Слайд 1Гражданская проблематика современной
детско-юношеской литературы:
аксиологический анализ и методические решения
Букреева
Светлана Владимировна,
к.ф.н.
VI районный слёт классных руководителей
общеобразовательных учреждений
«Гражданская идентичность
– приоритет современной стратегии воспитания»
2 ноября 2020 года
Слайд 2«Сегодня — дети, завтра — народ»
(С.Михалков)
Слайд 3Федеральный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет
выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий
русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Слайд 4 Книги для подростков основаны на повторяющемся фабульном сценарии: символический побег
ребенка из дома и возвращение в него в новом качестве,
с изменившимся пониманием мира и себя.
Важнейшей задачей этого сегмента литературы, осознаваемой писателями, является последовательная и целенаправленная социализация молодого человека, передача ему существующих в обществе представлений о ценностях, социальных ролях, нормах, достойных моделях и формах поведения.
На границе детства / взрослости необходимы произведения, закрепляющие в сознании подростка базовые ценности, многократно их повторяющие и транслирующие.
Слайд 5Приемы манипуляции сознанием человека, используемые в медиатекстах
(Е.В.Косолапова. Школьная библиотека. 2015.
№ 8-9. с.55)
«Призыв к прогрессу»
Создание ситуации нехватки времени
Подмена понятий
«Бесплатный сыр
из мышеловки»
Комплекс превосходства
«Победа над остальными»
Мнение известного человека
Слайд 6Создавая иллюзию достижения возможностей, по определению невозможных для большинства членов
общества, издания массовой литературы:
гасят протестный потенциал,
вызывают ощущение удовлетворения желаний
и победы над жизнью,
снимают неизбежный драматизм повседневного существования,
транслируют мысль о преодолимости всех кризисов и благополучном достижении каждым конкретным человеком достойной жизни в случае соблюдения относительно несложных предписаний.
В пространстве этой литературы подросток перед вхождением в жесткую взрослую жизнь может в выдуманном за него завершенном устойчивом мире получить последнюю прививку уверенности в своих силах, оптимизма и онтологической устойчивости.
Общество, заинтересованное в том, чтобы передавать свои базовые ценности молодому поколению наиболее эффективным путем, предложило в качестве основных для подростков «жанровые», в первую очередь, приключенческие книги.
Слайд 7Особенности ценностно-смыслового поля
современных журналов для подростков
(«Bravo», «I love you»,
«Cool», «Yes», «OOPS», «Маруся», «Штучка»)
Высокая степень погруженности
в глобалистский контекст, нивелирующий национальное ценностно-смысловое поле, – наибольшее число всех упоминаний приходится на материалы о зарубежных звездах, шоу-бизнесе, «селебритиз» и т.д.
Наименее работающим функциональным направлением во всех журналах является инкультурация – то есть привитие позитивного отношения к своей стране, культуре, традициям, а также установки на ознакомление с классическим и качественным современным искусством.
Превалирует ориентация на потребление
Общее ценностно-смысловое поле наиболее популярных журналов:
♦ потребительская (консьюмеристская) парадигма
♦ глобалисткий культурный контекст
♦ агрессивная секспропаганда
♦ практически полное отсутствие категории инкультурации
Для совокупного ценностно-смыслового поля этого сегмента медиа характерен серьезный вакуум традиционных ценностей и дефицит смыслов.
(Сидоров В.А. Ценностно-смысловое поле современных журналов для подростков. Автореф. … к.филол.н. М., МГУ, 2011)
Слайд 8Негативные тенденции в развитии современной отечественной детской литературы
С помощью
пародийно-игрового начала устанавливается новый характер общения с читателем, к которому
ребенок не расположен. Итог – воссоздание зловещего абсурда бытия.
Появление принципиально пародийных жанров – пародийный триллер («жуткие истории», «кладбищенские и вампирские истории» и т.п. – В.Селин, Э.Успенский, А.Усачев, Э.Веркин и др.), пародийный (иронический) детектив (В.Роньшин, И.Андрианова-Голицына), пародийный подростковый любовный роман (сестры Воробей).
Общелитературная тенденция к размыванию четких возрастных границ, многоадресности художественного текста.
Бледность авторского стиля как отражение состояния современного литературного языка (бедность языка повседневного общения, упрощение и огрубление речи, СМС-язык, клишированность, примитивные речевые штампы)
Слайд 9Что может предложить подростковая литература? Приключения? Повести о любви?
Хорошая
подростковая литература помогает воспитанию подрастающего поколения. Она заботиться о культурном
коде нации, его сохранении. Она заботиться о будущем нашего общества.
Слайд 10Януш Корчак
«Король Матиуш Первый» (1923)
«Король Матиуш на необитаемом острове» (1923)
Слайд 11Альберт Лиханов (р. 1935)
повести «Звёзды в сентябре» (1967), «Тёплый дождь»
(1968)
трилогия «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», 1970)
повести «Чистые камушки», 1967, «Обман», 1973)
роман для детей младшего возраста «Мой генерал» (1975), повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» (1982),
книга «Драматическая педагогика» (1983),
дилогия романов в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа»
повести последнего времени «Никто», «Сломанная кукла», «Слётки» и «Парный портрет»
трагического детства, повести «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой всё равно».
Слайд 12М.Чудакова
«Дела и ужасы Жени Осинкиной»
«Тайна гибели Анжелики» (2005)
«Портрет неизвестной в
белом» (2005)
«Завещание поручика Зайончковского» (2010)
(для среднего и старшего школьного возраста)
Слайд 13ВЕЛИКИЕ БИТВЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Книги о Великой Отечественной войне
Книги о мужестве защитников нашей Родины в годы Великой
Отечественной войны адресованы читателям всех возрастов, начиная с начальной школы.
