Слайд 1Методы и приемы обучения
географии
Слайд 2План лекции
1. Значение, определение понятий «метод обучения», «прием обучения»
2. Классификация
методов обучения
2.1. Классификация по источнику знаний
2.2.
Классификация по характеру познавательной деятельности
3. Выбор методов и методических приемов
Слайд 3Дидактическая копилка
Прием «Тонкий и толстый вопрос»
Использование: этапы урока: изучение нового
материла, закрепление
Значение: повышение интереса к учебному материалу, формирование ЭЦО
Ход:
1. Тонкий
вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
2. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Слайд 4ПРОБЛЕМЫ В
МОГ
Изменение
цели
среднего
образования
Новые
учебные
планы
Новые
подходы
к
содержанию
Увеличение
числа
изучаемых
предметов
Новые
концепции
образования
Сокращение
времени на
изучение
классических
предметов
Слайд 5Вопрос 1
Значение и определение понятий «метод обучения», «прием обучения
Цель и
задачи
(для чего учить?)
Содержание
(чему учить?)
Средства обучения
(с помощью чего учить?)
Методы и
формы обучения
(как учить?)
Слайд 6Проблемы в МОГ
Определение в
содержании
предмета
соотношения
фактов и
теоретических
положений
Проблема
интеграции
разветвленной
системы
географических
знаний
Реализация в
содержании
предмета
страноведческого
подхода
Обновление методов,
средств и форм
организации
обучения
Слайд 7Вопрос 1
Значение и определение понятий «метод обучения», «прием обучения»
«Метод обучения
должен
быть возведен в
искусство. Его надо
поставить на столь
твердые
основы, чтобы
обучение наверняка
шло вперед и не
обманывалось бы в
своих результатах»
Я.А. Коменский
Слайд 8Вопрос 1
Значение и определение понятий «метод обучения», «прием обучения»
Значение обучения:
подготовка
к дальнейшей жизни, достижению в ней успехов;
подготовка к правильному поведению
в природе, обществе, государстве, на производстве;
формирование умения ставить цель, находить рациональные пути ее достижения, добиваться успехов в достижении цели
Причины отсутствия успехов в учебе:
применение непродуктивных способов учебной работы
-неумение школьников учиться
Главная задача школы в настоящее время – научить каждого ребенка учиться
Слайд 9Творчество + опыт
Вопрос 1
Значение и определение понятий «метод обучения», «прием
обучения
Множество программ и учебников
Вариативность методов и форм обучения
Возможность для самовыражения
учителя
Слайд 10Вопрос 1
Значение и определение понятий «метод обучения», «прием обучения
Метод обучения
это…
1. Совокупность приемов учебной работы (С.А. Ананьев)
2. Все приемы и
действия учителя
(К.В. Ельницкий)
3. Путь по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию
(Д.И. Тихомиров)
4. Форма содержания обучения
(М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)
Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных
действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования
(Педагогический словарь,
М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)
Слайд 11Вопрос 1
Значение и определение понятий «метод обучения», «прием обучения
Стороны методов
обучения
Внешняя
(Учитель –
средства обучения)
Внутренняя
(Учащихся)
Слайд 12Вопрос 1
Значение и определение понятий «метод обучения», «прием обучения
Внутренняя сторона
методов обучения –
умственная переработка школьниками учебной
информации, осознание ими знаний,
состава действий
- особенности учащихся;
- степень обученности и обучаемости учащихся;
- личные качества учителя;
- методическое мастерство и талант учителя
Усвоение учебного материала = Учитель (внешняя сторона) + Ученик (внутренняя сторона)
Слайд 13Вопрос 1
Значение и определение понятий «метод обучения», «прием обучения
Метод обучения
= прием обучения + прием обучения + прием обучения
Прием обучения
(методический прием)– конкретные операции взаимодействия учителя и учащихся в процессе реализации методов обучения
(педагогический словарь)
Прием обучения (методический прием) – совокупность приемов преподавания (способов деятельности учителя) и адекватных им приемов деятельности учащихся
М.И. Махмутов
Прием обучения (методический прием) – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода
Г.М. Коджаспирова
Слайд 14Технологии обучения
Технологии обучения - способы повышения эффективности обучения, такое проектирование
учебного процесса, которое имеет четко заданный результат.
