Слайд 1Основные понятия
Характер музыки, темп, динамика
Слайд 2Музыкально-ритмические занятия являются важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыка воздействует прежде всего на чувства человека, вызывает определённые настроение.
Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.
Слайд 3В соответствии с характером музыки - то весёлым, живым, бодрым,
решительным, волевым, то грустным, задумчивым, нежным, спокойным – выбирается и
характер движений. В одних случаях движения являются сильными, энергичными, в других - мягкими, плавными, сдержанными, непринуждёнными. Изменение характера музыки влечёт за собой и изменение характера движения.
Слайд 4Преподавателю ритмики следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие
образы, близкие и понятные детям и легко поддаются отражению в
движении.
Характер музыки создаётся целым комплексом музыкально- выразительных средств. Во многом он зависит от темпа, то есть скорости музыкального движения.
Слайд 5Для обучения движениям удобны следующие темпы :
быстро,
довольно быстро,
умеренно,
не торопливо.
Медленно, спокойно
На конкретных примерах преподаватель может показать
детям что в быстром темпе легче и удобно двигаться, выполняя лёгкие и мелкие движения, а в более медленном темпе – более крупные, широкие, плавные.
Слайд 6Весьма существенно при этом научится и удерживать найденный темп.
Так
с прекращение звучания дети должны продолжать движение в заданном темпе.
Или: музыку можно на время прервать, затем возобновить, чтобы сверить с ней темп не прекращавшихся движений.
Предполагаются также упражнения на переход из одного темпа в другой. Переход может быть внезапным или постепенным, когда пьеса исполняется с некоторым ускорением или замедлением.
Слайд 7С эмоционально – художественным содержанием музыкального произведения неразрывно связана и
динамика- сила, или громкость звучания. Детям нетрудно уяснить, что например,
торжественный марш исполняется громко, а колыбельная песня - тихо и т.д.
Громко
Тихо
Очень тихо
Очень громко
Умеренно громко
Умеренно тихо
Слайд 8 Метроритм
Ритм - последовательность
звуков различной длительности, образующая тот или иной рисунок. Вне ритма
мелодия не может существовать, её звуки организованы ритмически. Ритм обладает большой выразительной силой.
Метр – непрерывное чередование опорных (акцентируемых ) и не опорных ( без акцентных) звуков. Подобно главным жизненным процессам - дыханию, сердцебиению,- музыка как бы равномерно пульсирует, в ней сменяются моменты напряжения и разрядки. Акцентируемые доли принято называть сильными, а не акцентируемые - слабыми.
Слайд 9Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны. Единство метра и ритма подчёркивается
в теории музыки понятием метроритм.
Слайд 10Работа над разделом «метроритм» начинается с определения размеров музыкального произведения
2/4 или 3/4 имеющими только одну ударную или сильную долю.
Размер 4/4 –сложный.
Он состоит из двух групп 2/4 (первая доля сильная, 2-слабая, 3-относительно сильная,4-слабая).
Слайд 11Музыкальный размер 2/4 – характерен для польки – легкого подвижного танца.
Музыкальный размер
3/4 – характерен для вальса – плавный, изящный, элегантный танец.
Музыкальный размер 4/4 – характерен
для марша, четкого , бодрого, энергичного.
Слайд 12На уроках ритмики дети схемы дирижерских жестов музыкальных размеров 3/4 ,2/4 ,
4/4 -тактирование
Дирижерский жест не должен быть вялым ,мало выразительным, необходимо добиваться
свободы и легкости соответствия жестам характеру музыки.
Слайд 13Музыкальный размер 2/4
Имеет одну сильную долю, одну слабую.
Образное объяснение
и показ дирижерского жеста: сильная доля-земля (руки вниз), слабая –
небо (руки вверх).
На сильную долю хлопок перед грудью, слабые доли – палец о палец.
Поделить на 2 половины: 1 – сильные доли, 2 – слабые (использовать хлопки, притопы, прыжки).
Использование мяча- на сильную долю бросок в верх (или удар о пол)на слабую долю поймать мяч.
Педагог хлопает только сильные , дети только слабые.
Использовать притопы, щелчок пальцами, удары по музыкальным инструментам(бубен, погремушка, ложки и т.д.)
Слайд 14Музыкальный размер 3/4
Имеет одну сильную долю, две слабых. Образное объяснение
и показ дирижерского жеста: сильная доля – земля(руки вниз), 1
слабая доля - ровное поле (руки в сторону), 2 слабая доля – небо (руки вверх).
Хлопки перед грудью на сильную долю, палец о палец на 2 слабые доли.
Поделить на 3 команды: 1 команда – сильные доли, 2 команда – 1 слабая доля, 3 команда – 2 слабая доля.
Использовать: хлопки, притопы, прыжки.
Можно делить: ученики и учитель (сильные, слабые доли) для 2/4, 3/4.
Слайд 15Приемы работы над ритмическими рисунками
1. Узнавать знакомые песни по ритмическому
рисунку, исполняемому без музыкального сопровождения.
2. Прохлопать ритмический рисунок в кругу
по очереди (каждому достается какая-то длительность соответственно последовательности их чередования в мелодии).
3. Пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя).
4. Применять прием «эхо». Учитель прохлопывает придуманный ритм, а все вместе или по одному его повторяют. Можно, например, наиграть мелодию.