Слайд 1Григорий Нисский
Выполнили:
Горбунова Александра
Аничева Юлия Денисовна
Группа 35150-ЭБ9-1
Григорий Нисский(335—394 гг.) - брат
Василия Великого, бывший епископ г. Ниса́, внес вклад в развитие
христианской философии.
Слайд 2Юность
Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской. Впоследствии
полученные знания были дополнены занятиями с его братом Василием, получившем
образование в Афинах. Григорий также самостоятельно занимался философией и стал ритором. Огромное влияние на Григория оказали труды Оригена и Филона.
Получив образование, Григорий женился на Феосевии, благочестие которой, описано в письме Григория Богослова к Григорию Нисскому по поводу её смерти. Смерть жены, случившаяся около 365 года, изменила Григория, оставившего к тому времени обязанности чтеца и увлёкшегося изучением языческой литературы, он удаляется в понтийский монастырь своего брата Василия.
Слайд 3Епископство
Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он не ранее
Пасхи 372 года обратился к Григорию с просьбой стать епископом
города Ниссы. Это предложение было сделано в рамках проводимой Василием борьбы с арианством в Каппадокии для которой требовались верные ему хорепископы. Григорий после долгих убеждений согласился.
Пребывание Григория на Нисской кафедре сопровождалось нападками со стороны ариан: его обвинили в растрате церковных денег и поставили под сомнение законность его хиротонии.Григория подвергли аресту и под конвоем отправили в Анкиру. Сбежав из под стражи, Григорий три года провёл в скитаниях и лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 году с триумфом вернулся в Ниссы.
В 379 году скончался Василий Великий, на погребении брата Григорием было произнесено похвальное слово в честь почившего. После этого он написал опровержение апологии Евномия, вышедшей уже после смерти Василиия, и содержашей выпады против покойного святителя. Данное сочинение Григория является крупнейшим из противоарианских трудов, состоит из 12 книг.
Слайд 4Церковная деятельность
В 379 году Григорий принимает участие в Антиохийском соборе,
осудившем мелетианскую ересь. Против своего желания он был избран митрополитом
Севастийским и был направлен синодом антиохийской церкви в Палестину и Аравию для борьбы с ересями.
Григорий участвовал во Втором Вселенском соборе (381 год). Там им были произнесены похвальные речи на избрание Григория Богослова архиепископом Константинополя и на погребение Мелетия Антиохийского (первый председательствующий на Соборе).
В столице империи Григорий получил признание авторитетного богослова и проповедника. Императорским эдиктом 30 июля 381 года имя Григория было включено в список епископов, «общение с которыми обязательно для православных». После Собора он ещё несколько раз посещал Константинополь. Там им было произнесено Слово «О Божестве Сына и Духа» и надгробные речи над умершей дочерью императора Феодосия Пульхерией и его женой Плакиллой (Флациллой). В столице империи он познакомился и с диакониссой Олимпиадой, почитательницей Иоанна Златоуста (бывшего тогда пресвитером в Антиохии) слава о богословских талантах которого достигла Константинополя.
Слайд 5Разрабатывая систему христианского богословия, "каппадокийцы" пришли к выводу, что лучшим
средством толкования догматических истин является философия. С их точки зрения
силы разума должны помочь укреплению христианской веры. В качестве философской базы теологии они использовали принципы неоплатонизма.
Особое значение каппадокийские Отцы Церкви придавали обоснованию догмата Святой Троицы. Григорий Нисский, опираясь на неоплатоническое учение, утверждал, что три лица Святой Троицы обладают единой Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях. Божественная сущность выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. Иначе говоря, каждое из лиц Троицы как бы отделены друг от друга, особы, но их объединяет единая сущность.
Слайд 6В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от неоплатонического
учения, которое рассматривало три основные ипостаси идеального мира — Единое,
Ум и Мировую Душу — как своего рода лестницу снижающегося совершенства.
Усилиями Григория Нисского в христианской теологии закрепилось и представление о Боге, как нематериальном, бессмертном и непознаваемом существе. Ведь, даже несмотря на все свои философские доказательства существа Троицы, Григорий Нисский приходил к выводу о том, что Бог, в принципе, непознаваем. И Символ Веры — это в конечном итоге не предмет человеческого знания, а предмет веры, ибо истинное соотношение трех Божественных ипостасей доступно не столько разуму, сколько вере.
Слайд 7Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и
как создатель своеобразного учения о человеке. Одним из первых, если
не самым первым из христианских мыслителей Григорий Нисский формулирует идею о том, что человек является венцом божественного творения и "царем" всего сотворенного. В своем трактате "Об устроении человека" отец Церкви утверждает — Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения человека потому, что "Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю". И человек "был призван сразу стать царем подвластного ему".
Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в тварном мире: "...Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем".
В связи с такой трактовкой Божественного замысла, у Григория Нисского возникает и оригинальное по тем временам по тем временам объяснение смысла человеческого существования на земле — человек должен самостоятельно стремиться к истинному осознанию Божественного в себе. "Мера того, насколько вы способны познать Бога, в вас самих", — утверждает Отец Церкви.
Слайд 8И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли
в земной жизни — человек сам решает, что ему нужно
делать и как ему поступать: "Одному из всех человеку необходимо быть свободным и не подчиненным никакой естественной власти, но самовластно решать так, как ему кажется". Более того, в отличие от многих современных и последующих христианских философов, Григорий Нисский приходит к убеждению, что человек не может и не должен в земной жизни соблюдать насильно навязываемые ему христианские добродетели, ибо "добродетель — вешь неподвластная и добровольная".
Слайд 9
Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение Оригена
о всеобщем спасении и восстановлении. В системе взглядов Григория Нисского
посмертное спасение получается человеком не только не по заслугам вследствие добродетелей, но вообще независимо от желания спастись. Круг предопределенных к спасению у Григория Нисского настолько широк, что включает даже бесов и самого "изобретателя зла". В своем труде "Большое огласительное слово" Нисский пишет: "Один (т.е. дьявол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благий и премудрый (т.е. Бог) измышлением обмана воспользовался для спасения растленного, благодетельствуя тем самым не только погибшему, но и самому устроителю нашей погибели". Бог воплотился, пишет Григорий Нисский далее, "освобождая человека от зла и исцеляя самого изобретателя зла".
Почему у Григория Нисского возникает такая уверенность в силах и способностях человека самостоятельно сделать окончательный правильный выбор между добром и злом?
Слайд 10Смерть
О последних годах жизни Григория Нисского почти ничего неизвестно. В
394 году он присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для
рассмотрения спора двух аравийских епископов, претендовавших на одну и ту же кафедру в Боцре Аравийской. Сообщение о его участии в работе данного собора является последним известием о жизни Григория.