Все они дают возможность юному читателю перенестись в суровые годы войны, узнать, как жили тогда их сверстники, сколько испытаний выпало на долю нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками и какой ценой была добыта Победа.
ПОКЛОН ПОБЕДИТЕЛЯМ
ДЕТЯМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ВОЕННОЕ ДЕТСТВО
Серии
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Году памяти и славы посвящается
»
Слайд 14СЕРИЯ «ВОЕННОЕ ДЕТСТВО»
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Году
памяти и славы посвящается
»
2020 год указом Президента РФ В. В.
Путина объявлен Годом памяти и славы в честь ознаменования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и в целях сохранения исторической памяти.
Детство и юность героев этих книг пришлись на годы Великой Отечественной войны.
Книги серии — напоминание и предостережение. Война никогда не должна повториться.
Эти книги позволяют противостоять той войне, которая ведется сегодня за умы и души наших детей и молодежи, желанию пересмотреть итоги Второй мировой войны и принизить значение нашего народа в общей Победе.
Слайд 15СЕРИЯ «ПОКЛОН ПОБЕДИТЕЛЯМ»
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Году
памяти и славы посвящается
»
В серии «Поклон победителям» издаются книги для
детей среднего школьного возраста, рассказывающие о мужестве защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
В серию включены книги, ставшие классикой детской литературы о войне, а также написанные современными авторами.
Все они дают возможность юному читателю перенестись в суровые годы военного лихолетья, узнать, как жили тогда их сверстники, сколько испытаний выпало на долю нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
Повести и рассказы, собранные в этих книгах, помогают сегодняшним детям понять важность мира на Земле, учат уважению к старшим поколениям, людям, которые отстояли наше право на счастливую жизнь.
Слайд 16СЕРИЯ «ВЕЛИКИЕ БИТВЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ»
К 75-летию Победы в Великой Отечественной
войне. Году памяти и славы посвящается
»
Слайд 17Литературный конкурс имени Сергея Михалкова
Развитие лучших традиций русской, советской и
мировой художественной литературы для подростков.
Выявление и продвижение талантливых авторов, пишущих для
читателей 12-17 лет на русском языке.
Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей, в том числе патриотизма, ответственной гражданской позиции, исторического сознания и т.п.
Требования к рукописям: «Произведения, пропагандирующие насилие, агрессивное поведение, разжигание национальной и религиозной розни, употребление алкоголя и наркотиков, криминальный и аморальный образ жизни, с использованием ненормативной лексики к участию в Конкурсе не допускаются».
(http://www.svmihalkov.ru/)
Слайд 18ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ИМЕНИ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
СЕРИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Лучшие художественные произведения для
подростков.
Совместные издания Российского Фонда Культуры и издательства «Детская литература» прошли
жесткий отбор двух жюри: взрослого и детского.
За 10 лет из примерно 2500 рукописей современных авторов было отобрано более 70 работ, из которых издано 50. Серия продолжается.
В книгах описаны отношения в семье, поиск своего места в жизни, проблемы школы и улицы, человечность и равнодушие взрослых и детей и многие другие. Честно писать о проблемах современных подростков решается не каждый автор, и потому особенно важно, чтобы эти немногочисленные книги доходили до читателя.
Эти книги можно читать и обсуждать подросткам и их родителям.
Девиз конкурса:
«Сегодня дети — завтра народ»
С. Михалков
Слайд 19Классические сюжеты
Ирина Дегтярева. Степной ветер.
Татьяна Корниенко. Херсонеситы.
Михаил Федоров. Два всадника
на одном коне.
Анна Никольская. Кадын – Владычица гор.
Светлана и Николай
Пономаревы. Фото на развалинах.Гуля Риф. Равнение на Софулу.
Ольга Колпакова. Луч широкой стороной.
ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ИМЕНИ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
Слайд 20РУССКАЯ АРКТИКА
СЕРИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«Россия во всём должна быть первой. Ради этой
цели не жаль ничего – даже жизни». Таким был девиз
многих русских первооткрывателей, которые прожили яркую жизнь во славу Отечества.
Истории жизни Харитона Лаптева, Георгия Седова, Александра Колчака, Валерия Чкалова и других великих путешественников рассказаны в форме коротких увлекательных художественных биографий с яркими иллюстрациями.
Возможно, не все знают, что 70% территории Арктики принадлежит России. Новому освоению этого района Земли посвящена масштабная государственная программа.
Мы поставили перед собой задачу возродить интерес детей к волшебному северному краю и вдохновить их на освоение вновь востребованных арктических профессий.
Слайд 21Контакты
г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д. 61
+7 (495) 933-55-65
Пн-Пт 9.30 -
18.30
dl@detlit.ru
Мы в социальных сетях:
Инстаграм https://www.instagram.com/izddetlit/
Facebook https://www.facebook.com/izddetlit/
ВКонтакте https://vk.com/izddetlit
Региональный представитель
на Северо-Западе
Букреева Светлана Владимировна
+7-921-573-17-35
s.bukreyeva@mail.ru
По вопросам закупок литературы обращайтесь в «Школьную книгу»
г. Санкт-Петербург, Заневский пр. д. 51
Режим работы: пн-сб 10:00-19:00, вс 11:00-18.00
+7 (812) 336-1665 (многоканальный)
E-mail: sales@sbooks.ru
www.sbooks.ru