Слайд 1Подготовили Быкова М., Леонова Ю., группа ТС02/1511
Группа как основа организации.
Типология групп. Динамика групп
Слайд 2Группа – это союз двух и более людей, объдинившихся вместе,
чтобы достичь конкретные цели.
Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться
в группы, являются следующие их потребности:
- в достижении целей.
- усилении власти,
- обеспечении безопасности,
- самоуважении,
- общении,
- получении определенного статуса.
Слайд 3Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед
лицом трудностей и препятствий.
Принадлежность к определенной группе , например к
профессиональной ассоциации, может обеспечить ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников.
Увеличение власти членов группы: то, чего подчас трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще.
Объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей.
Слайд 4Группы могут быть формальными и неформальными
Формальные группы – это те, которые
предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач.
Среди формальных
групп можно выделить группы:
функционирующие на относительно постоянной основе
временные
Слайд 5Типологии социальных групп:
1-я типология групп - по их пространственнойорганизации. Существуют локальныегруппы, которые предполагают
обязательное физическое присутствие входящих в них индивидов в одном месте
и в одно и то же время (например, фокус-группа или группа испытуемых в социально-психологическом эксперименте). В то же время существуют частично или полностью дислокальныегруппы. Например, радиолюбители, осуществляющие связь на любительских частотах и выступающие под собственными кодами.
2-я типология. Группы различаются по времени своего существования. Можно выделить: постоянные межпоколенные, постоянные внутрипоколенные, временные, случайные, спорадические.
3-я типология – универсальная – группы, построенные на нескольких факторах:
1) учитывающие соотношение групп между собой;
2) учитывающие соотношение группы и ее членов.
К первому классу относятся деления групп на большие – малые – средние, целевые – нецелевые, формальные – неформальные. Ко второму классу можно причислить выделение первичных и вторичных, а также референтных групп.
4-я типология, предложенная еще П.А. Сорокиным, по объединяющим ценностям – односторонние и многосторонние. Односторонние построены на одном ряде основных ценностей (расовые, половые, возрастные, социокультурные). Это такие группы, как род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз и пр. Многосторонние построены вокруг нескольких рядов ценностей: семья (ценности расовые, половозрастные, коммуникативные), нация (различные религиозные, политические, социокультурные, расовые и другие категории ценностей).
5-я типология – по размеру группы – диада (группа из двух человек, например, друзья, влюбленные), триада (группа из трех человек, имеющая неустойчивые и сложные отношения), большие группы (могут распадаться на фракции), толпа.
Слайд 6Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.
Неформальные группы
оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность
ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные организацией.
Слайд 7Сходство и различие формальных и неформальных организаций
Слайд 8Статус неформального члена группы и ее лидера
Обладающий наивысшим статусом индивид
обычно является неформальным лидером группы, который выдвигается из ее членов
и наделяется значительной неформальной властью, участвует в решении наиболее сложных задач, помогает новичкам адаптироваться к требованиям организации.
Обычно неформальный лидер:
пользуется определенными привилегиями
как правило, обладает высокой самооценкой, что в определенной степени компенсирует возложенную на его плечи ответственность.
Слайд 9Идентификация неформальных лидеров
В каждой группе может быть несколько лидеров, «специализирующихся»
на определенных направлениях, один из которых пользуется наибольшим влиянием.
Менеджеру
необходимо постоянно взаимодействовать с таким ключевым неформальным лидером, для того чтобы обеспечить поведение, способствующее достижению целей организации, так как в случае конфликта «высоких сторон» мотивация и удовлетворение трудом членов группы резко снижаются.
Слайд 10Достоинства неформальных организаций
Их взаимодействие с формальными системами определяет эффективность организации.
Формальные планы и политика организации не адекватны динамике проблем, ибо
они далеко не всегда учитывают возможные трудности и не отличаются гибкостью.
Возможность облегчить управленческую нагрузку. Поддержка менеджмента неформальными группами способствует укреплению взаимодействия работников и отделов организации, повышению производительности и реализации принятых планов.
Слайд 11Нередко неформальная организация становится весьма эффективный коммуникативный канал, позитивно воздействующий
на формирование чувства локтя, повышение квалификации своих членов, их ориентацию
в рабочей среде.
