо-западной Руси против экспансии с запада
14. Грюндвальская битва
15. Княжение древнерусского князя Ярослава мудрого
16. Княжение Ивана Калиты
17. Битва на реке Калке
18. Любеческий съезд князей
19. Призвание Варягов
20. Княжение Андрея Боголюбского
21. Принятие Русской правды
22. Походы древнерусского князя Святослава
23. Правление княгини Ольги
24. Княжение Владимира Мономаха
25. Княжение ИванаIII
26. Поход Игря Святославича против половцев
27. Строительство московского кремля
28. Принятие общерусского Судебника
29. Походы древнерусского князя Олега
30. Княжение Василия II
Слайд 20План работы:
1. Иллюстрация события (картина)
2. Описание события из исторического источника
3. Определения, связанные с
этим событием
4. Указать две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами
событием(процессом). Не упомянутыми в выше написанном тексте.
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени
повлиявшее на ход и(или) результат этого события(процесса).
5. заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой,
в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие(процесс).
6. Запишите название любого объекта(города, населённого пункта, реки или др.), который
непосредственно связан с выбранным Вами событием(процессом).
Объясните, как указанный Вами объект(город, населённый пункт, река или др.) связан
с этим событием(процессом).
7. Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие(процесс) имело
большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Слайд 23Иван Сусанин
Русский национальный герой.
Родился: д. Деревеньки, умер: 1613
г., близ села Домнино (ныне Сусанинский район Костромской области).
Поздней зимой
1613 года Михаил Романов и его мать, скрывались от поляков в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Поляки хотели посадить на престол сына их короля и убить русского царя. Недалеко от Домнина они встретили Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, за отказ указать верный путь Сусанин был
убит. Доказательством подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года.
Слайд 24Ефим Васильевич Честняков
Русский художник, писатель, скульптор,создатель детского театра в
Шаблово. Родился в 1874 года в деревне Шаблово Кологривского уезда
Костромской губернии. Ефима Честнякова называют крестьянским художником, но это личность значительно большего масштаба. Он много занималс с детьми: создал детский дом, в котором приобщал ребятишек к искусству, организовал для них театр.
Годы жизни: 31 декабря 1874 – 27 июня 1961 гг.
Слайд 25Гурий Никитин
Крупнейший мастер русской стенописи XVII века. Родился в 1620-е
годы в Костроме, где был обучен ремеслу иконописца. Владел здесь
иконными лавками. В 1653 году, предположительно, участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках (Китай-город). Под его руководствам был выполнен самый значительный ансамбль русской фресковой живописи того столетия — росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле.
Троица.
Слайд 26Невельской Геннадий Иванович
Российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока,
основатель города Николаевск-на-Амуре. Установил, что устье Амура доступно для входа
морских судов и что Сахалин — остров. Родился в усадьбе Дракино, близ Солигалича, в семье морского офицера.
Солигалич
Слайд 27Жизнь и творчество великого русского драматурга Островского Александра Николаевича неразрывно
связаны с костромским краем. В деревне Щелыково Костромской области были
написаны пьесы «Поздняя любовь», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Лес», «Таланты и поклонники», «Волки и овцы». Чарующая природа Щелыкова вдохновили драматурга на создание «Снегурочки», «Грозы», «Воеводы».
Островский Александр Николаевич
12 апреля 1823 – 14 июня 1886 гг.
Слайд 28Сытин Иван Дмитриевич
Иван Дмитриевич Сытин родился 5 февраля 1851 года
в селе Гнездиково Солигаличского уезда. Каждая четвёртая из изданных в
России перед Октябрьской революцией книг была связана с его именем. Всего за годы своей издательской деятельности он выпустил не менее 500 млн. книг. Поэтому без преувеличения можно сказать, что его знала вся грамотная и неграмотная Россия.
Слайд 29Михаил Иванович Пуговкин
Родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки,
ныне Чухломский район, Костромская область. Среди фильмов можно выделить: Иван
Васильевич меняет профессию (1973), Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965) и Концерт фронту (1942), Дело Артамоновых (1941), Солдат и Кутузов (1943), Бриллианты для Джульетты (2005), Бременские музыканты & Co (2000), Король и Старые песни о главном 3 (1997)
Слайд 30Тарковский Андрей Арсеньевич
Родился Андрей Арсеньевич Тарковский 4 апреля 1932 года
в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области. (Ныне — село
Завражье Кадыйского района Костромской области. Пречень работ сценариста содержит порядка 64 работы. Среди фильмов стоит выделить: Андрей Рублев (1966), Иваново детство (1962) и Ностальгия (1983)
Слайд 31Фёдор Григорьевич Волков
Родился Фёдор 9 февраля (20 февраля по новому
стилю) 1729 года в Костроме. Русский актёр и театральный деятель,
который создал первый постоянный русский театр в Ярославле. В Ярославле в честь Ф. Г. Волкова назван театр, площадь перед ним и улица, а в 1973 году был открыт памятник в сквере у театра. Его инициалы Ф. В. также высечены на фонарных столбах рядом с театром.