Разделы презентаций


Кафедра гигиены Гигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей

Содержание

План лекции: Режим воспитания и обучения в детских и подростковых образовательных организацияхГигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей в ОУ:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кафедра гигиены

Гигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей и

подростков

Для студентов 2 курса
Специальность - Педиатрия

Лекция подготовлена:
д.м.н. доц. И.Ю.

Шевченко
Кафедра гигиеныГигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей и подростковДля студентов 2 курсаСпециальность - ПедиатрияЛекция подготовлена:

Слайд 2План лекции:
Режим воспитания и обучения в детских и подростковых образовательных

организациях
Гигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей в ОУ:

2.1. Размещение детских учреждений;
2.2. Требования к участку ОУ;
2.3. Световой и воздушно-тепловой
режим;
2.4. Внутренняя отделка помещений;
2.5. Требования к рабочим местам,
оборудованным компьютерами.
2.6. Гигиенические аспекты
трудового обучения










План лекции: Режим воспитания и обучения в детских и подростковых образовательных организацияхГигиенические требования к условиям обучения и

Слайд 3Актуальность
Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий.

Некоторые

из них имеют чрезвычайно важное значение для роста и развития

(биологические ритмы, двигательная активность)

Все жизненные процессы протекают ритмично, но все подчинены единому суточному ритму, формирующемуся под влиянием гелиофизических и социальных сигналов.

ГЕЛИОФИЗИЧЕСКИЕ: смена дня и ночи, суточные колебания температуры, атмосферного давления, влажности.

СОЦИАЛЬНЫЕ: режим дня, характер деятельности.

Актуальность Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий.Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для

Слайд 4Для ребенка ведущим фактором является смена дня и ночи,
поэтому

все жизненные процессы соответствуют этой
периодичности.

Учет данных биоритмологии используется в

гигиене детей и
подростков для:
- разработки режимов дня;
- определения времени для учебных занятий в школе;
для выполнения домашних заданий;
для отдыха и сна;
для занятий физической культурой.

Актуальность

Для ребенка ведущим фактором является смена дня и ночи, поэтому все жизненные процессы соответствуют этой периодичности.Учет данных

Слайд 5
Воспитание и обучение молодого поколения
опирается на рациональный режим дня с
гигиеническим

нормированием различных видов
деятельности.

Рациональность режима дня обусловливается
законами высшей нервной деятельности

и анатомо-
физиологическими особенностями растущего организма.

У детей слабы процессы
внутреннего торможения,
мала подвижность нервных
процессов, поэтому дети не
способны быстро переходить
от состояния возбуждения
к состоянию торможения.



Режим воспитания и обучения

Воспитание и обучение молодого поколенияопирается на рациональный режим дня сгигиеническим нормированием различных видовдеятельности.Рациональность режима дня обусловливается законами

Слайд 6Режим дня должен соответствовать функциональным возможностям организма, обеспечивать достаточное время

для выполнения всех элементов жизнедеятельности, высокую работоспособность на протяжении всего

периода бодрствования, предупреждать развитие утомления и повышать общую сопротивляемость организма.

Приучать детей выполнять
режим дня необходимо с
ранних лет, когда легче всего
вырабатывается привычка к
организованности и порядку,
систематическому труду.

Режим воспитания и обучения

Режим дня должен соответствовать функциональным возможностям организма, обеспечивать достаточное время для выполнения всех элементов жизнедеятельности, высокую работоспособность

Слайд 7Гигиенические принципы построения режима дня





1. Строгое соблюдение.
2. Недопустимость частых изменений.
3.

Постепенность перехода к новому режиму.
4. Все виды деятельности должны учитывать

возрастные особенности организма.
5. Отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем.

Гигиенические принципы построения режима дня1. Строгое соблюдение.2. Недопустимость частых изменений.3. Постепенность перехода к новому режиму.4. Все виды

Слайд 8Режим дня детей ясельного возраста

Направлен на удовлетворение органических потребностей –

утоление голода и необходимости сна.

По мере роста ребенка режим дня

меняется в сторону сокращения времени сна и питания и увеличения периода бодрствования.

Задачи:
Обеспечение двигательной активности путем организации игр и занятий, развивающих органы чувств, движения, речь.
Занятия носят характер игры (10 минут).
Режим дня детей ясельного возрастаНаправлен на удовлетворение органических потребностей – утоление голода и необходимости сна.По мере роста

Слайд 9Режим дня детей дошкольного возраста

В дошкольном усиливается процесс внутреннего торможения,

можно проводить занятия.

Задачи:
Обеспечение двигательной активности.
Усвоение гигиенических навыков.
Трудовых навыков

(уборка игрушек).
Самостоятельность в самообслуживании (приемы пищи, занятия, прогулки).
Занятия направлены на развитие речи и движений, совершенствование и усложнение мыслительной деятельности (20-30 минут).

Режим дня детей дошкольного возрастаВ дошкольном усиливается процесс внутреннего торможения, можно проводить занятия. Задачи: Обеспечение двигательной активности.Усвоение

Слайд 10Режим дня школьников

У школьников морфологически более зрелая нервная система, позволяет

осваивать учебные программы.