Выполняет функции эмоционального клапана, открывающегося в момент крушения планов работника или при возникновении других проблем.
Неформальная организация побуждает менеджеров просчитывать свои планы более чем на один «ход» вперед и взвешенно использовать имеющиеся у них властные рычаги, ибо многим управленцам прекрасно известно, что неявное сопротивление сотрудников обрекало на неудачи самые блестящие проекты.
Достоинства неформальных организаций
Слайд 121-я типология групп - по их пространственной организации.
Существуют локальные группы, которые предполагают
обязательное физическое присутствие входящих в них индивидов в одном месте
и в одно и то же время.
В то же время существуют частично или полностью дислокальные группы. Например, радиолюбители, осуществляющие связь на любительских частотах и выступающие под собственными кодами.
Типология групп
Слайд 13Типология групп
2-я типология – по времени своего существования.
Можно выделить:
постоянные
межпоколенные
постоянные внутрипоколенные
временные
случайные
спорадические.
Слайд 14Типология групп
3-я типология – универсальная.
Группы, построенные на нескольких факторах:
1) учитывающие соотношение групп между
собой;
2) учитывающие соотношение группы и ее членов.
К первому классу относятся
деления групп на большие – малые – средние, целевые – нецелевые, формальные – неформальные.
Ко второму классу можно причислить выделение первичных и вторичных, а также референтных групп.
Слайд 154-я типология - по объединяющим ценностям:
односторонние
многосторонние.
Односторонние построены на одном
ряде основных ценностей (расовые, половые, возрастные, социокультурные). Это такие группы,
как род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз и пр.
Многосторонние построены вокруг нескольких рядов ценностей: семья (ценности расовые, половозрастные, коммуникативные), нация (различные религиозные, политические, социокультурные, расовые и другие категории ценностей).
Типология групп
Слайд 16Типология групп
5-ая типология – по размеру группы:
диада (группа из двух человек, например,
друзья, влюбленные)
триада (группа из трех человек, имеющая неустойчивые и
сложные отношения)
большие группы (могут распадаться на фракции), толп
Слайд 17Классификация групп по
Э. Берну
1. На основе проницаемости границы: открытые и
закрытые группы. Это определяет характер членства в группе – добровольное
(по желанию), выборное (по приглашению), условное (по соглашению) и обязательное (по призыву).
2. По характеру сложности структуры: простые и сложные группы. Простая группа состоит только из лидерства и членства, без других внутренних подразделений. Сложная группа имеет простую иерархию и состоит из лидера, подлидеров, старших и младших членов. В результате разделения функций хирург не может указывать администрации больницы, как искать бухгалтера.
Слайд 18Классификация групп по
Э. Берну
3. По отношению между организационной и индивидуальной
структурами: полностью организованные и недоорганизованные, а в зависимости от соотношения
между ролями и нишами (в т.ч. по числу членов и заполняемым должностным нишам): переукомплектованные, полностью укомплектованные и недоукомплектованные группы.
4. По динамическому основанию (в зависимости от соотношения сил и активности): слабые и функционально неэффективные и активные, эффективные группы.
Слайд 195. По фазам групповой деятельности: группа может быть рабочей и боевой
(процессуальной).
6. По характеру подчинения членов группы своему канону и осуществления групповой власти:
более или менее демократические.
В результате возможно подчинение тому или иному лидерству, конституции, групповой культуре.
Классификация групп по
Э. Берну
Слайд 20Групповая динамика –это взаимодействие членов социальных групп между собой.
Можно выделить следующие виды
взаимодействий в группе:
- руководство и лидерство,
- формирование группового мнения,
- сплоченность
группы (солидарность),
- сотрудничество и кооперация,
- конфликты,
- групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.
Слайд 21Вместе с тем П.А. Сорокин выделяет следующие типы взаимодействия в
группе:
а) между двумя индивидами (диада)
б) между тремя индивидами (триада)
в)
между четырьмя и более индивидами
г) между одним индивидом и многими
д) между многими и многими.
Слайд 22При этом лидерство в группе бывает:
а) демократическим или авторитарным,
б) кратковременным или длительным,
в)
формальным или неформальным.
Кроме того, группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность.
Также
атмосфера внутри группы бывает:
а) дружественной,
б) деловой,
в) нейтрально-безразличной,
г) враждебной,
д) конфликтной.
!