Слайд 1ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Слайд 2ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 3ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ
ПСИХОЛОГ
ПЕДАГОГ
Слайд 4СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Инструктаж / лекция
Коучинг: ученичество и наставничество
Рассмотрение практических
ситуаций (кейсов)
Деловые игры
Самостоятельное обучение
Обучение с использованием ИКТ
Слайд 6Пирамида наглядно показывает, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя,
не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) — наименее эффективный
метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации.
Активное обучение (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты.
Одной из форм активного обучения является коучинг.
Слайд 7КОУЧИНГ
Коучинг – это технология, созданная для развития человека в социуме.
Этот процесс, построенный на принципах партнерства, стимулирует мышление и развитие,
вдохновляет на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала.
Слайд 8КОУЧИНГ
Направлен на достижение результата, успеха, цели, на овладение конкретными навыками
и повышение индивидуальной продуктивности человека.
Слайд 9Одной из причин кризисных явлений и проблем, с которыми человечество
столкнулось в третьем тысячелетии, является кризис компетентности современных людей.
Слайд 11ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1. Обучающая функция.
Обучающая функция преподавателя направлена
на передачу знаний, формирование навыков и умений.
Преподаватель, выполняя обучающую
функцию, вызывает у студентов действия, которые ведут к усвоению учебного материала.
Слайд 12ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
2. Воспитательная функция.
Воспитательная функция преподавателя
связана с воспитанием высоких моральных, умственных, волевых, эстетических и других
качеств у студентов. Преподаватель, выполняя воспитательную функцию, заботится о всестороннем развитии личности студентов.
Слайд 13ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
3. Организаторская функция.
Организаторская функция преподавателя
предполагает организацию им учебных занятий, самостоятельной работы студентов, контроль и
оценку работы студентов.
Слайд 14ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
4. Научно-исследовательская функция.
Научно-исследовательская функция преподавателя
– деятельность ученого в области преподаваемой дисциплины. Преподаватель не только
знаток своего предмета, но и проводит научные исследования, обогащающие новыми выводами его курс.
Слайд 15СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная работа:
лекции;
семинары;
практические занятия;
лабораторные занятия;
консультации;
зачеты;
экзамены;
руководство курсовыми и ВКР.
Слайд 16СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеучебная работа – «подводная» часть нагрузки.
Внеурочная деятельность ставит своей
целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с
требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно- нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Слайд 17СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
педагогическое мышление;
требовательность;
коммуникабельность;
открытость новому;
чувство юмора;
эрудиция;
интерес.
Слайд 18СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Знание:
предмета;
современных тенденций;
литературы по предмету;
целей и
задач дисциплины;
роли дисциплины в подготовке специалистов.
Слайд 19ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- знание педагогики и психологии;
- концепции высшего профессионального образования;
методика обучения предмету.
Слайд 20ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
профессиональная компетентность;
общекультурная и гуманитарная компетентность;
креативность;
коммуникативная компетентность.
Слайд 21РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВУЗЕ
Переход к педагогической деятельности предполагает адаптацию к
новым ролям.
Слайд 24СТРАХИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Слайд 25СТРАХИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Слайд 26ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
Педагогическая установка – это готовность преподавателя определенным образом реагировать
в однотипной педагогической ситуации.
Слайд 27ТИПЫ ДОМИНИРУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТУДЕНТАМ
Позитивная
Негативная
Слайд 28
ПРИЗНАКИ ПОЗИТИВНОЙ УСТАНОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОТНОШЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО СТУДЕНТА:
преподаватель дольше
ждет ответа на поставленный вопрос;
при затруднении в ответе задает
наводящие вопросы, делает подсказки;
поощряет улыбкой или взглядом;
при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его;
чаще обращается к такому студенту взглядом на занятии.
Слайд 29
ПРИЗНАКИ НЕГАТИВНОЙ УСТАНОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОТНОШЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО СТУДЕНТА:
преподаватель дает
«плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»;
преподаватель не
задает наводящих вопросов и не дает подсказок;
при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или сам дает правильный ответ;
чаще порицает и меньше поощряет «плохого» студента, чем «хорошего»;
старается не замечать успехов такого студента, иногда вообще не работает с ним на занятии.
Слайд 30ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Развитие профессионально важных качеств:
педагогические, конструктивные способности;
отзывчивость;
организаторские способности;
распределение внимания;
творческое воображение;
волевые
качества;
толерантность;
находчивость.
Слайд 31ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Идти в ногу со временем.
2. Заниматься саморазвитием.
3. Развивать
навыки коммуникации.
4. Быть открытым новому.
5. Вырабатывать свой индивидуальный стиль.
Слайд 32Университет г. Падуи.
Основан в 1222 году.