Задачи.
1. Предупреждение утомления, в т. ч.
заключается в нормировании:

1) общего количества ежедневных и еженедельных уроков.
2) продолжительности уроков и перемен.
3) числа и продолжительности каникул.
4) структуры и плотности уроков (40-45 минут).
Режим дня школьниковУ школьников морфологически более зрелая нервная система, позволяет осваивать учебные программы.Задачи.1. Предупреждение утомления, в т.

Слайд 11Уровень морфологического и функционального
развития организма подростка позволяет
приступить к профессиональному обучению,
формированию

сложных рабочих
динамических стереотипов


Задачи: Нормирование
теоретических и практических
занятий по 40-45

минут.

Режим дня подростков

Уровень морфологического и функциональногоразвития организма подростка позволяетприступить к профессиональному обучению,формированию сложных рабочихдинамических стереотиповЗадачи: Нормирование теоретических и практических

Слайд 12Учебная работа требует:
длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей нагрузку

на опорно-двигательный аппарат, напряжения функции ЦНС.

В процессе выполнения учебной

работы происходит изменение физиологического состояния организма.
Учебная работа требует: длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат, напряжения функции ЦНС. В

Слайд 13


УТОМЛЕНИЕ - это
естественное физиологическое
состояние,
возникающее в результате
деятельности

ребенка,
проявляющееся
снижением работоспособности

УТОМЛЕНИЕ - этоестественное физиологическоесостояние, возникающее в результате деятельности ребенка, проявляющееся снижением работоспособности

Слайд 14 Начальные признаки

УТОМЛЕНИЯ

Начальные признаки     УТОМЛЕНИЯ

Слайд 15 Восстановлению умственной работы способствуют:

- активный отдых,

- пребывание на открытом воздухе,
- положительные эмоции

Признаки утомления не стойкие
и быстро исчезают во время отдыха
на перемене, после возвращения из школы

Восстановлению умственной работы способствуют:      - активный отдых,

Слайд 16



ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ - это
кумулированное состояние
утомления, признаки которого
не ликвидируются


ни при ежедневном,
ни при еженедельном
отдыхе

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ - этокумулированное состояниеутомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном

Слайд 17Нервно-психическими
расстройствами,
изменением поведения
Снижением
работоспособности
(успеваемости)


Потерей аппетита

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ проявляется:

Нервно-психическими расстройствами, изменением поведенияСнижениемработоспособности (успеваемости)Потерей аппетита ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ проявляется:

Слайд 18
Гигиенические принципы
организации обучения детей






Образовательная деятельность
должна быть посильной:
не

превышать пределов
работоспособности клеток коры головного
мозга ребенка, а отдых

должен обеспечивать
полное их функциональное восстановление.



Гигиенические принципы организации обучения детейОбразовательная деятельность должна быть посильной: не превышать пределов работоспособности клеток коры головного мозга

Слайд 19
Занятия – это основная форма воспитательно-образовательной работы.

Занятия составляются с учетом

возрастных особенностей детей при постепенном и последовательном усложнении содержания.

На занятиях

необходимо широко использовать наглядные пособия, что вызывает интерес, активность, побуждает к творчеству, снижает монотонность уроков и способствует профилактике утомления.

Гигиенические принципы
организации режима обучения детей

Занятия – это основная форма воспитательно-образовательной работы.Занятия составляются с учетом возрастных особенностей детей при постепенном и последовательном

Слайд 20Детское образовательное учреждение призвано осуществлять физическое и умственное, воспитание детей,

а режим обучения должен способствовать сохранению и укреплению их здоровья,

повышению функциональных возможностей организма.

Программы воспитания и обучения обеспечивают подготовку детей к обучению в школе, ССУЗе, ВУЗе и оптимальную адаптацию их к новым условиям.

Контроль за соблюдением режима воспитания и обучения осуществляется на основании СанПиН.

Гигиенические принципы
организации обучения детей

Детское образовательное учреждение призвано осуществлять физическое и умственное, воспитание детей, а режим обучения должен способствовать сохранению и

Слайд 21В режиме дня ДО нормируются:

Кратность и продолжительность прогулок
(2 раза

в день не менее 4 - 4,5 часов).

2. Продолжительность

дневного сна (2,0-2,5 часа).

3. Самостоятельная деятельность: игры, подготовка к школе, личная гигиена (3-4 часа).

4. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (в младшей гр. - 2 часа 45 мин., в средней гр. - 4 часа, в старшей - 6 час. 15 мин., в подготовительной - 8 часов 30 мин.).

5. Время непрерывной образовательной деятельности (для детей 4 лет 15 мин., 5 лет - 20 мин., 6 лет - 25 минут, для детей 7-го года жизни - не более 30 минут).
В режиме дня ДО нормируются:Кратность и продолжительность прогулок (2 раза в день не менее 4 - 4,5

Слайд 22В режиме дня ДО нормируются:

6. Физкультурные занятия должны занимать не

менее 50 % общего времени всех занятий.

7. Просмотр телепередач в

младшей и средней группах - 20 мин., в старшей и подготовит. - 30 мин.

8. Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме элементарного хозяйственно-бытового труда: сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уборка игрушек (не более 20 мин. в день).
В режиме дня ДО нормируются:6. Физкультурные занятия должны занимать не менее 50 % общего времени всех занятий.7.

