Слайд 1МОНИТОРИНГ
деятельности базовых профессиональных образовательных организаций и региональных систем инклюзивного
среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с
ОВЗ в 2018 году
Москва, 2018
Слайд 2Охват БПОО нозологических групп контингента обучающихся
По данным, представленным БПОО, охват
нозологических групп распределяется следующим образом:
Слайд 3Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
Обеспечение доступа в здания
образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья создано
в 74% организаций
Слайд 4Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
Доступ к информационным системам
и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья, обеспечен в 51 % организаций
Слайд 5Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
Наличие специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья отметили 58%
Слайд 6Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
Наличие общежития, интерната, в
том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья, отметили 36% БПОО, принявших участие в мониторинге
Слайд 7Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
Наличие доступности путей движения,
наличие средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами,
оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастную окраску дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов (по видам нарушений обучающихся в БПОО: нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения слуха, нарушения зрения, сложные дефекты (два и более нарушений), соматические заболевания) имеют 58% БПОО
Слайд 8Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
Оснащение входов в здания
образовательной организации пандусом и подъемной платформой, доступной для лиц с
различными нарушениями здоровья обеспечено в 60% БПОО
Слайд 9Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
42% БПОО указывают, что
у них обеспечено увеличение размера зоны на одно место с
учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные
Увеличены размеры зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски
Увеличена ширина прохода между рядами столов
Слайд 10Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
42% БПОО указывают, что
у них обеспечено увеличение размера зоны на одно место с
учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные
Замена двухместных столов на одноместные
Слайд 11Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
Обустроенность туалетных комнат, доступных
для маломобильных обучающихся (наличие откидных опорных поручней, штанг, поворотных или
откидных сидений) отметили 51% БПОО
Слайд 12Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
Применение специальных средств в
целях оптимизации учебного процесса для обучающихся с инвалидностью разных нозологических
групп (отдельно по видам нарушений обучающихся в БПОО) указали 53% БПОО, принявших участие в мониторинге
Слайд 13Создание специальных условий и обеспечение архитектурной доступности
Специальные условия производственного обучения
(по видам нарушений) созданы в 37% БПОО
Слайд 14Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Утвержденные рекомендации по разработке
и реализации адаптированных образовательных программ профессионального обучения лиц с ОВЗ
и инвалидов имеются в 35% БПОО
Слайд 15Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Наличие особых требований к
реализации адаптированных образовательных программ (по видам нарушений здоровья) отметили 15%
БПОО
Слайд 16Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Наличие адаптированных образовательных программ,
по которым за последние три года наблюдается успешный выпуск обучающихся
с ОВЗ и инвалидов отметили 29% БПОО
Слайд 17Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
В 42% БПОО разработано
учебно-методическое обеспечение по реализации адаптированных образовательных программ
Слайд 18Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Учебники, учебные пособия, дидактические
материалы, методические издания в аудио формате имеются только у 7%
БПОО
Слайд 19Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Наличие учебников, учебных пособий,
дидактических материалов, методических изданий напечатанным шрифтом Брайля отмечает 1% БПОО
Слайд 20Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные средства
и другие технические средства для обучающихся с нарушениями слуха имеются
у 49% БПОО
Слайд 21Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Наличие брайлевской компьютерной техники,
электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи
и других технических средств для обучающихся с нарушениями зрения отметили 43% БПОО
Слайд 22Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Типовую методику расчета нормативных
затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ СПО
и профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов имеют 18% БПОО
Слайд 23Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Для обеспечения доступности профессионального
образования в 50% БПОО используются дистанционные образовательные технологии и электронное
образовательные ресурсы
Слайд 24Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Наличие доступа обучающихся к
учебным и методическим изданиям в электронной форме, в том числе
через электронные библиотечные системы образовательной организации, обеспечено в 65% БПОО
Слайд 25Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
Наличие электронных образовательных ресурсов
(офлайн) для подготовки обучающихся с ОВЗ и инвалидов (по видам
нарушения здоровья и образовательным программам) отметили 47% БПОО
Слайд 26Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
46% БПОО отметили наличие
учебно-методического обеспечения образовательных программ, реализация которых осуществляется с использованием дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения
Слайд 27Организация психолого-педагогического сопровождения
Наличие в образовательной организации отдельного структурного подразделения
психолого-педагогической службы (или отдельного специалиста в службе), организующей сопровождение инклюзивного
образовательного процесса отметили 64% БПОО
Слайд 28Организация психолого-педагогического сопровождения
Система тьюторского сопровождения обучающихся с инвалидностью и
ОВЗ построена в 35% БПОО
Слайд 29Организация психолого-педагогического сопровождения
Организация волонтерской деятельности, направленной на помощь обучающимся
с инвалидностью и ОВЗ (созданный пул волонтеров) осуществляется в 69%
БПОО
Слайд 30Построение работы с родителями лиц с инвалидностью и ОВЗ
Наличие плана
информационных собраний и других открытых мероприятий по деятельности базовой профессиональной
образовательной организации в отношении лиц с инвалидностью и ОВЗ, информирующей родителей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ о преимуществах обучения на базе образовательной организации отметили 53% БПОО
Слайд 31Построение работы с родителями лиц с инвалидностью и ОВЗ
План консультирования
родителей по медицинским, психологическим вопросам, а также вопросам воспитания и
обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательной организации имеется у 47% БПОО
