Разделы презентаций


Хамза Хаким-заде Ниязи – огненный поэт трагической эпохи

Содержание

Коканд. Дворец Худояр-ханаКоканд – город богатой культуры и уникальных литературных традиций.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Хамза Хаким-заде Ниязи – огненный поэт трагической эпохи
6 марта 1889 – 18

марта 1929

Хамза Хаким-заде Ниязи – огненный поэт трагической эпохи6 марта 1889 – 18 марта 1929

Слайд 2Коканд. Дворец Худояр-хана
Коканд – город богатой культуры и уникальных литературных

традиций.

Коканд. Дворец Худояр-ханаКоканд – город богатой культуры и уникальных литературных традиций.

Слайд 3Хамза Хаким-заде Ниязи родился в Коканде 6 марта 1889 года,

в семье табиба (лекаря) Нияз-оглы, другой вариант имени отца –

Ибн-Ямин (1836-1920).
В 1896 году Хамза начал посещать мактаб (начальную мусульманскую школу), однако основы начального образования получил ещё дома под руководством отца.
«Так как отец был человеком образованным, то уже к 1898 году я полностью овладел грамотой по-узбекски и по-персидски, а с 1899 по 1906 год продолжал учение а медресе по старинному методу», - Хамза Хаким-заде Ниязи «Автобиография».
Хамза Хаким-заде Ниязи родился в Коканде 6 марта 1889 года, в семье табиба (лекаря) Нияз-оглы, другой вариант

Слайд 4На фото: старинный мактаб.

На фото: старинный мактаб.

Слайд 51899-1900 гг. – начал сочинять стихи (10-11 лет от роду).
1899-1906

гг. – учился в одном из Кокандских медресе (мусульманское духовное

училище).
Программа медресе включала изучение:
Корана и толкований к нему;
Хадисов Пророка;
богословия по книге «Хидоят» («Руководство») – свод догматов XII века;
арабского языка;
арифметики;
астрологии;
медицины.

На фото:
Хамза – слушатель медресе (ок. 1906 г.)

1899-1900 гг. – начал сочинять стихи (10-11 лет от роду).1899-1906 гг. – учился в одном из Кокандских

Слайд 61906 – оставил медресе, поступил на курсы русского языка при

русско-туземной школе.
1908 – изучал арабский язык и науки за три

класса на курсах в Намангане.
1909 – изучал арабский язык в Бухаре.
1909 – новометодная школа в Ташкенте.
1910 – новометодная школа «Дар-ул-айтам» («Приют для неимущих») в Коканде.
1911 – вечерние курсы для взрослых в Коканде.
1912 – женитьба на Аксинье Платоновне Уваровой.
1913 – отъезд в «паломничество по святым местам». Посещение Афганистана, Индии, Мекки, Медины, Дамаска, Бейрута, Стамбула.
1906 – оставил медресе, поступил на курсы русского языка при русско-туземной школе.1908 – изучал арабский язык и

Слайд 71914 – возвращение в Коканд, потеря семьи (жены и сына).
10

августа 1914 – первая публикация в газете «Голос Туркестана»: стихотворение

«Рамазан», публицистическая статья «Отчего происходит бедность?»
1914 – школа в Коканде.
25 октября 1914 – вторая публикация в газете «Голос Ферганы»: публицистическая статья «Великая просьба к господам учителям».
1914 – рукописный лирический «Диван»: 197 лирических стихотворений, подписанных тахаллусом (псевдонимом) – Нихан (Нихани), что означает «скрытый», «тайный».
1914 – возвращение в Коканд, потеря семьи (жены и сына).10 августа 1914 – первая публикация в газете

Слайд 8Газель – 1908.
(Жёлтым выделена рифма. Красным выделен редиф. Оранжевым выделен

тахаллус.)
Попроси у любимой, ветер, пусть, жалея меня, придёт,
Пусть, красуясь повадкой