Оно направлено на совершенствование
приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач
Педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Слайд 15Виды
педагогических
технологий
Объяснительно-
иллюстративное
обучение
Личностноориен-
тированное
обучение
Развивающее
обучение
Дифференциро-
ванное обучение
Модульное
обучение
Полное усвоение
знаний
Коллективное
взаимообучение
Слайд 16Технологии в
процессе
обучения
географии
Формирование
приемов
учебной работы
Технология
листов опорных
сигналов
Формирование
учебной
деятельности
школьников
Дифференцииро-
ванное
обучение
Модульная
технология
Проектная
деятельность
Коммуникативно-
диалоговая
деятельность
Слайд 17Структура методов обучения
Методы обучения
учителя
учащиеся
Взаимосвязанная
деятельность
Цели образования
Эта деятельность
проявляется в использовании:
Слова учителя
Тесты
Карты
Модели
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Деятельность
учителя:
организующая
корректирующая
контролирующая
Теоретическая
практика
Комплексный подход
к методам обучения
Классификация методов обучения
Группы методов
в дидактике:
1. Методы стимулирования учебной деятельности школьников
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности
3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Слайд 19Вопрос 2
Классификация методов
обучения
Классификация - упорядоченная по определённому признаку система
1. По источникам знаний
(С.И. Петровский, Е.Я. Голанд)
2. По характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер М.Н. Скаткин)
3. По сочетанию методов преподавания и методов учения (М.И. Махмутов)
4. По дидактической задаче (М.А.Данилов, Б.П. Есипов)
5. По логике изложения материала (А.Н. Алексюк, И.Д. Зверев)
Слайд 20Классификация методов обучения
По источникам
знаний
По логике
раскрытия
учебного материала
По степени
самостоятельности
учащихся
По характеру
познавательной
деятельности
Объяснительно-
иллюстративный
Репродуктивный
Проблемного
изложения
Частично-
поисковый
Исследовательский
Словесные
Наглядные
Практические
Слайд 21Вопрос 2
2.1. Классификация методов обучения по источникам
знаний
Методы обучения по источникам знаний
(С.И. Петровский, Е.Я. Голанд)
2.1.1. Словесные
2.1.2. Наглядные
2.1.3. Практические
Слайд 22Методы обучения по источнику получения знаний
Словесные
позволяют в кратчайший срок передать
большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать
пути их решения.
Объяснение
Эвристическая
беседа
Наглядные
понимаются такие
методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной
зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и
технических средств.
Метод
иллюстраций
Компьютер
Практические
основаны на
практической деятельности учащихся. Этими методами формируют
практические умения и навыки.
Упражнения
Устные
Воспроизводящие
Тренировочные
2.1.1. Словесные методы
обучения
Словесные методы
2.1.2. Наглядные методы
обучения
Наглядные методы обучения
Методы использования учебных картин
Методы использования иллюстративных таблиц
Методы использования экранных пособий
Методы использования педагогического рисунка
Методы использования карт
Методы использования др. моделей
2.1.3. Практические методы
обучения
Практические методы обучения:
Наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве;
Методы работы с картами;
Методы работы со схемами;
Методы работы с профилями;
Методы работы со статистическими таблицами
Слайд 26Методы обучения в зависимости от характера
познавательной деятельности учащихся
Объяснительно-иллюстративный
один
из наиболее экономных способов передачи учащимся обобщенного и систематизированного опыта
. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий.
Частично-поисковый
основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо делать выводы из приведенных фактов.
Проблемный
основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед учащимися .
Слайд 27Вопрос 2.2.
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников
Слайд 28Вопрос 2.2.1.
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод
Используется
для передачи учебной информации учителем;
- организации усвоения
знаний с использованием средств наглядности;
- при введении теоретических знаний
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод
Приемы
объяснительно иллюстративного метода
Устное
слово:
(рассказ, лекция, объяснение)
Печатное слово:
(учебник, дополнительные пособия)
Наглядные средства: (карты, схемы, таблицы,
видео-фрагменты, натуральные объекты
Практический показ способа деятельности
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод
Значение - организация
усвоения информации учащимися
Внешняя сторона:
учитель сообщает готовую информацию разными средствами
Внутренняя сторона:
учащиеся информацию
воспринимают, осознают, фиксируют в памяти
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод
«+»
- закладывается основной запас знаний;
- экономия учебного времени
« - »
- мало самостоятельности учащихся;
- усвоение знаний в готовом виде;
не способствует творческому мышлению
Репродуктивный метод
Главный
признак – воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя
Используется:
- для приобретения умений и навыков пользоваться знаниями, полученными при объяснительно-иллюстративном методе;
при закреплении знаний;
формировании специфических географических умений
Репродуктивный метод
Приемы:
работа
с планами-характеристиками (ЭГП, ФГХ, ЭГХ и др.);
работа по инструкциям;
выполнение заданий по образцу;
практические работы
Репродуктивный метод
Значение:
выработка умения работать по образцу
Внешняя сторона:
Учитель системой заданий организует деятельность школьников по воспроизведению сообщенных им или текстом учебника знаний и способов деятельности
Внутренняя сторона:
Ученики упражняются в выполнении действий по образцу
Репродуктивный метод
«+»
учит
применять знания и умения в знакомой ситуации;
- учит действовать по образцу
« - »
не всегда применим
Метод проблемного изложения
Метод проблемного изложения
= рассказ-рассуждение
Усвоение учениками
способа и логики решения поставленных проблем, но без умения применять их самостоятельно
Используется:
- на лекции;
- при работе с книгой;
- при проведении эксперимента
Метод проблемного изложения
Приемы:
- Слово (логическое рассуждение);
- кинофильм;
- текст
книги;
- работа с таблицами;
- др.
Метод проблемного изложения
Значение:
показ образцов научного познания;
показ путей научного
решения проблем;
ОТД
Метод проблемного изложения
Внешняя сторона:
Учитель сам ставит
проблему;
Учитель сам
проблему
решает
Внутренняя сторона:
Учащиеся следят за
ходом рассуждений
Учатся логическим
операциям
Метод проблемного изложения
«+»
- обучение умению
решать проблемы;
- обучение
умению
логически мыслить;
- ОТД;
- ЭЦО и интерес к
учебному материалу
« - »
- содержание учебного материала;
- умение учителя
излагать материал
проблемно
Слайд 41Вопрос 2.2.4.
Частично-поисковый (эвристический) метод
Способ поиска решения проблемы
определяет учитель, но
сами решения отдельных вопросов находят учащиеся
Используется:
- на лекции;
- при работе
с книгой;
- при проведении эксперимента
Слайд 42Вопрос 2.2.4.
Частично-поисковый (эвристический) метод
Приемы:
- эвристическая беседа + работа с
источниками географических знаний;
- деление сложной задачи на серию доступных подзадач
Слайд 43Вопрос 2.2.4.
Частично-поисковый (эвристический) метод
Значение:
Обучение самостоятельно выполнять отдельные
шаги в
целостном процессе учебного познания
Приемы:
1. Обучение видению проблемы;
2. Самостоятельное нахождение доказательств;
3.
Формулирование выводов из предложенных фактов;
4. Высказывание предположений;
5. Построение плана проверки
6. И др.
Слайд 44Методы эвристического обучения.
Метод “вживания”
Метод смыслового видения
Метод символического видения
Метод образного видения
Метод
придумывания
Метод “Если бы…”
Метод эвристических вопросов
Метод гиперболизации
Метод агглютинации
“Мозговой штурм”
Метод синектики
Метод морфологического ящика
Метод инверсии
Слайд 45Вопрос 2.2.4.
Частично-поисковый (эвристический) метод
Внешняя сторона:
Учитель сам ставит
проблему;
Внутренняя сторона:
-
учащиеся следят за
ходом рассуждений
- учащиеся самостоятельно проблему
решают
Слайд 46Вопрос 2.2.4.
Частично-поисковый (эвристический) метод
«+»
- обучение умению
решать проблемы;
- обучение
умению
логически мыслить;
- ОТД;
- ЭЦО и интерес к
учебному материалу
«
- »
- содержание учебного материала;
- умение учителя
излагать материал
проблемно
Исследовательский метод
Исследовательский метод – учащиеся самостоятельно изучают новый
для
них материал при этом:
- обучение применению общеучебных способов деятельности;
обучение специфическим для географии способам деятельности;
«путь ученого»
Исследовательский метод
Приемы
Самостоятельный
исследовательский
процесс
Проверка
полученных
результатов
Решение задачи
Поиск необходимых
источников информации
Постановка
задачи
Предложение
Обоснование
Исследовательский метод
Значение («+»):
ОТД
изучение и установление причинно-следственных связей
Применяется редко
так как (« - »):
слабо разработана методика метода;
наличие специальных средств обучения (справочники, серии карт, географическая литература и т.д.)
предварительная подготовка (все усложняющиеся задания)
большие затраты времени
Исследовательский метод
Внешняя сторона:
Учитель
руководит
(консультирует)
исследовательской
деятельностью
школьников
Внутренняя сторона:
Школьники самостоятельно решают проблему
Слайд 51Вопрос 3.
Выбор методов и методических приемов
Выбор
методов зависит от:
- содержания учебного географического материала;
- задач (обучающих, воспитательных,
развивающих) отдельных курсов, тем, разделов;
- особенностей познавательной деятельности школьников
Слайд 52Вопрос 3.
Выбор методов и методических приемов
Выбор
методического приема зависит:
особенностей содержания;
планируемого уровня усвоения;
средств обучения;
степени эффективности приема;
подготовки учащихся;
конкретной
учебной ситуации;
возможностей учителя
Слайд 53Вопрос 3.
Выбор методов и методических приемов
Соотношение
уровней познавательной деятельности и учебных действий учащихся (И.Я. Лернер)