Слайд 32Построение работы с родителями лиц с инвалидностью и ОВЗ
83% БПОО
отметили наличие отдельного раздела на официальном сайте образовательной организации о
возможностях обучения инвалидов и лиц ОВЗ в системе СПО, содержащего разъясняющую информацию, статьи о популяризации среднего профессионального образования, основные этапы для зачисления обучающихся с ОВЗ и инвалидов для обучения в образовательную организацию среднего профессионального образования, в том числе ориентированные на родителей обучающихся
Слайд 33Построение работы с родителями лиц с инвалидностью и ОВЗ
План проведения
информационных акций (как очно на базе образовательных организаций основного образования,
где обучаются лица с ОВЗ и инвалидностью, так и в форме вебинаров) для родителей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, разъясняющие преимущества получения профессионального образования в системе СПО, имеют 73% БПОО
Слайд 34Построение работы с родителями лиц с инвалидностью и ОВЗ
Наличие специальной
страницы в социальных сетях образовательной организации, разъясняющей преимущества получения лицами
с инвалидностью и ОВЗ профессионального образования в системе СПО, отметили 41% БПОО
Слайд 35Трудоустройство выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ
Осуществление деятельности
по подготовке участников конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью
и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» отметили 82% БПОО
Слайд 36Трудоустройство выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ
Создание
банка вакансий для лиц с инвалидностью и ОВЗ отметили 48%
БПОО
Слайд 37Трудоустройство выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ
Наличие постоянных
партнеров-работодателей и других организаций, помогающих в трудоустройстве выпускников-инвалидов указали 69%
БПОО
Слайд 38Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
49% БПОО, принявших участие в мониторинге указали наличие
у них утвержденной системы мер по стимулированию получения педагогическими работниками и специалистами медико-психолого-педагогических служб дополнительного профессионального образования, а также прохождения тематических курсов повышения квалификации и участия в обучающих научно-практических мероприятиях по вопросам инклюзивного образования
Слайд 39Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
У 63% БПОО данная работа регламентируется внутренними локальными
актами
Слайд 40Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
48% БПОО отметили наличие системы ежегодного самообследования эффективности
работы педагогов с обучающимися с ОВЗ и инвалидами
Слайд 41Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
Наличие системы консультирования педагогов в решении задач социальной
адаптации и формирования социальной компетентности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в т.ч. педагогов региональной системы инклюзивного образования субъекта РФ, отметили 48% БПОО
Слайд 42Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
Службу по инклюзивному образованию, оказывающую на системной основе
поддержку преподавателям региона, работающим с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, имеют 39% БПОО
Слайд 43Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
Наличие сотрудников в штате образовательной организации БПОО на
функциональной основе для взаимодействия и консультирования организаций региональной системы инклюзивного образования по вопросам обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ отмечают 56% БПОО
Слайд 44Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
59% БПОО отметили наличие внутренних локальных актов организации
(БПОО), регламентирующих деятельность базовых профессиональных образовательных организаций по развитию инклюзивного образования в субъекте РФ, разработанных на основе принятых на уровне субъекта Российской Федерации нормативных правовых и организационно-распорядительных актов
Слайд 45Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
У 31% БПОО создана система мониторинга региональной системы
инклюзивного образования в субъекте Российской Федерации в части координации деятельности и методического сопровождения сети ПОО субъекта (разработаны и согласованы на уровне субъекта РФ методика проведения мониторинга региональной системы инклюзивного образования; проводится мониторинг; разрабатываются и контролируются мероприятия по повышению качества региональных систем инклюзивного образования)
Слайд 46Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
При этом утвержденная методика проведения оценки региональных систем
инклюзивного образования по программам СПО инвалидов и лиц с ОВЗ имеется только у 15% БПОО
Слайд 47Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
Утвержденная методика оценки и прогнозирования потребности субъекта Российской
Федерации в среднем профессиональном образовании и профессиональном обучении инвалидов и лиц с ОВЗ есть у 13% БПОО
Слайд 48Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
В 28% БПОО создана база данных образовательных программ
среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ региональной системы инклюзивного образования, в том числе реализуемых в сетевой форме ОО
Слайд 49Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
Созданное хранилище специальных информационных и технических средств, дистанционных
образовательных технологий, учебно-методических материалов для коллективного использования организациями региональной сети инклюзивного образования субъекта РФ, имеется у 21 % БПОО
Слайд 50Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
Наличие консультационной поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ,
родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО в региональной системе инклюзивного образования, в том числе с проведением профессиональной диагностики отметили 51% БПОО
Слайд 51Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
Востребованность разработанных и утвержденных на уровне БПОО (в
соответствии с лицензией на образовательную деятельность) программ повышения квалификации, стажировок педагогических работников образовательных организаций субъекта РФ отметили 41% БПОО
Слайд 52Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
Наличие утвержденного плана по популяризации деятельности БПОО в
региональной системе инклюзивного образования субъекта Российской Федерации зафиксирована у 27% участников мониторинга
Слайд 53Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
Наличие совместных проектов БПОО с международными образовательными организациями,
реализующими программы среднего профессионального образования, отметили 17% БПОО
Слайд 54Работа с педагогами БПОО и педагогами региональной системы инклюзивного образования
субъекта Российской Федерации
33% БПОО отмечают высокую результативность совместных проектов с
федеральными научными и методическими центрами, а также другими организациями федерального уровня, осуществляющими методическая сопровождение и консультационную поддержку по вопросам обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