Слайд 2Готовность к школе -
это не только набор определенных
умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к
6-7 годам.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов
Слайд 3Готовность к школе
Психологическая готовность
Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная
Физическая готовность
Здоровье,
моторика рук, движения, возраст
Специальная готовность
Чтение, счет, учебные умения
Слайд 4 Психологическая готовность
Необходимый и достаточный уровень психического
развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения
в коллективе сверстников.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.
Успешное усвоение школьного материала.
Слайд 5
Интеллектуальная готовность
Ориентировка ребенка в окружающем.
Запас знаний, усвоенных в системе.
Желание узнавать
новое, любознательность.
Развитие образных представлений.
Развитие речи и мышления в соответствии с
возрастной нормой.
Смысловое запоминание.
Слайд 6Высокая мотивационная готовность
Наличие у ребенка познавательных
интересов:
любит книги;
любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные
задания;
любознателен;
задает много вопросов.
Слайд 7Признаки познавательной активности
Ребенок занимается умственной деятельностью.
Предпочитает сам найти ответ на
загадку, вопрос.
Просит почитать книги, дослушивает до конца.
Положительно относится к занятиям,
связанными с умственным напряжением.
Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.
Дожидается ответа на поставленный вопрос.
Слайд 8«Социальная позиция школьника»
Сформированность «социальной позиции школьника»:
Понимание необходимости учения и того,
что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.
Эмоционально
–благополучное отношение к школе.
Слайд 9
Личностная и социально-психологическая готовность
Принятие позиции школьника .
Потребность в общении.
Умение
подчиняться правилам и интересам коллектива.
Способность устанавливать отношения с другими
детьми.
Способность действовать совместно с другими детьми.
Слайд 10 Волевая готовность
умение сдерживать и контролировать поведение
Умение
сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
Умение ориентироваться
на заданную систему требований.
Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Слайд 11Эмоционально-волевая готовность
Способность управлять своими эмоциями и поведением.
Умение организовывать рабочее место
и поддерживать порядок в нем.
Стремление преодолевать трудности.
Стремление к достижению результата
своей деятельности.
Слайд 12 Коммуникативная готовность
Это умение ребенка строить свои взаимоотношение
с другими людьми:
играть и общаться с другими ребятами;
быть включенным в
детский коллектив и уметь жить по его законам;
общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Слайд 13 Социальные страхи
старших дошкольников
Страх ошибки на уроке.
Страх насмешки сверстников.
Страх
наказания и утраты расположения взрослых.
Слайд 14Физическая готовность
Состояние здоровья.
Физическое развитие.
Развитие анализаторных систем.
Развитие мелких групп мышц.
Координация движений
в соответствии с возрастной нормой
Готовность организма ребенка к учебным
нагрузкам.
Слайд 15Возраст поступления в школу
В настоящее время в 1 класс поступают
дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев.
Главное отличие – у
шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.
Слайд 16 Адаптация ребенка к школе
Меняется социальная позиция ребенка: он становится
учеником.
Происходит смена ведущей деятельности.
Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от
позиции среди сверстников.
Проблема сдерживания двигательной активности.
Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.
Слайд 17 Схема социально-психологической адаптации школьника
Слайд 18 Готовы ли родители к школе?
Жертвовать своим личным временем и
некоторыми привычками.
Сдерживать свои эмоции.
Не кричать, не унижать и
не обижать.
Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
Не наказывать ребенка без причины.
Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Слайд 19
«Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания).
Моя семья (Ф. И.
О. родителей, состав семьи, профессии).
Окружающий мир (животные и растения, времена
года и явления природы, люди и техника и т. д.)
Слайд 20
Умение составлять рассказ по картинке.
Пересказывать содержание известной сказки.
Рассказывать связные истории
из своей жизни.
Рассуждать.
А вот умение бегло читать или писать письменными
буквами – совершенно не обязательно!
Слайд 21
Числовая последовательность в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Понятие
«больше – меньше».
Основные геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Измерение предметов при помощи
линейки.
Цвета и их оттенки.
Слайд 22
Все интеллектуальные функции (внимание, память и мышление) должны достичь определенного
уровня развития – стать произвольными, т. е. сознательно управляемыми.
Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании.
Слайд 23
Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь
теперь он будет учиться писать.
Поэтому ему нужно уметь:
правильно держать ручку;
пользоваться
ножницами;
рисовать и лепить;
обводить контуры и заштриховывать фигуры.
Слайд 24
Желание учиться, идти в школу.
Стремление узнавать новое.
Закрепляйте положительное отношение ребенка
к школе.
Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе.
Слайд 25
Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки,
подвижные игры и т. д.).
Следите за тем, чтобы
ребенок выполнял правила игры.
Слайд 26
Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи.
Решайте вместе с ним логические задачи:
загадки, ребусы, кроссворды.
Слайд 27
Закрепляйте с ребенком состав числа (8 – это 4 +4,
3+5, 2+6 и т.д.);
умение ориентироваться в числовом ряду (
«соседи» числа 5 – это 4 и 6);
Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).
Слайд 28
При общении с ребенком называйте его друзей по имени.
Не критикуйте
сверстников ребенка!
Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию
вместе с ребенком.
Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.
Слайд 29
Организовывайте с ребенком совместную деятельность.
Не обсуждайте при нем взрослых.
Объясняйте ему
правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.
Слайд 30
Не забывайте о физических упражнениях.
Утренняя гимнастика должна стать привычной.
Включайте музыку,
под которую приятно потанцевать и порезвиться.
Игры на свежем воздухе, плаванье,
лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.