Слайд 23
В режиме обучения в школах нормируется:

1. Оптимальный возраст начала школьного

обучения (не менее 6 лет 6 месяцев).

2. Начало учебных занятий

(не ранее 8 часов).

3. Наполняемость классов (25 человек).

4. Количество смен (в 3 смены в не допускается).

5. Плотность учебной работы на уроках (60 – 80 %).

6. Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий).
В режиме обучения в школах нормируется:1. Оптимальный возраст начала школьного обучения (не менее 6 лет 6 месяцев).2.

Слайд 24Гигиенические требования к максимальным величинам недельной нагрузки

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной нагрузки

Слайд 257. Продолжительность урока не больше 45 минут.

8. Продолжительность перемен между

уроками (10 минут, большой перемены - 20 - 30 минут).

9.

Перерыв между сменами (не менее 30 минут).

10. Количество экзаменов в день (не более одного экзамена в день). Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней.

11. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей (1-2 кл. - 1,5 кг; 3-4 кл. - 2 кг; 5-6 - 2,5 кг; 7- 8 - 3,5 кг, 9-11 - 4,0 кг).

В режиме обучения в школах нормируется:

7. Продолжительность урока не больше 45 минут.8. Продолжительность перемен между уроками (10 минут, большой перемены - 20

Слайд 26Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
продолжительность урока

не более 40 минут;

2) учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной

неделе и только в первую смену;

3) дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти;

4) Для группы продленного дня организуется дневной сон, 3-х разовое питание и прогулки;

5) обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований: продолжительность урока не более 40 минут;2) учебные занятия

Слайд 27
Гигиенические принципы составления

школьного расписания


Чередование разных видов деятельности;

Распределение учебных предметов в

соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.
Гигиенические принципы составления школьного расписания Чередование разных видов деятельности; Распределение учебных

Слайд 28Учебные предметы
различают по:

Характеру
деятельности


Степени нагрузки
1-й и 2-й сигнальной
системы


Соотношению
статического


и динамического
компонентов

Учебные предметы различают по:ХарактерудеятельностиСтепени нагрузки1-й и 2-й сигнальной системыСоотношению статического и динамическогокомпонентов

Слайд 291. Наибольшая работоспособность при наименьших психофизиологических затратах у школьников приходится

на 10-12 часов дня; основные предметы должны изучаться на 2,

3, 4 уроках.

2. Уровень умственной работоспособности нарастает к середине недели, снижается в начале (понедельник) и в конце (пятница). Поэтому наибольший объем учебной нагрузки должен приходиться на вторник и (или) среду.

При составлении расписания уроков необходимо пользоваться таблицами, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Гигиенические принципы составления
школьного расписания

1. Наибольшая работоспособность при наименьших психофизиологических затратах у школьников приходится на 10-12 часов дня; основные предметы должны

Слайд 30ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ
Шкала трудности предметов для 1-4 классов

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВШкала трудности предметов для 1-4 классов

Слайд 31 Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей

к учебным нагрузкам зависят от их функциональной готовности к школе

Определение

готовности детей к обучению в школе проводится врачом ДОУ или детской поликлиники по медицинским и психофизиологическим критериям

Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам зависят от их функциональной

Слайд 32Медицинские критерии
Уровень
биологического
развития

Состояние
здоровья
на момент
осмотра

Острая
заболеваемость
за
предшест-
вующий
год

Медицинские критерииУровеньбиологического развитияСостояние здоровья на момент осмотраОстрая заболеваемостьза предшест-вующий год

Слайд 33Психофизиологические критерии

Результаты
теста Керна-
Иразека
(з теста)
Качество
звуко-
произношения
(дефекты)

Результаты
монометрического
теста
(вырезание
круга)

Психофизиологические критерии Результатытеста Керна-Иразека(з теста)Качество звуко-произношения(дефекты)Результатымонометрическоготеста(вырезаниекруга)

Слайд 34Готовность детей к школе
определяется врачами в 2 этапа,
предусматривая

при необходимости
оздоровление дошкольников и
коррекцию развития
школьно-необходимых функций

Готовность детей к школе определяется врачами в 2 этапа, предусматривая при необходимостиоздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых

Слайд 35
Первое углубленное
обследование проводится
за год до поступления в школу

Повторное обследование


проводят перед поступлением
в школу
Заключение делают на
основании 2-х обследований


и заносят в мед. карту индивидуального
развития ребенка 026/у.
Первое углубленноеобследование проводится за год до поступления в школуПовторное обследование проводят перед поступлением в школуЗаключение делают на

Слайд 36


Не готовыми к обучению
считаются дети, имеющие:

Отклонение в состоянии

здоровья;

2. Отстающие в биологическом развитии;
3. Выполнившие тест Керна-Ирасека
с оценкой в

9 баллов и более;

4. Имеющие дефекты
звукопроизношения.

Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие: Отклонение в состоянии здоровья;2. Отстающие в биологическом развитии;3. Выполнившие тест

Слайд 37
Временная отсрочка от приема в школу
рекомендуется детям

1. С отставанием в

биологическом развитии:

1.1. Длина тела ниже средневозрастного показателя;
1.2. Прибавка длины тела

за последний год менее 4 см;
1.3. Отсутствие постоянных зубов.

