Слайд 1ГРАФИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
Моделирование и формализация
Слайд 2Ключевые слова
схема
карта
чертёж
график
диаграмма
граф
сеть
дерево
Слайд 3Многообразие графических информационных моделей
Схема
Карта
Чертёж
Диаграмма
Графическая
модель
График
Граф
Слайд 4Схемы в физике
Схемы в истории
Схемы в биологии
Р
♀
♂
х
АА
генотип
аа
гаметы
F1
Аа
х
Слайд 5Географическая карта Евразии
Слайд 9Графы
Граф состоит из вершин, связанных линиями - рёбрами. Вершины
графа изображаются кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д.
Объекты
представляются как вершины графа, а связи – как его рёбра.
Слайд 10Граф называется взвешенным, если его вершины или рёбра характеризуются некоторой
дополнительной информацией - весами вершин или рёбер.
Взвешенный граф
Протяжённость дорог
в километрах
Слайд 11Сеть и дерево
Цепь – путь по вершинам и рёбрам графа,
в который любое ребро графа входит не более одного раза.
Дерево
– это граф, в котором нет циклов.
Цикл – цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают.
Сеть – граф с циклом.
Слайд 12Генеалогическое древо
Родословная А. В. Суворова
Слайд 13Дерево для решения задачи
Использование графов при решении задач
Сколько существует трёхзначных
чисел, состоящих
из цифр 1 и 2?
Г К
Граф задачи о переправе
СЛГ
|| К
ЛГ || КС
СГ || КЛ
СЛ || КГ
КСГ || Л
Г || КСЛ
С || КГЛ
КГ || СЛ
КЛГ || С
КЛС || Г
КС || ЛГ
ЛГ || КС
Л || КСГ
ЛС || КГ
КЛ || СГ
|| КЛСГ
КСЛГ ||
Слайд 15Самое главное
В графических информационных моделях для наглядного отображения объектов используются
условные графические изображения, дополняемые числами, символами и текстами: схемы, карты,
чертежи, графики и диаграммы, графы.
Граф состоит из вершин, связанных линиями – рёбрами.
У взвешенного графа вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией – весами вершин (рёбер).
Цепь – это путь по вершинам и рёбрам графа, в который любое ребро графа входит не более одного раза.
Цикл – цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают.
Сеть – граф с циклом.
Дерево – граф иерархической системы. Между любыми двумя вершинами дерева существует единственный путь.
Слайд 16Вопросы и задания
1. Какие информационные модели относят к графическим?
2. Приведите
примеры графических информационных моделей, с которыми вы имеете дело:
а) при
изучении других предметов;
б) в повседневной жизни.
Слайд 17Вопросы и задания
3. Что такое граф? Что является вершинами
и рёбрами графа на рисунке? Приведите примеры цепей и циклов,
имеющихся в этом графе.
4. Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (два пункта считаются самыми удалёнными, если длина кратчайшего пути между ними больше, чем длина кратчайшего пути между любыми другими двумя пунктами). Укажите длину кратчайшего пути между этими пунктами.
Слайд 18Вопросы и задания
5. Грунтовая дорога проходит последовательно через населённые пункты
А, B, С и D.
При этом длина грунтовой дороги
между А и В равна 40 км, между В и С – 25 км, и между С и D – 10 км.
Между А и D дороги нет. Между А и С построили новое асфальтовое шоссе длиной 30 км. Оцените минимально возможное время движения велосипедиста из пункта А в пункт D, если его скорость по грунтовой дороге – 20 км/ч, по шоссе – 30 км/ч.
Слайд 19Вопросы и задания
6. Что такое дерево?
Моделями каких систем могут
служить деревья? Приведите пример такой системы.
Слайд 20Вопросы и задания
7. Сколько трёхзначных чисел можно записать с помощью
цифр 2, 4, 6 и 8 при условии, что в
записи числа не должно быть одинаковых цифр?
Слайд 21Вопросы и задания
8. Сколько существует трёхзначных чисел, все цифры которых
различны?
Слайд 22Вопросы и задания
9. Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами:
A, B, C, D, E.
На первом месте в цепочке
стоит одна из бусин A, C, E. На втором – любая гласная, если первая буква гласная, и любая согласная, если первая согласная.
На третьем месте – одна из бусин C, D, E, не стоящая в цепочке на первом месте.
Сколько цепочек можно создать по этому правилу?
Слайд 23Вопросы и задания
10. Два игрока играют в следующую игру. Перед
ними лежит куча из 6 камней. Игроки берут камни по
очереди. За один ход можно взять 1, 2 или 3 камня. Проигрывает тот, кто забирает последний камень.
Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход?
Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.
Слайд 24Вопросы и задания
11. На рисунке – схема дорог, связывающих города
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По
каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Слайд 25Вопросы и задания
12. На рисунке – схема дорог, связывающих города
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По
каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Слайд 26Вопросы и задания
13. На рисунке – схема дорог, связывающих города
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По
каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Слайд 27Схема
Карта
Чертёж
Диаграмма
График
Опорный конспект
Графические информационные модели используются для наглядного отображения объектов.
Графическая
информационная модель
Слайд 28Домашнее задание
§ 1.3, № 37, 38, 41(из рабочей тетради),
13
(из презентации)