Слайд 1 1.2. Виды коррупции, источники, методы оценки
Коррупция многообразна в своих проявлениях
- это
коррупционные этические девиации (отклонения): нарушения нравственных стандартов гражданского общества,
этических норм службы (государственной, муниципальной, негосударственной), общих принципов служебного поведения госслужащих, в т.ч. гражданских;
коррупционные правонарушения:
коррупционные проступки - дисциплинарные (служебные), административные, гражданско-правовые;
коррупционные преступления - деяния (действия или бездействие).
Слайд 2Основные сферы проявления коррупции:
государственные закупки;
проведение земельной реформы: операции с земельными
участками;
сбор налогов;
назначение на ответственные посты в органах государственной власти;
местное самоуправление;
лицензирование
и регистрация предпринимательской, в том числе банковской деятельности;
выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами всех уровней;
получение кредитов в негосударственных банках и государственных целевых кредитов;
Слайд 3Основные сферы проявления коррупции (продолжение):
таможенное оформление импортируемых товаров;
лицензирование внешнеэкономической деятельности,
получение экспортных квот;
строительство и ремонт за счет бюджетных средств;
нотариальное удостоверение
сделок;
возбуждение и прекращение уголовных дел, направление их на дополнительное расследование;
контроль над безопасностью дорожного движения;
контроль соблюдения условий лицензирования;
прием экз. на получение права вождения автомобиля и выдача водительских удостоверений;
Слайд 4Основные сферы проявления коррупции (продолжение):
поступление в государственные вузы (для обучения
на бюджетной основе);
гос. регистрация, аккредитация негос. (частных) вузов;
поступление в специализированные
муниципальные общеобразовательные школы;
прием в специализированные муниципальные дошкольные воспитательные учреждения;
назначение на высокооплачиваемые либо позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных (муниципальных) учреждениях;
формирование партийных избирательных списков.
Слайд 5Формы коррупции
в системе госслужбы (и негос., муниципальной) разных стран
устройство на работу в подчиненные или косвенно контролируемые организации друзей,
родственников и знакомых;
субсидирование политических кампаний;
вознаграждение за получение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз;
служебное мошенничество;
установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;
получение «комиссионных» за размещение госзаказа в конкретной структуре, затруднение доступа к нему «чужим» фирмам;
Слайд 6Формы коррупции
в системе госслужбы разных стран (продолжение)
оказание чиновникам чрезмерных
знаков внимания, «гостеприимства» со стороны бизнесменов;
патронаж чиновников над определенными госконтрактами:
в форме «консультирования» либо через подставные фирмы так называемых «партнеров»;
отправка самого себя в загранкомандировку с произвольно установленным размером суточных;
использование политическими партиями влияния для сбора «добровольных» пожертвований со стороны представителей бизнеса в обмен на размещение госзаказов;
Слайд 7Формы коррупции
в системе госслужбы разных стран (продолжение)
латентное вымогательство взяток
служащими налоговых и таможенных органов с экспортеров, импортеров посредством назойливого
демоправа произвольно устанавливать законные размеры налога;
вымогательство взяток у водителей сотрудниками службы безопасности дорожного движения под угрозой наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения (ПДД),
якобы имевшее место в т.ч.;
вымогательство незаконных вознаграждений за ускоренное принятие решений (выдачу документов);
получение начальниками «мзды» с подчиненных в виде периодических подношений в установленных размерах для последующей передачи «наверх».
Слайд 8Методы коррупционных действий
В спец. литературе описаны методы коррупционных действий, преступных
деяний, факты совершения которых стали доступны компетентным госорганам или общественности,
напрямую или опосредованно через СМИ, антикоррупционные структуры. Так, известны
формы и методы коррупции в сфере таможни*;
ряд способов вымогания денежных средств инспекторами государственного пожарного надзора;
в строительном секторе коррупция имеет большие масштабы, чем коррупция в любой иной отрасли экономики;
коррупция в высшей школе в виде взяток, имеющих место при поступлении в вузы на бюджетные места и в процессе обучения независимо от организационно-правовой формы образовательной организации.
Незаконное обогащение за счет коррупционных сделок ведет к усилению дифференциации населения по уровню доходов, к увеличению разрыва между высоко и малообеспеченными слоями общества, что усиливает социальное неравенство и напряженность в обществе.
Слайд 9Коррупция в сфере таможни *
Эксперты сходятся во мнении, что нелегальный
вывоз в огромных масштабах леса и биоресурсов превышает $10 млрд.
в год. Контрабандой только импорта через таможенные посты проходит товаров почти на $30 млрд. в год. Подобная ситуация раскрывает
все существующие недостатки в лояльности и заинтересованности таможенников на местах, уровень их коррумпированности.
В СМИ анализируется и освещается подобная тематика. При этом используется немало устоявшихся примитивных бытовых представлений и даже мифов о коррупции на таможне.
Реалии отеч. бизнеса таковы, что большинство участников внешнеэкономической и внешнеторговой деят-ти считают «серую» схему таможенного оформления товара более выгодной в отличие от «белой», рискуя при этом потерять весь груз в случае возникновения у таможни обоснованных претензий.
Слайд 10Коррупция - проблема,
угрожающая национальной безопасности страны
К основным характеристикам состояния
национальной безопасности относится и децильный коэффициент*.
Значение децильного коэффициента дифференциации доходов,
или отношение средней величины доходов 10% наиболее состоятельной части граждан к среднедушевому доходу 10% наименее обеспеченного населения, т.е. беднейшей его части, в разных странах изменяется от 5 до 15 .
В царской России, по приближенным оценкам, он достигал 25 - 30,
что и послужило основой социального взрыва.
В СССР дец. коэфф. укладывался в интервале от 3,5 до 4,5 в 1991 г.
В РФ он регулярно увеличивался, достигнув величины 24,0 в 2000 г.
В 2007 году Росстат подсчитал для России величину децильного коэффициента более 15.
В Москве, по данным Мосгорстата, децильный коэффициент - 35 (достигал 41,5).
Слайд 11Для предотвращения угроз национальной безопасности важно:
обеспечить социальную стабильность, этническое
и конфессиональное согласие,
повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики,
поднять качество работы органов гос. власти,
сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами РФ права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.
Слайд 12Идея соревнования государства с коммерцией
(была актуальна еще в царской
России, когда в результате выявления правонарушения таможенник получал гарантированную гос-вом
часть
от платежей, начисленных в казну гос-ва)
Перенося исторический опыт на современные реалии, введение такого же порядка поощрения, по мнению сотрудников ФТС России, могло бы сказаться на мотивации таможенников.
Государство вправе рассчитывать на лояльность сотрудников таможенных органов и на значительное повышение сборов пошлин и налогов в госбюджет.
Прямая зависимость между доходами таможенных органов и личным доходом таможенника способна заинтересовать его в эффективности и в результативности его деятельности.
Слайд 13(продолжение Идеи)
Личный опыт, знания и результаты аналитической деят-ти инспекторов –
важный и достоверный источник информации для создания профиля риска. Причины
возникновения коррупционных отношений в системе таможенных органов известны.
Возможно, проще «перекупить» таможенника, гарантируя ему разумный процент от начисленных платежей, создать участникам концессии оптимальную правовую ситуацию, когда выгоднее соблюдать закон, а не нарушать его в корыстных целях.
Слайд 14Антикоррупционные мероприятия
Типовые программы противодействия коррупции:
для федеральных органов исполнительной власти
и
высших органов исполнительной власти субъектов Федерации
Уполномоченный орган
Антикоррупционная или правовая экспертиза
НПА
Внутренний контроль
Формирование нетерпимого отношение к коррупции
Информационная открытость
Совершенствования механизма государственных закупок
Технические средства контроля
Кадровая работа
Основные мероприятия антикоррупционных программ
Модельные ведомственная и региональная антикоррупционная программы были представлены МЭРТ для массового внедрения.