шахской, красотою маня, придёт.
Одарила б своей беседой изнемогшего от любви, –
Мне не надо лекарств целебных, пусть, хотя бы дразня, придёт.
Сколько дней я вдали от милой, опечаленный и больной,
Пусть же злая шалунья-пери, милосердье храня, придёт.
Пусть, когда я томлюсь в темнице, словно пойманный соловей,
Мрак измены рассеет роза и цветением дня придёт.
Если ж гибнущих от разлуки нужно злобой ей погубить,
Пусть, кинжалом в руке играя, жертв невинных казня, придёт.
Подступила судьба-разлука к изголовью моих скорбей,
Пусть же мук моих врачеватель, боль из сердца гоня, придёт.
Силы прочь изошли из тела, цвет румянца шафраном стал,
Пусть она спасеньем от жара, исцеленьем огня придёт.
Пусть простит она добрым сердцем все ошибки и все грехи,
Пусть, когда от мук покаянья в сердце боль и грызня, придёт.
Сколько верности обещала безответному Нихани!
Пусть обетов не губит ложью – за любовь не кляня, придёт!
Газель – 1908.(Жёлтым выделена рифма. Красным выделен редиф. Оранжевым выделен тахаллус.)Попроси у любимой, ветер, пусть, жалея меня,

Слайд 9Кон. 1914-авг. 1915 – школа и курсы для подготовки учителей

в Маргилане. Подготовка учебников и дидактических книг для детей: «Лёгкая

литература», «Книга для чтения», «Начальная книга для чтения».
1915 – школа для детей неимущих, вечерние курсы для взрослых, библиотека и читальня «Гайрат» в Коканде.
1915 – публикация повести «Новое счастье».
1915 – спектакли в доме «Военного собрания»: первая пьеса собственного сочинения – «Отравленная жизнь», «Женитьба» Н.В.Гоголя.
1916 – публикация пьесы «Отравленная жизнь», песни-жалобы «Тоскую» и «Передай привет».
Кон. 1914-авг. 1915 – школа и курсы для подготовки учителей в Маргилане. Подготовка учебников и дидактических книг

Слайд 10На фото: Хамза Хаким-заде Ниязи. 1919 г.
1916-1919 – создал семь

сборников стихов на мотивы народных песен:
1916 – «Красная роза»;
1916 –

«Белая роза»;
1916 – «Зелёная роза»;
1916 – «Алая роза»;
1916 – «Жёлтая роза»;
1917 – «Лиловая роза»;
1919 – «Душистая роза».
На фото: Хамза Хаким-заде Ниязи. 1919 г.1916-1919 – создал семь сборников стихов на мотивы народных песен:1916 –

Слайд 111917 – участие в журналах «Кенгаш» («Совет») и «Хуррият» («Свобода»)

в Коканде.
1918 – школа в Коканде и Фергане, театральный кружок.

Комедии «Наказание клеветников», «Кто прав?» (утрачена), трагедия «Бай и батрак».
1919 – разъездной театральный коллектив Красной Армии. Комедии «Ради удовольствия» (утрачена), «Удочка» (утрачена).
1919 – сотрудник мусульманской секции штаба Туркфронта.
1919-1920 – агиттеатр-поезд «Красный Восток», Закаспийский фронт.
19 сентября 1919 – первое представление пьесы «Бай и батрак» на станции Мугоджары.
1917 – участие в журналах «Кенгаш» («Совет») и «Хуррият» («Свобода») в Коканде.1918 – школа в Коканде и

Слайд 121919 – драматическая трилогия «Трагедия мобилизованных» (утрачена), драматическая тетралогия «Ферганская

