Разделы презентаций


Грамматическое значение Средства и способы его выражения

Содержание

Темы презентацийТема 1: Предмет и методы изучения морфологииТема 2: Морфемика. Словообразование. Морфология. Их соотношениеТема 3: Морфемика. Словообразование. Морфология. Обзор учебниковТема 4: Грамматическая форма (по вузовским учебникам) Тема 5: Грамматическое значение. Средства

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Общая морфология
Презентации составлены студентами филологического факультета Пермского государственного университета (специальности

«Теоретическая и прикладная лингвистика» и специализации «Русский язык как иностранный»)

Научный

консультант:
профессор, д.ф.н. Т.И. Ерофеева
Техническая редакция: доц., к.ф.н. И.А. Угланова

Общая морфологияПрезентации составлены студентами филологического факультета Пермского государственного университета (специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика» и специализации «Русский

Слайд 2Темы презентаций
Тема 1: Предмет и методы изучения морфологии
Тема 2: Морфемика.

Словообразование. Морфология. Их соотношение
Тема 3: Морфемика. Словообразование. Морфология. Обзор учебников
Тема

4: Грамматическая форма (по вузовским учебникам)
Тема 5: Грамматическое значение. Средства и способы его выражения
Тема 6: Грамматическая категория
Тема 7: Части речи
Тема 8: Вид как грамматическая категория
Тема 9: Лексико-грамматические разряды
Тема 10: Видовые пары и противопоставление видов
Тема 11: Глагольный вид и аспектуальность
Тема 12: Общее представление о залоге
Тема 13: Залог в вузовских учебниках
Тема 14: Активные процессы в современном русском языке
Темы презентацийТема 1: Предмет и методы изучения морфологииТема 2: Морфемика. Словообразование. Морфология. Их соотношениеТема 3: Морфемика. Словообразование.

Слайд 3ТЕМА 5 Грамматическое значение
Средства и способы его выражения

ТЕМА 5  Грамматическое значениеСредства и способы его выражения

Слайд 4Определение понятия (по Н.М. Шанскому)
Грамматическое значение представляет собой абстрактное значение, отвлеченное

от лексического содержания слова и присущее целому классу слов.
Грамматическое значение

слова – это то его значение, какое оно имеет в отношении к другим словам.
Определение понятия (по Н.М. Шанскому)Грамматическое значение представляет собой абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова и присущее

Слайд 5Разграничение грамматического и лексического значений

Разграничение грамматического и лексического значений

Слайд 8Средства выражения грамматических значений
Синтетические
Сегментная аффиксация
Несегментная аффиксация
Супплетивизм
Аналитические
Служебные слова
Порядок слов

Средства выражения грамматических значенийСинтетическиеСегментная аффиксацияНесегментная аффиксацияСупплетивизмАналитическиеСлужебные словаПорядок слов

Слайд 9Сегментная аффиксация
Аффиксация – присоединение к корням или основам аффиксов с

грамматическими значениями.
Окончания выражают значение:
1) рода, числа и падежа имен

существительных, прилагательных, причастий, местоимений (голуб-ое неб-о, голуб-ого неб-а);

Сегментная аффиксация			Аффиксация – присоединение к корням или основам аффиксов с грамматическими значениями.			Окончания выражают значение: 1) рода, числа

Слайд 102) падежа числительных (дв-а, дв-ух, дв-ум);
3) лица, числа и рода

глагола (сиж-у, сид-ишь, сид-ят).
Присоединение суффикса образует:
1) формы прошедшего времени глагола

(дума-л, виде-л);
2) формы видов (записать – запис-ыва-ть);
3) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных (белый – бел-ее).
Постфикс образует формы залога (мыть – мыть-ся).


2) падежа числительных (дв-а, дв-ух, дв-ум);3) лица, числа и рода глагола (сиж-у, сид-ишь, сид-ят).			Присоединение суффикса образует:1) формы

Слайд 11 Префиксальным путем образованы:
1) формы превосходной степени прилагательных (лучший – наи-лучший);
2)

формы совершенного вида глаголов (строить – по-строить).

Префиксальным путем образованы:1) формы превосходной степени прилагательных (лучший – наи-лучший);2) формы совершенного вида глаголов (строить – по-строить).

Слайд 12 Внутренняя флексия (значащее чередование) – изменение звукового состава корня(англ. swim(плавать,

плаваю) – swam(плавал) – swum(проплытый)).
Ударение:
а) формы ед.ч. род.пад. и мн.ч.

им.пад. существительных: дел-а(нет) и дел-а(идут хорошо);
б) формы видов: обр´езать-обрез´ать;
в) части речи: imp´ort(импортировать) – ´import(импорт).
Слоговой акцент – изменение тона на одном и том же слоге слова.

Несегментная аффиксация

Внутренняя флексия (значащее чередование) – изменение звукового состава корня(англ. swim(плавать, плаваю) – swam(плавал) – swum(проплытый)).			Ударение:а) формы ед.ч.

Слайд 13Супплетивизм
– соединение в одну грамматическую пару разнокорневых слов.
Пример:
брать(несов.вид) –

взять(сов. вид);
good(хороший) – better(лучший) – best(наилучший);
я – меня; англ. I

– me; лат. ego – me; фр. je – moi.
Супплетивизм– соединение в одну грамматическую пару разнокорневых слов.Пример: брать(несов.вид) – взять(сов. вид);good(хороший) – better(лучший) – best(наилучший);я –

Слайд 14Служебные слова
предлоги, союзы, артикли, частицы, слова степени, вспомогательные глаголы
Пример:
a

cat(любая кошка) – the cat(эта кошка);
I read(я читаю) – I

will read(я буду читать);
к кенгуру(дат.п.) – о кенгуру(предл.п.).
Служебные словапредлоги, союзы, артикли, частицы, слова степени, вспомогательные глаголыПример: a cat(любая кошка) – the cat(эта кошка);I read(я

Слайд 15Порядок слов
Пример:
англ. He has a sister(у него есть сестра) –

Has he a sister?(У него есть сестра?).

Порядок словПример:англ. He has a sister(у него есть сестра) – Has he a sister?(У него есть сестра?).

Слайд 16Интонация
характерна для целой фразы;
используется как показатель; коммуникативного типа предложения
в языках

со свободным порядком слов.

Пример:
Он пришел(утверд.) – Он пришел?(вопр.) –

Он пришел!(воскл.).
Казнить нельзя помиловать.
Интонацияхарактерна для целой фразы;используется как показатель; коммуникативного типа предложенияв языках со свободным порядком слов.Пример: Он пришел(утверд.) –

Слайд 17Повтор(или редупликация)
– повторение либо целого слова(повтор), либо его части(редупликация) для

выражения грамматического значения.
Пример:
в языке мокил rik sarai (собирать камни)

– rik-rik-rik sarai (продолжать собирать камни);
в языке динка vot (хижина) – voot (хижины).
Повтор(или редупликация)– повторение либо целого слова(повтор), либо его части(редупликация) для выражения грамматического значения.Пример: в языке мокил rik

Слайд 18Литература
Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967.
Валгина Н.С. Активные

процессы в русском языке. М., 2003.
Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое

учение о слове). М., 2001.
Радзиховская В.К. Морфология русского языка. Вводный курс. М., 2001.
Русская грамматика: в 2 т. / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1980.
Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М., 1997.
Современный русский язык / под ред. П.А. Леканта. М., 2001.
Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч.II: Словообразование. Морфология. М., 1987.
Янко-Триницкая Н.А. Русская морфология. М., 1982.
ЛитератураБондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967.Валгина Н.С. Активные процессы в русском языке. М., 2003.Виноградов В.В.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика