Слайд 1Графический дизайн в брендинге
Слайд 2Бренд или брэнд (англ. brand, [brænd] — клеймо). Слово «бренд»
произошло от древнескандинавского «brande», которое переводится, как «жечь, огонь». Так
называлось тавро — знак, которым владельцы скота помечали своих животных
Слайд 3Ранее термином «бренд» обозначался не всякий товарный знак, а лишь
широко известный. В настоящее время этот термин в средствах массовой
информации употребляется как синоним термина «товарный знак»
Слайд 4Бренд — комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о
продукте либо услуге в сознании потребителя.
Слайд 5Существует два подхода к определению бренда:
индивидуальные атрибуты: название, логотип
и другие визуальные элементы (шрифты, дизайн, цветовые схемы и символы),
позволяющие выделить компанию или продукт по сравнению с конкурентами;
образ, имидж, репутация компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнёров, общественности.
Слайд 6Имя брэнда
Имя бренда - наиболее важное, долговременное и в то
же время рисковое вложение. Неудачное имя затрудняет продвижение бренда, так
как требуется больше времени на узнавание, запоминание и возникновение положительного образа у потребителей, а значит больше затрат на рекламу. Поэтому при создании нового названия - имени для товара - необходим очень профессиональный как исследовательский, так и творческий подход
Слайд 10В переводе с английского Sharp значит «острый». Отличное название для
шарашки, которая производит механические карандаши, не требующие заточки. Токиец Токуджи
Хаякава тоже так решил, когда открыл в начале ХХ века свой маленький, но гордый карандашный бизнес. Кто ж тогда знал, что такой успех будет
Слайд 11Можно предположить, что создателей одолела гордыня и они слету объявили
свою продукцию каноном качества. Но все эти догадки – мимо.
Первый фотоаппарат компании, выпущенный в 1934 году, был назван Kwanon в честь буддийской богини милосердия. Тут же, естественно, нашлись те, кто усмотрел в этом оскорбление чувств верующих, и основатель компании, Горо Йошида, по-быстрому изменил написание – звучит так же, а смысл другой.
Слайд 12Apple
Версий происхождения названия две, официальная и апокрифическая.
Апокриф: Над названием долго
работали, но ничего не вытанцовывалось. «Если вы до вечера ничего
не придумаете, я назову компанию «Яблоко» – заявил в конце концов Джобс. Как саказал, так и сделал
Канон: в телефонном справочнике Калифорнии название компании Atari, конкурентов и заклятых врагов Джоббса, стояло буквально на первой странице. Стивен выбрал название Apple, чтобы оказаться на пару строчек выше.
Слайд 13 Одно из важнейших условий эффективного брендинга – доскональное знание
психологии целевой группы потребителей. Обостряющаяся конкуренция между брендами требует все
более глубокого проникновения в сознание, а зачастую и в подсознание потребителей.
Слайд 14Слоган
Прежде всего следует определиться: кто является потребителем будущего бренда? Следует
учесть целый блок социально-демографических характеристик: мужчина это или женщина, бабушка
или подросток, каков доход потребителя, его образование, он горожанин или деревенский житель, учащийся, студент или руководитель.
Слайд 16Но главная определяющая брэндинга – стоимость продукта.
• Low-сегмент — дешевые
товары, предназначенные для потребителей с невысоким доходом или экономичной стратегией
покупок;
• Middle-сегмент — товары со средней ценой, рассчитанные на покупателя со средним доходом, который, как правило, руководствуется поиском продукции, опираясь на постулат: «оптимальное соотношение цены и качества»;
• Premium-сегмент — дорогие товары, предназначенные для обеспеченной части населения. Потребители товаров из этого сегмента, как правило, считают, что высокая цена гарантирует высокое качество продукции.
Слайд 17очень дёшево (низкое качество или подделка);
дёшево (выгодная покупка, но возможны
неприятные сюрпризы);
средне (обычная надёжная вещь, типовой проверенный вариант);
дорого (ассоциируется с
высоким качеством);
очень дорого (избыток качества, престиж, элитный товар, я могу себе позволить;
недаром настоящие бренды легче всего получаются из продуктов именно этой ценовой группы — примешивается личное отношение потребителя).
Слайд 19Хрестоматийный слоган и иллюстрирующие его сюжеты рекламы недорогого стирального порошка
«Дося»: «Зачем платить больше?».
Сравним:
«МТС» — «Мир Твоей Свободы»;
«Мегафон»
— «Будущее зависит от тебя»;
Toyota — «Управляй мечтой»;
Lexus — «Неудержимый порыв к успеху»;
Cadillac — «Жизнь. Свобода. Стремление вперед»,
Nissan - «Превосходи ожидания»
Слайд 20«Совершенство, рожденное страстью»
Слайд 21«Великолепию не нужно заявлять о себе громко»
Слайд 22В 2004 году компания Danone, в активе который был гениальный
слоган «Ммм… Данон!», решила освоить подростковую аудиторию России. Так в
наших магазинах появились кисломолочные продукты «Скелетон». Предполагалось, что йогурты, на упаковке которых нарисованы скелеты, черепа и скрещенные кости, мгновенно заинтересуют ребят от 9 до 14 лет. Однако массового увелечения «Скелетонами» и четырьмя рекламировавшими их персонажами не случилось. «Страшной» упаковки, в первую очередь, испугались родители тех самых подростков, на которых и был рассчитан новый продукт. Производство этой линейки было свернуто.
«ПОЗАБОТЬТЕСЬ ДЕТИ О СВОЕМ СКЕЛЕТЕ»
Слайд 23Самые распространенные ошибки в названии брендов связаны с трудностями перевода.
Если компания долгое время работала на домашнем рынке, а потом
вышла на мировую арену, очень сложно проследить, чтобы название адекватно переводилось на разные языки мира.
Слайд 24Компания Pepsi дословно перевела на китайский язык свой главный рекламный
девиз «Живи с Поколением «Пепси» (Come Alive With the Pepsi
Generation).
Китайцы были шокированы: слоган приобрел неожиданное звучание «Пепси Заставит ваших Предков Подняться из Могил».
Слайд 25General Motors
Компания General Motors пыталась продвинуть на испаноязычных рынках свой
автомобиль Chevrolet Nova, но потерпела фиаско. Так как No Va
означает «Не движется».
Слайд 263 примера приспособлений брендов:
В корейском языке нет "ш", но когда
корейская лапша "Досирак" вышла на российский рынок, "с" в названии
заменили на "ш". "Доширак" продается в России до сих пор.
Название крема "Deadermine" в России стало ""Deademine" (без R)
Coca Cola, звучащая для китайцев как "Укуси головастика" стала в Поднебесной Koka Kole, "Радость во рту".
Слайд 27Графичеcкий дизайн помогает решить широкий спектр задач — от визитки
индивидуального предпринимателя до разработки системы навигации аэропорта.
Слайд 28Графические атрибуты бренда :
фирменные цвета,
шрифты,
логотип,
фирменный знак,
товарный знак,
эмблема
этикетка,
рекламные постеры.
Слайд 29Все атрибуты, создающие единый стиль бренда, базируются на законах
оптики,
геометрии и психологии.
Слайд 31Логоти́п (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток)
— графический знак, эмблема или символ.
Логотип является основным визуальным
элементом, который помогает клиентам находить, идентифицировать, и запоминать бренд компании. Обычно он представляет собой графический знак или символ, название бренда или комбинацию того и другого.
Слайд 32Фирменный знак — уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании
и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании
Всемирно известный
слэш Nike — классический пример фирменного знака
С расшифровкой фирменного знака корпорации Mitsubishi (рисунок 8) все просто и логично. В переводе с японского, Mitsu (три) и Bishi (бриллиант). Что, собственно, четко отражено в знаке компании — три бриллианта.
Слайд 33Зачастую, как логотип, так и знак, могут либо же состоять
из аббревиатуры, либо же содержать аббревиатуру. Но при этом, аббревиатура
не является самостоятельным элементом графической идентификации.
Слайд 34Эмблема (emblema от греч. рельефное украшение) — условное или символическое
изображение какого-либо понятия, идеи
Эмблема применяется в обозначениях глобальных «понятий» или
«идей», а не для «графического начертания названия» (как в случае с логотипом), и не в виде «уникального графического элемента» (как в случае фирменного знака). эмблема может содержать в себе разнообразные графические элементы: логотип , фирменный знак, слоган …
Слайд 35Эмблема может почти совпадать с фирменным знаком. На рисунке слева,
приведен логотип автомобильного концерна Ford. Справа, на рисунке, этот же
логотип, но с реализацией объема некоторых элементов логотипа -эмблема.
Слайд 36Такие дизайнерские продукты, как логотипы, эмблемы и фирменные знаки тоже
должны воздействовать на сознание.
Но они рассчитаны на многократное, до
нескольких тысяч раз, восприятие зрителем. Их используют не в рамках одной акции, а десятилетиями. На усвоение и запоминание большинства других видов дизайнерской продукции - книг, инструкций, упаковок -требуется время. Через какое-то время их необходимо обновлять, чтобы они не «приедались».
Слайд 37Товарный знак - зарегистрированное и одновременно защищенное законом наименование товара,
услуги или бренда-производителя.
Товарный знак не имеет никаких ограничений по
графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористке и т. д.В качестве товарного знака может использоваться как эмблема (логотип, фирменный знак), так и другие графические символы
Слайд 38Фирменный стиль (corporate identity) — единство элементов стиля, идентифицирующих принадлежность
всего, на чем размещаются эти элементы, к конкретной фирме и
отличающих ее от конкурентов
Основными элементами фирменного стиля являются:
логотипы,
товарные знаки,
слоганы,
цвет,
шрифт,
фирменный персонаж,
фирменный звук
Слайд 39Разработка фирменного стиля начинается с выделения его носителей. Для каждой
компании это свой набор. Кто-то выделяется необходимостью брендировать корпоративные автомобили
и фартуки поваров, а кто-то — иконки приложений и социальные сети.
РАЗРАБОТКА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
Слайд 40Креативное агентство из американского города Миннеаполиса "Duffy & Partners" разработало
новый фирменный стиль и ребрендинг для сети торговых центров "Mall
of America". Новый дизайн включил в себя полный комплект графических материалов, включая логотип, цветовую гамму, POS-материалы, Web-сайт и другие составляющие фирменного стиля. Тотальное обновление образа "Mall of America" преследовало цель осовременить весь графический ряд, привнести современную стилистику и привлечь новых посетителей.
Слайд 41Американский графдизайн: ребрендинг сети торговых центров "Mall of America"
Фирменный стиль
- это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов,
обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления»
Слайд 42Nord Stream — серия консервированных изделий. Бренд представлен линейкой из
пяти видов морепродуктов: сардины, копченые мидии, краб, осьминог и кальмар.
Слайд 44Конкурс «A’ Design Award & Competition», самая большая и представительная
международная премия в области дизайна. Премия «A’ Design Awards»
присуждается в областях:
Пространственный Дизайн (архитектура, дизайн интерьеров, городской дизайн и ландшафтный дизайн),
Промышленный Дизайн (товарный дизайн, дизайн приборов, проектирование транспортных средств и проектирование механизмов),
Дизайн Средств Связи (графический дизайн, проектирование взаимодействий и дизайн-маркетинг), Дизайн Одежды (дизайн предметов одежды, дизайн аксессуаров и дизайн обуви),
Системный Дизайн (проектирование услуг, проектирование стратегии)
Слайд 45Проект разработан для безопасного хранения ножей.
Конструкция такова, что только
взрослый человек сможет вытащить нож.
Победители конкурса
Слайд 47Девиз дизайнера Alex Trochut «Чем больше, тем лучше» полностью отражает
сущность его необычной графики. Среди клиентов дизайнера Absolut, Coca Cola
и The New York Times.
Алекс Трочут — 29-летний дизайнер и иллюстратор из Барселоны.
Слайд 48В то время, как большинство сверстников только начинают ходить в
дизайнерские школы, Chuck Anderson в свои 18 уже вовсю работает
на одну известную студию, заказчиками которой являются Microsoft, Nike и Reebok.
Слайд 49Хитрости продвижения известных брендов
Пачки из плотного картона с откидывающейся верхней
крышечкой, являющиеся сейчас стандартом упаковки сигарет, были придуманы именно в
Marlboro. И не в целях инновации или демонстрации дизайнерской мысли. А строго в рекламных целях — сделать курильщиков Мальборо ходячим каналом коммуникации.
Все дело было в том, что потребители настропалились вытаскивать сигареты из мягких пачек, не вынимая их из кармана, а значит окружающие не видели бренд.
Флип-топы — именно так называются нынешние сигаретные пачки — приходилось доставать, а новое всегда привлекает внимание.
Слайд 50Из истории Timberland. В начале 1980-х компания Timberland переживала тяжелые
времена. Она выпускала качественные туфли-лодочки, цена которых была ниже, чем
у лидера отрасли, компании Topsiders. Казалось, хороший продукт и низкая цена должны были работать на них, однако дела шли плохо. Затем в Timberland приняли очень простое решение: они подняли свои цены, так что те стали намного превосходить цены, предлагаемые Topsiders. Продажи резко возросли. Что подтверждает достоверность высказывания Дэвида Огилви «Чем выше цена, тем более желанным становится товар в глазах покупателя». Этот же прием «искусственно раздуваемого спроса» уже не один десяток лет используют luxury-бренды.