трагедия» (утрачена).
1920 – демобилизовался из Красной Армии, вступил в ВКП

(б).
1921 – экспедиция в Бухару и Хорезм. Учительствовал и заведовал интернатом (I мусульманский детский дом) в Коканде.
1922 – пьеса «Хорезмская революция» (утрачена).
Исключение из ВКП (б) с формулировкой: «…извратил политику партии и Советской власти и отвлекает народ от революции…»
1922-1923 – учительствовал и заведовал в казахско-каракалпакской школе-интернате в Ходжейли.
1919 – драматическая трилогия «Трагедия мобилизованных» (утрачена), драматическая тетралогия «Ферганская трагедия» (утрачена).1920 – демобилизовался из Красной Армии,

Слайд 13На фото: Хамза Хаким-заде Ниязи – в звании народного поэта

Узбекской ССР. 1926 г.
1924 – восстановлен в рядах ВКП(б), сотрудник

областного отдела просвещения и театральной труппы в Коканде и Фергане.
1925-1926 – красная чайхана, курсы ликбеза, агитационные лекции в кишлаке Авваль.
1926 – удостоен звания «Народный поэт Узбекской ССР» и пожизненной пенсии.
На фото: Хамза Хаким-заде Ниязи – в звании народного поэта Узбекской ССР. 1926 г.1924 – восстановлен в

Слайд 141926 – сочиняет музыку: около девяноста собственных мелодий, опера «Кара

соч» («Чёрные косы»), из которой сохранился только дуэт «Атынбибиджан».
1926 –

пьесы: «Прежние выборы», «Перед выборами», «Земельная реформа», «Прежние казии, или Проделки Майсары».
1926 – сочиняет музыку: около девяноста собственных мелодий, опера «Кара соч» («Чёрные косы»), из которой сохранился только

Слайд 151927 – активный участник кампании борьбы за освобождение и равноправие

женщин – «худжум» («наступление», «натиск»); сочиняет агитационные стихи и пьесу

«Тайны паранджи».

На фото: курсы по ликвидации безграмотности в период «Худжума».

1927 – активный участник кампании борьбы за освобождение и равноправие женщин – «худжум» («наступление», «натиск»); сочиняет агитационные

Слайд 16Август 1928 – кампания по выборам в местные советы в

кишлаке Шахимардан, делегат Ферганского окружного съезда Советов.
8 марта 1929 –

праздничный митинг в Шахимардане, на котором двадцать три женщины сбросили и сожгли свои паранджи.
18 марта 1929 – убит врагами в Шахимардане.

На фото: женская демонстрация в период «Худжума».

Август 1928 – кампания по выборам в местные советы в кишлаке Шахимардан, делегат Ферганского окружного съезда Советов.8

Слайд 17На фото:
мавзолей и могила Хамзы в г.Тинчлик
(до 1929 г. –

кишлак Шахимардан,
до 2012 г. – г.Хамзаабад)

На фото:мавзолей и могила Хамзы в г.Тинчлик(до 1929 г. – кишлак Шахимардан, до 2012 г. – г.Хамзаабад)

Слайд 18На фото: Коканд. Памятник во внутреннем дворе дома-музея Хамзы.

На фото: Коканд. Памятник во внутреннем дворе дома-музея Хамзы.

Слайд 19На фото: Ташкент. Узбекский государственный академический драмтеатр Хамзы (с 2001

года - Узбекский национальный академический драматический театр)

На фото: Ташкент. Узбекский государственный академический драмтеатр Хамзы (с 2001 года - Узбекский национальный академический драматический театр)

Слайд 20На фото: издания 1958, 1960, 1979 гг.

На фото: издания 1958, 1960, 1979 гг.

Слайд 231961 – к/ф «Хамза» по мотивам одноимённой пьесы Камиля Яшена,

реж. Загид Сабитов, исполнитель главной роли – Алим Ходжаев.
1977-1984 –

т/ф «Огненные дороги», 17 серий, реж. Шухрат Аббасов, исполнитель главной роли – Ульмас Алиходжаев.
1961 – к/ф «Хамза» по мотивам одноимённой пьесы Камиля Яшена, реж. Загид Сабитов, исполнитель главной роли –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика