Слайд 1ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ.
Слайд 2Возраст 6-7 лет является переходным между дошкольным и младшим школьным периодами
развития; он характеризуется возрастным кризисом, именуемым отечественными исследователями кризисом 7
лет. Симптомами кризиса являются: потеря непосредственности, манерничанье, симптом горькой конфеты (ребенку плохо, а он старается этого не показать), неуправляемость поведением ребенка со стороны взрослых, замыкание ребенка в себе. По словам Л.С. Выготского, «... внешним отличительным признаком семилетнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное поведение»
Слайд 3Компоненты готовности к обучению в школе.
Физическая готовность,
Интеллектуальной готовности,
Личностная и социально-психологическая
готовность ,
Мотивационную готовность,
Эмоционально-волевая готовность.
Слайд 4Физическая готовность
определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые
должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7-летнего возраста. Также должны
учитываться состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребенка, общее состояние его здоровья.
Слайд 5Интеллектуальной готовности
включаются не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но
и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону
ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые познаются ребенком в процессе изучения школьных предметов.
Слайд 6Личностная и социально-психологическая готовность
еще одна из предпосылок успешного обучения в
школе. Она включает формирование у ребенка готовности к принятию новой
«социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. Взрослые изменяют требования к ребенку: от него теперь настойчиво ждут большей серьезности, внимательности, усидчивости, ответственного отношения к самообслуживанию и т. д. У старшего дошкольника впервые появляется представление о себе как члене общества.
Слайд 7Мотивационную готовность
Выделяются внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе.
К внешним относятся особенности школьной жизни ,привлекающие детей внешней стороной
– это красивая форма, школьные принадлежности и т. д. к внутренним мотивам относится желание учится (учиться, «чтобы быть как папа» и др.).
Слайд 8Л.И. Божович были выделены две группы мотивов учения
Широкие социальные мотивы
учения, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми,
в их оценке и одобрении. С желаниями ребенка занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми умениями. Навыками и знаниями.
Слайд 9Эмоционально-волевая готовность.
В основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность
длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Слайд 10Обсуждая проблему эмоционально-волевой готовности к школе Д.Б. Эльконин выделил следующие
параметры.
умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ
действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Слайд 11Характеристика уровней готовности к школьному обучению и адаптации ребенка в
школе
ребенок к школе не готов, если он не умеет планировать и
контролировать свои действия, мотивация учения низкая, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий;
ребенок к школе готов, если он умеет контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится)выполнять логические операции в форме словесных понятий.