Слайд 51После того как в 1960-х годах в рекламе Alka-Seltzer стали
бросать в стакан с водой не одну, как раньше, а
две таблетки — продажи лекарственного препарата увеличились ровно вдвое. Хитрый рекламный ход придумало агентства Tinker&Partners.
Существует аналогичная байка про гениального маркетолога, который первым придумал указать в инструкции по применению шампуня, что его следует наносить на волосы и смывать дважды, что привело к двойному росту продаж. Ну и вспомните рекламные ролики жевательных резинок в подушечках. По сколько подушечек кладут в рот герои рекламы?
Слайд 52Реклама и дизайн практически не отделимы одно от другого. Хорошая
реклама не может существовать без дизайна и наоборот. Хороший дизайн
- это можно считать рекламой в чистом виде.
Что именно отличает графический дизайн от рекламы? «Единственное различие, пожалуй, заключается в том, что дизайнеры и консультанты обращаются, как правило, к деловой публике, а рекламные агенты - к покупателю. Дизайнеры говорят тихо, а рекламные агенты обычно кричат» - говорил известный английский дизайнер Дэвид Стюарт.
Графический дизайн и реклама
Слайд 53Рекламная продукция обычно представляет собой плакаты, кино- и телевизионные ролики,
газетные и журнальные объявления. Дизайнерские работы создаются в форме небольших
постеров, кино- и телевизионных вводных заставок, редакторского оформления книг, газет и журналов, разъяснительных инструкций к товарам на продажу. Некоторые продукты не попадают в перечисленные категории, но они составляют лишь малую долю от всей продукции рекламы и дизайна.
Слайд 54Первой войну начала БМВ. Она в своих рекламных постерах начала
задирать сначала Мерседес . Еще в 2003г. Появился постер:
голодный гепард
BMW Х5 охотится за зеброй Mercedes ML . Мерседес оказался выше этого и оставил выпад без ответа
Слайд 55"Акула" нападает на ягуара.. Чопорные англичане, балансирующие на грани выживания,
решили оставить укол без внимания..
Слайд 56Но ответил Мерседес: Мерседес тоже может доставить удовольствие
Слайд 57Новой жертвой рекламной атаки стал давний конкурент — Audi.
Все началось
с принта BMW: автогигант «мило» поздравлял Audi с победой в
конкурсе «Машина года»-2006 в Южной Африке, подписавшись "Победитель конкурса «Машина мира»-2006.
Слайд 58Audi скрывать обиды не стала, выступив с ответным постером: «Поздравляем
BMW c победой в конкурсе «Машина мира»-2006. От шестикратного победителя
гонок Consecutive Le Mans 24 Hour (2000-2006)»
Слайд 59Возможно все этим бы и ограничилось, но в эту войну
решили вмешаться и другие производители. Subaru заяло, что BMW и
Audi — молодцы, выигрывают конкурсы красоты, а вот «Субару», тем временем, стала лучшей в International Engine 2006 (Лучший двигатель).
Слайд 60В 2007 году Audi представила российскому рынку современное нововведение —
русифицированный GPS-навигатор:
Слайд 61В ответ, вся рекламная армия BMW не без основания заявила:
«Пока другие переводили навигацию, мы сделали лучший в мире двигатель».
Слайд 62Audi ответили видеорекламой своей фирменной системы полного привода quattro:«Вот что
происходит, когда у Вас нет quattro»
Слайд 63БМВ не остался в долгу. И сккопировал ролик, переснял концовку:
«Вот что происходит, когда у Вас есть quattro»
Слайд 64Очередной виток конфронтации ознаменовался в 2009 году выпуском рекламного щита
Audi с вызывающим слоганом „Твой ход, BMW!“
Слайд 65Вскоре рядом появился биллборд BMW M3: „Шах и мат, Audi»
Слайд 66На сей раз на билборде Audi изобразили свою гордость –
R8, а рядом приписочку ‘Time to check your luxury badge.
It may have expired.’ (Время проверить твою ‘люксовость’. Возможно, ее уже нет)
Слайд 67Mercedes-Benz «подразнил» соперника и в 2010-х годах. BMW, отмечавший в
томик году 100-летний юбилей, получил ото конкурента поздравление:«Спасибо за 100
лет соревнования, предыдущие 30 были конечно скучными»