2. Перенесшим в течение года:
2.1. Тяжелые острые заболевания.
2.2. Имеющие хронические заболеванияв стадии суб-
и декомпенсации (по перечню): порок сердца,
язвенная болезнь желудка, неврозы, энурез, экзема

Временная отсрочка от приема в школурекомендуется детям1. С отставанием в биологическом развитии:1.1. Длина тела ниже средневозрастного показателя;1.2.

Слайд 38САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В

ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
СанПиН 2.4.1.2660-10

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СанПиН 2.4.2.2821-10
Настоящие СанПиНы устанавливают санитарные требования к:

- размещению, территории образовательных учреждений;
- зданию и оборудованию образовательного учреждения;
- воздушно-тепловому режиму;
- естественному и искусственному освещению;
- водоснабжению и канализации;
- режиму образовательного и воспитательного процесса;
- организации медицинского обслуживания обучающихся; -
- приему детей в дошкольные и школьные организации.
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СанПиН 2.4.1.2660-10САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ

Слайд 39 На земельный участок
под строительство детских и
подростковых учреждений


выдается санитарно-эпидемиологическое
заключение органов
Госсанэпиднадзора
о соответствии участка
гигиеническим нормативам
Гигиенические принципы устройства

дошкольных и школьных организаций

На земельный участок под строительство детских и подростковых учреждений выдается санитарно-эпидемиологическоезаключение органов Госсанэпиднадзора о соответствии участкагигиеническим

Слайд 41Требования к размещению участка
Здания детских образовательных организаций
размещаются за пределами

санитарно-защитных зон (СЗЗ)
предприятий, атмосферные загрязнения не превышают ПДК.

2. Детские учреждения

размещаются вдали от источников
шума, которые не должны превышать ПДУ.

3. Через территорию не должны проходить инженерные
коммуникации: водоснабжения, канализации, теплотрассы.

4. Участки размещаются на внутриквартальных территориях,
удаленных от дорог на 100-170 м.

5. Здания должны отступать от «красной линии» застройки на
расстояние не менее 25 м.

Требования к размещению участкаЗдания детских образовательных организаций размещаются за пределами санитарно-защитных зон (СЗЗ)предприятий, атмосферные загрязнения не превышают

Слайд 42ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА В ПОМЕЩЕНИЯХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙИ И НА

ЖИЛОЙ ТЕРРИТОРИИ

ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА В ПОМЕЩЕНИЯХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙИ И НА ЖИЛОЙ ТЕРРИТОРИИ

Слайд 436. Участки должны быть сухими, хорошо проветриваться, располагаться на ровной

местности с почвами, имеющими хорошую водо- и воздухопроницаемость, хорошую способность

к самоочищению и иметь категорию «чистая».

7. На участке обеспечиваются нормативные уровни инсоляции

8. Территории дошкольных, школьных организаций и ПУ по периметру ограждаются забором и зелеными насаждениями.
Деревья высаживаются на расстоянии 15 м, кустарники -5 м от зданий для исключения затенения учебных помещений.

9. Площадь участка школы – 1,5-3,0 га;
Площадь детского сада – из расчета 40 кв. м на одно место.

Требования к размещению участка

6. Участки должны быть сухими, хорошо проветриваться, располагаться на ровной местности с почвами, имеющими хорошую водо- и

Слайд 44Требования к устройству участков
На территории всех детских образовательных учреждений выделяют

следующие зоны:

1) зоны отдыха и игр,
2) физкультурно-спортивные площадки,
3)

хозяйственные площадки.
4) в школах и ПУ – учебно-опытные зоны.

Игровые площадки детсада

1) 7,2 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста; и 9,0 кв. м на 1 ребенка-дошкольника.

2) на территории каждой групповой площадки – теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка, который оборудуется деревянным полом и с трех сторон загораживается от ветра и осадков.

Требования к устройству участковНа территории всех детских образовательных учреждений выделяют следующие зоны: 1) зоны отдыха и игр,

Слайд 45Зеленые насаждения:

1. Улучшают микроклимат участка;
2. Снижают запыленность и загазованность;
3. Снижают

уровень шума;
4. Снижают уровень инсоляции в жаркую погоду;
5. Оказывают тонизирующее

действие на организм.

Не менее 50-60 % участка должно быть озеленено.

Посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючих кустарников запрещена!

Зеленые насаждения используют для отделения детских площадок от хозяйственных зон.

Зеленые насаждения: 1. Улучшают микроклимат участка;2. Снижают запыленность и загазованность;3. Снижают уровень шума;4. Снижают уровень инсоляции в

Слайд 461. Располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и

имеет самостоятельный въезд с улицы.

2. В селах на территории хозяйственной

зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком, хранилища топлива.

3. Площадка для сбора отходов размещается на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и и оборудуется мусоросборниками,

4. Водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны.

Хозяйственная зона

1. Располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы.2. В селах

Слайд 47Требования к зданиям, помещениям, оборудованию и содержанию ОУ
Планировка и оборудование

образовательных учреждений должно осуществляться с учетом учебного процесса и возрастных

особенностей обучающихся.

Школы подразделяются:
Общеобразовательные массовые;
Школы-интернаты с круглосуточным пребыванием детей
Школы для детей с пороками развития (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, умственно-отсталых, с нарушениями костно-мышечной системы),
Школы санаторного типа.


Требования к зданиям, помещениям, оборудованию и содержанию ОУПланировка и оборудование образовательных учреждений должно осуществляться с учетом учебного

Слайд 48Требования к зданиям, помещениям, оборудованию и содержанию ОУ
1. Дошкольные, школьные

организации, ПУ располагаются только в отдельно стоящих зданиях.

2. Вместимость:
-

ДО не превышает 350 мест.
- Школ – не более 1000 детей и должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

3. Здание дошкольной организации должно быть 2-этажным, школы – 3-этажным.

4. Не допускается использование помещений, расположенных в цокольных и подвальных этажах.

5. В зданиях нормируется: набор, площади, глубина, высота помещений; отделка, расстановка оборудования и мебели.
Требования к зданиям, помещениям, оборудованию и содержанию ОУ1. Дошкольные, школьные организации, ПУ располагаются только в отдельно стоящих

Слайд 49Требования к помещениям ОУ
- Обеспечение благоприятных условий для проведения учебного

процесса (классы, кабинеты, мастерские, спортзалы);

Соблюдение условий для организации питания (пищеблоки);

Создание

условий для отдыха и двигательной активности детей (спальные комнаты, рекреации);

Создание условий для медицинского обслуживания;

Обеспечение оптимального светового режима;

Обеспечение оптимального воздушно-теплового режима;

- Обеспечение достаточным количеством питьевой воды;

- Эффективное удаление твердых и жидких бытовых отходов.
Требования к помещениям ОУ- Обеспечение благоприятных условий для проведения учебного процесса (классы, кабинеты, мастерские, спортзалы);Соблюдение условий для

Слайд 50Требования к помещениям ОУ
Набор и размещение помещений для детей должны


обеспечивать изоляцию разных возрастных групп.

Это достигается:
В ДО:
- организацией групповой

изоляции (групповые ячейки с полным набором помещений, с одним входом на 4 группы);

В школах:
выделением в отдельный блок помещений начальных классов (классы, спортзал, туалеты) с отдельным выходом на участок;

расположением рекреаций, туалетов вблизи к учебным помещениям на каждом этаже;

- размещением на 3-4 этажах кабинетов для старшеклассников

Требования к помещениям ОУНабор и размещение помещений для детей должны обеспечивать изоляцию разных возрастных групп. Это достигается:В

Слайд 51Необходимость групповой изоляции
групповая изоляция в здании и на участке необходима

в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям;


обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (двигательной активности, отдыха, занятий, личной гигиены).

Необходимость групповой изоляциигрупповая изоляция в здании и на участке необходима в связи с большой восприимчивостью детей к

Слайд 52Пищеблок
Должен иметь помещения:

Цехи: горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной;


Моечные для столовой и кухонной посуды;

Кладовые для сухих продуктов

и овощей;
Охлаждаемые камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов;

Бытовые помещения для персонала пищеблока, в т.ч. санитарный узел для сотрудников столовой.
ПищеблокДолжен иметь помещения: Цехи: горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной; Моечные для столовой и кухонной посуды; Кладовые для

Слайд 53Классные комнаты
Из всех школьных помещений особое место занимают классные комнаты:

дети проводят 80 % времени, отведенного на образовательную деятельность.
ГН:
Глубина менее

6,0 м (снижается естественное освещение)
Длина 8-8,5 м (напряжение органов зрения и слуха)
Высота 3-3,5 м (обеспечивается воздушный куб)
Специализированные классы (физики, химии) 65-70 кв. м
Спортивные залы не менее 228 кв. м

Классные комнатыИз всех школьных помещений особое место занимают классные комнаты: дети проводят 80 % времени, отведенного на

Слайд 54Условия для личной гигиены
На каждом этаже должны размещаться туалеты для

мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров.

Количество

санитарных приборов определяется из расчета:

- 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек:

- 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.

- Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося.

- Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.

Комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 девочек
площадью не менее 3,0 м2.
Условия для личной гигиеныНа каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями

Слайд 55Школы-интернаты
Особенности:

Имеют спальный корпус
Больший земельный участок
В учебных секциях школы – комнаты

для игр
Больший спортивный зал
Больший медблок

Школы-интернатыОсобенности:Имеют спальный корпусБольший земельный участокВ учебных секциях школы – комнаты для игр Больший спортивный залБольший медблок

Слайд 56Профессиональные училища
Планировка зданий обеспечивает условия для организации:

Теоретического и производственного обучения
Воспитательной

и культурно-массовой работы
Отдыха
Питания
Медицинского обслуживания

Профессиональные училищаПланировка зданий обеспечивает условия для организации:Теоретического и производственного обученияВоспитательной и культурно-массовой работыОтдыхаПитанияМедицинского обслуживания

Слайд 57ПУ имеет 4 корпуса:
Теоретических занятий
Учебно-производственных мастерских
Общежитие
Общественно-бытовой корпус (спортзал, актовый зал,

столовая). Все здания соединяются переходами.

Учебные классы проектируются, также как в

школах.
Производственные мастерские - с учетом особенностей
отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта.


Профессиональные училища

ПУ имеет 4 корпуса:Теоретических занятийУчебно-производственных мастерскихОбщежитиеОбщественно-бытовой корпус (спортзал, актовый зал, столовая). Все здания соединяются переходами.Учебные классы проектируются,

Слайд 58Требования к внутренней отделке и оборудованию помещений для детей
1. Внутренняя

отделка всех помещений должна быть гладкой и допускать проведение влажной

уборки с дез. средствами.

2. Полы в учебных кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум.

3. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей и иметь санитарно-эпидемиологические заключения.

4. Оборудование и мебель должны соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические требования.

5. Функциональные размеры мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) должны соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами.

Требования к внутренней отделке и оборудованию помещений для детей1. Внутренняя отделка всех помещений должна быть гладкой и

Слайд 591. Оборудуются только централизованными системами питьевого водоснабжения, канализации.

2. Холодной и

горячей водой обеспечиваются: пищеблок, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены,

мед. блоки, в школах – кабинеты начальных классов.

3. Вода должна отвечать всем гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.

3. Система канализации столовых отдельная от остальной и имеет самостоятельный выпуск в наружные сети.

4. В не канализованных районах допускается оборудование надворных туалетов с водонепроницаемыми выгребами.

Требования к водоснабжению и канализации зданий

1. Оборудуются только централизованными системами питьевого водоснабжения, канализации.2. Холодной и горячей водой обеспечиваются: пищеблок, буфетные, душевые, умывальные,

Слайд 60Особенности нормирования факторов естественной освещенности
1. Все помещения для детей должны

иметь естественное освещение и нормируемую инсоляцию.

2. При глубине учебных

помещений более 6 м применяется двустороннее естественное освещение
(в мастерских труда, актовых и спортивных залах).

3. В учебных помещениях организуется естественное левостороннее освещение; не допускается направление светового потока спереди и сзади от обучающихся.

Особенности нормирования факторов естественной освещенности1. Все помещения для детей должны иметь естественное освещение и нормируемую инсоляцию. 2.

Слайд 61
4. На рабочих поверхностях парт и столов
коэффициент естественного освещения

(КЕО, %) - 1,5 %.

5. Световой коэффициент 1:4 –

1:6
(СК - отношение площади окон к площади пола).

6. Неравномерность естественного и искусственного освещения в учебных помещениях не превышает 1:3, где
1 – минимальная освещенность,
3 - отношение максимального значения к минимальному.

Особенности нормирования факторов естественной освещенности

4. На рабочих поверхностях парт и столов коэффициент естественного освещения (КЕО, %) - 1,5 %. 5. Световой

Слайд 627. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на соответствующие стороны

горизонта:

- Ю, ЮВ, В – все классы, аудитории, медкабинеты.


- С – кабинеты черчения, рисования (в школах и ПУ).
- С, СВ – кабинеты информатики.

8. Продолжительность непрерывной инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть не менее 2,0 ч
(в центральной зоне - 58 - 48° с. ш.).

Особенности нормирования факторов естественной освещенности

7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на соответствующие стороны горизонта: - Ю, ЮВ, В – все

Слайд 639. Искусственное освещение помещениях используется:
А) общее;
Б) местное;
В)

комбинированное.

(Общее – светильники на потолке, местное – настольные лампы, комбинированное

– то и другое вместе).

10. Освещенность от системы общего освещения в системе комбинированного освещения:
- для всех учебных помещений – не менее 10 %.
- для мастерских ПУ – не менее 50 %.

Особенности нормирования факторов искусственной освещенности

9. Искусственное освещение помещениях используется: А) общее; Б) местное; В) комбинированное.(Общее – светильники на потолке, местное –

Слайд 6411. Должны быть обеспечены:
- Нормируемые уровни искусственной освещенности;
Показатели качества

освещения:
показатель дискомфорта и коэффициент пульсации

Уровни искусственной освещенности (ГН):
на

рабочих столах, на классных досках - 300 - 500 лк,
в кабинетах черчения и рисования - 500 лк,
в актовых и спортивных залах - 200 лк,
в рекреациях - 150 лк.

Показатель дискомфорта 40 ед. (лимитирует яркость)

Особенности нормирования факторов освещенности

11. Должны быть обеспечены:- Нормируемые уровни искусственной освещенности; Показатели качества освещения: показатель дискомфорта и коэффициент пульсации Уровни

Слайд 6512. УРОВНИ ИСКУССТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ЗРИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ

ПОДРОСТКАМИ в ПУ

12. УРОВНИ ИСКУССТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ЗРИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПОДРОСТКАМИ в ПУ

Слайд 6613. Отделочные материалы и мебель должны создавать матовую поверхность с

коэффициентами отражения: для потолка - 0,7-0,9; для стен - 0,5-0,7;

для пола - 0,4-0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1-0,2.

14. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2-х раз в год; замену перегоревших ламп - по мере выхода из строя.

15. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят в местах, недоступных для учащихся.

Особенности нормирования факторов освещенности

13. Отделочные материалы и мебель должны создавать матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7-0,9; для

Слайд 67Особенности нормирования факторов микроклимата
Теплообмен

Нормальное течение жизненных процессов в организме

человека обеспечивает температурное постоянство, при нарушении которого возможно развитие тяжелых,

иногда необратимых, изменений.
Теплообмен организма связан с выработкой тепловой энергии (теплопродукцией) и отдачей её во внешнюю среду (теплоотдачей).
Особенности нормирования факторов микроклиматаТеплообмен Нормальное течение жизненных процессов в организме человека обеспечивает температурное постоянство, при нарушении которого

Слайд 68Особенности нормирования факторов микроклимата
Микроклимат – это комплекс физических факторов воздушной

среды закрытых помещений.

Показатели, характеризующие микроклимат:
- температура воздуха,
- температура поверхностей,
-

относительная влажность воздуха,
- скорость движения воздуха,
- интенсивность теплового облучения.

Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального теплового состояния организма.
Особенности нормирования факторов микроклиматаМикроклимат – это комплекс физических факторов воздушной среды закрытых помещений. Показатели, характеризующие микроклимат:- температура

Слайд 69Особенности нормирования факторов микроклимата
Физические нагрузки детей и подростков значительно различаются

в зависимости от вида деятельности.

Для поддержания оптимального микроклимата, профилактики

перегревания и переохлаждения в дошкольных и школьных организациях для разных видов деятельности организуются специальные помещения.

Например, используются особые объемно-планировочные решения для проектирования спортивных и физкультурных залов, площадь, высота и объем которых намного больше, чем в помещениях со спокойной учебно-воспитательной деятельностью.


Особенности нормирования факторов микроклиматаФизические нагрузки детей и подростков значительно различаются в зависимости от вида деятельности. Для поддержания

Слайд 70Большая чувствительность детей и подростков к изменениям микроклимата выдвигает необходимость

обеспечения теплового комфорта в помещениях и, одновременно, создание условий для

тренировки приспособительных механизмов.

Поэтому нормы микроклимата детских и подростковых учреждений дифференцированы в зависимости от возраста, функционального назначения помещений и разработаны с учетом тренирующего воздействия, то есть даны не только в пределах зон теплового комфорта, но расширены до границ допустимых уровней.

Особенности нормирования факторов микроклимата

Большая чувствительность детей и подростков к изменениям микроклимата выдвигает необходимость обеспечения теплового комфорта в помещениях и, одновременно,

Слайд 71Особенности нормирования факторов микроклимата

Особенности нормирования факторов микроклимата

Слайд 72Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и компьютеров

Вредное влияние

компьютера на здоровье:

Вызывает напряжение зрения,
Вызывает напряжение опорно-двигательного аппарата,

Компьютер может генерировать шум,
Ухудшает микроклимат помещения,
(повышает температуру и снижает влажность),
5. Повышает запыленность воздуха,
6. Излучает электромагнитные неионизирующие
излучения и ионизирующие излучения
(мягкое рентгеновское излучение).

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и компьютеровВредное влияние компьютера на здоровье: Вызывает напряжение зрения, Вызывает

Слайд 75Условия работы детей и подростков с компьютерами

нормируются

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПЕРСОНАЛЬНЫМ

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ
И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
 

Условия работы детей и подростков с компьютераминормируютсяСанПиН 2.2.2/2.4.1340-03ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯК ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ 

Слайд 76Перечень продукции и контролируемые гигиенические параметры

Перечень продукции и контролируемые гигиенические параметры

Слайд 77Мощность дозы мягкого рентгеновского излучения на расстоянии 0,05 м от

экрана и корпуса ВДТ не должна превышать 1 мкЗв/час (100

мкР/час).

2. Уровни электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых ПЭВМ, не должны превышать значений (таблица).

Нормирование излучений

Мощность дозы мягкого рентгеновского излучения на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ не должна превышать

Слайд 78Требования к помещениям с ПЭВМ
3. Площадь на одно рабочее место

пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки - 6

кв. м,
с ВДТ на базе плоских дискретных экранов - 4,5 кв. м.

4. Для внутренней отделки помещений с ПЭВМ должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентами отражения для потолка 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5.

5. В помещениях всех типов образовательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата.

6. В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

Требования к помещениям с ПЭВМ3. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой

Слайд 797. Расстояние между мониторами
в направлении тыл-экран – 2,0 м,


между боковыми поверхностями
мониторов - 1,2 м.
Требования к помещениям с

ПЭВМ

8. Столы только одноместные.

9. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение оборудования и письменных принадлежностей.

10. Стул подъемно-поворотный, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Под ногами должна быть подставка с нормируемым углом наклона.

7. Расстояние между мониторами в направлении тыл-экран – 2,0 м, между боковыми поверхностями мониторов - 1,2 м.Требования

Слайд 801. Освещенность экрана - 300 лк.

2. Освещенность стола - 300-500

лк.

3. Не должно быть отраженной блесткости (бликов) на мебели


и экране. Яркость бликов на экране не более 40 кд/кв.м;

4. Не должно быть прямой блесткости от источников света:
яркость светильников должна быть не более 200 кд/кв. м.

5. Показатель дискомфорта - не более 15 ед.

6. Коэффициент пульсации - не выше 5 %.

Требования к освещенности помещений с ПЭВМ

1. Освещенность экрана - 300 лк.2. Освещенность стола - 300-500 лк. 3. Не должно быть отраженной блесткости

Слайд 81Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно общения

с родительским компьютером.
Использование компьютеров для детей
5-7 лет допускается


1 раз в день и не чаще
3-х раз в неделю.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут.

Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно общения с родительским компьютером. Использование компьютеров для детей

Слайд 82Условия трудового обучения
формирование функциональной системы трудовой деятельности детей и
подростков

осуществляется
наиболее эффективно, с меньшей физиологической стоимостью при
соблюдении гигиенических


требований к содержанию,
формам и условиям трудового
воспитания, обучения и профессионального образования учащихся.
Условия трудового обученияформирование функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков осуществляется наиболее эффективно, с меньшей физиологической стоимостью

Слайд 831. Системность в организации и проведении трудового обучения;

2. Соответствие характера

трудовой деятельности поло-возрастным особенностям и состоянию здоровья детей;

3. Постепенное увеличение

физических и других нагрузок, усложнение трудовых операций;

4. Рациональный режим трудового обучения;

5. Благоприятные санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности, безопасные для здоровья.

Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования

1. Системность в организации и проведении трудового обучения;2. Соответствие характера трудовой деятельности поло-возрастным особенностям и состоянию здоровья

Слайд 84Для учащихся начальной школы, обладающих
меньшими физическими возможностями,
предусматриваются простые

операции с
материалами, легко поддающимися обработке
(бумага, ткань, картон, пластилин,

проволока).

Трудовые операции направлены на развитие
координации движений и укрепление мелких
мышц кисти (склеивание, вырезание, лепка).
Это помогает детям осваивать трудный для этого
возраста навык письма.

Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования

Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическими возможностями, предусматриваются простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага,

Слайд 85В возрасте 10-12 лет (5-7-е классы) учащиеся получают более основательную

общетрудовую подготовку. Они приобретают знания и умения по обработке металла,

дерева и других материалов; знакомятся с
основами электротехники,
металловедения,
графической грамотой;
изготовляют несложные
полезные изделия для школы.

Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования

В возрасте 10-12 лет (5-7-е классы) учащиеся получают более основательную общетрудовую подготовку. Они приобретают знания и умения

Слайд 86Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия.
Функциональные возможности

девочек в возрасте 10-12 лет уступают
возможностям мальчиков.
Так, разница

в мышечной силе
мальчиков и девочек в 12 лет
достигает 2,5-3 кг.

С возрастом эти различия увеличиваются.

Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования

Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия.Функциональные возможности девочек в возрасте 10-12 лет уступают возможностям

Слайд 87Дифференцированный подход к трудовому обучению с учетом пола и созданию

для девочек специальной программы, предусматривающей более легкий физический труд, связанный

с обработкой тканей и продуктов питания.

Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования

Дифференцированный подход к трудовому обучению с учетом пола и созданию для девочек специальной программы, предусматривающей более легкий

Слайд 88Трудовое обучение учащихся 8-11-х классов проводится в соответствии с утвержденным

перечнем профессий для организации подготовки школьников.
В него включено более


100 профессий,
не связанных с тяжелыми
условиями труда и
не оказывающих
отрицательного влияния на здоровье учащихся.

Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования

Трудовое обучение учащихся 8-11-х классов проводится в соответствии с утвержденным перечнем профессий для организации подготовки школьников. В

Слайд 89Основной формой трудового обучения в школе является урок труда: в

1-7 классах 2 часа в неделю, в 8-9 – 3

часа, в 10-11 классах – 4 часа.

Предусматривается так­же
общественно полезный труд:
во 2-4 классах – 1 час, в 5-7 –
2 часа, в 8-9 – 3 часа, в 10-11
классах – 4 часа в неделю.

Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования

Основной формой трудового обучения в школе является урок труда: в 1-7 классах 2 часа в неделю, в

Слайд 90Положительное влияние труда на организм
школьников определяется условиями, в которых проходит

трудовая деятельность.
К числу факторов, повышающих
оздоровительное влияние труда,
относятся оптимальное


естественное и искусственное
освещение, воздушный и
температурный режим;
правильная расстановка мебели, оборудования.

Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования

Положительное влияние труда на организмшкольников определяется условиями, в которых проходит трудовая деятельность. К числу факторов, повышающихоздоровительное влияние

Слайд 91Для сохранения правильной рабочей позы и
обеспечения безопасности труда необходимо соблюдать

определенные расстояния между рабочими местами.
Их величина зависит от
характера

рабочей позы,
амплитуды рабочих движений,
необходимости движения
в процессе работы, размеров
инструмента и материала.

Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионального образования

Для сохранения правильной рабочей позы иобеспечения безопасности труда необходимо соблюдать определенные расстояния между рабочими местами. Их величина

Слайд 92Тест по итогам лекции
Умственная работоспособность обучающихся в течение учебной недели

наиболее высокая:

1. В начале недели;
2. В конце недели;
3. В

середине недели;
4. В течение всей недели;
5. Высокая всегда.
Тест по итогам лекцииУмственная работоспособность обучающихся в течение учебной недели наиболее высокая: 1. В начале недели;2. В

Слайд 93БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !

БЛАГОДАРЮ  ЗА  ВНИМАНИЕ !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика