Слайд 1Характеристика литературного процесса начала 20 века.
Слайд 2Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.
Реализм и
модернизм как литературные направления
Лекция №1.
Введение.
Слайд 3На рубеже 19-20 веков
Россия переживала перемены во всех областях жизни.
Предельная напряженность, трагичность времени.
«Время – интереснейшее пестротою своих противоречий
и обилием их».
М.Горький
Слайд 4
Конец 19-начало 20 – время
небывалых потрясений и революций:
русско-японская война
(1904-1905);
революция 1905-1907 гг.;
Февральская революция 1917 года;
Октябрьская 1917 года;
первая мировая война
(1914-1918).
Слайд 5Социально-экономическое и политическое развитие России
Начало 20 века – время правления
императора Николая II
Россия – страна со средним уровнем развития
капитализма
Железные дороги связали Центр с окраинами
Возникли крупные банки
Рубль стал одной из самых устойчивых валют в мире
Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран
Но при этом – низкая производительность труда
Отсталое сельское хозяйство
Слайд 6Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.
В русской
литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об
искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
Слайд 7В.В.Верещагин. Апофеоз войны. 1871
Слайд 8Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.
Обновление литературы,
ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление
старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление Серебряного века русской литературы.
Слайд 9Культура России начала 20 века
Изменения в системе образования – ликвидация
безграмотности, введение всеобщего начального образования
Развитие периодической печати и книгоиздательского
дела
Открытия русских ученых в области медицины: И.Павлов и И.Мечников стали лауреатами Нобелевской премии
В художественной культуре – разнообразие стилей, направлений, идей, методов
«Золотой» век русской культуры, пережитый в 19 веке, сменяется «Серебряным» веком, новым и прихотливым
Слайд 10Хронологические рамки периода можно обозначить так:
Серебряный век –
период развития литературы (поэзии) между 1890 и 1917 гг.
1892 —
выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год.
По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философов и историков из страны).
Слайд 11Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями:
реализмом, модернизмом, литературным авангардом.
Схематично развитие литературных направлений начала века можно
показать следующим образом:
Слайд 13Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями:
реализмом,
модернизмом,
литературным авангардом.
Слайд 14Реализм
(от лат.realis – вещественный) –
творческий метод и литературное направление
в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический
реализм, социалистический реализм).
Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей.
Слайд 15Реализм
Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:
А.Н.Островский, И.С.Тургенев,
И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.
Слайд 16Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л.Н.Толстого.
Обсуждаются последние пьесы
А.П.Чехова «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня».
Слайд 17М.Горький
Романтические рассказы.
Пьеса «На дне».
«На дне» - первое произведение М.Горького, которое
принесло автору мировую славу.
Слайд 18А.И.Куприн
«Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»
Истинная любовь – основа всего земного.
Любовь должна основываться на возвышенных чувствах.
Любовь надо нести в себе
всю жизнь, не размениваясь на мелкие страсти и увлечения.
Слайд 19Модернизм (от фр.moderne – новейший, современный)
– общее название новых (нереалистических)
явлений в литературе первой половины XX века.
Общая
задача для эстетических программ этого времени – поиск новых художественных средств изображения новой действительности.
Слайд 21Представители модернистских литературных направлений
Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С.
Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский,
З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
Акмеисты: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
Слайд 22Символизм
– литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов
XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и
Шопенгауэра, а также учение В.С.Соловьева о Душе мира.
Традиционному способу познания действительности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Поэтому творчество в понимании символистов – созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу.
Символ становится центральной эстетической категорией этого литературного течения.
Слайд 23символисты
«Старшие» символисты (1890г.)
Д.Мережковский-идеолог
В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, З.Гиппиус,
Ф.К.Сологуб (90-е годы XIX века).
«Младшие» символисты (1900 г.)
А.Белый,
Вяч.Иванов,
А.А.Блок (начало 1900-х г ).
С.Соловьев
Слайд 24Поэзия
СИМВОЛИСТЫ
А.Блок
К.Бальмонт
В.Брюсов
Слайд 25Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало
нового отношения к слову-образу
Я – внезапный излом,
Я –
играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей
К.Бальмонт
Слайд 26Предчувствие «грядущих мятежей»
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли
над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым
Памирам
В.Брюсов
Слайд 27Акмеизм (от греч.akme – цветущая сила, высшая степень чего-либо)
– литературное
течение в поэзии, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд на жизнь».
(1913-1914)
Представители – Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам (кружок «Цех поэтов»).
Слайд 28АКМЕИСТЫ Н.Гумилев и А.Ахматова, ФУТУРИСТЫ В.Маяковский и В.Хлебников критикуют реализм
за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать,
не преобразуя.
Н. Гумилёв
А. Ахматова
В. Маяковский
В. Хлебников
Слайд 29Футуристы
1) «Ассоциация эгофутуристов», 1911 г. (И.Северянин и др.);
2) «Гилея»
1912 г.(кубофутуристы В.В.Хлебников, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк и др.);
3) «Центрифуга» 1913
г.(Н.Н.Асеев, Б.Л.Пастернак и др.);
4) «Мезонин поэзии» (Р.Ивнев, В.Г.Шершеневич и др.)
Слайд 30Представители авангарда
Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский,
В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К.
Олимпов, В. Гнедов.
Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Слайд 31Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья».
Стихи В.Маяковского,
В.Хлебникова.
Слайд 32В живописи почитают реалистов И.Репина, В.Сурикова, братьев Васнецовых
Слайд 33Охотно посещают кажущиеся скандальными выставки А.Бенуа, К.Коровина, П.Кончаловского
А. Бенуа.
Последние
прогулки Людовика XIV
К. Коровин
Париж после дождя. 1900
П. Кончаловский
Бой быков в
Севилье. 1910
Слайд 34В музыке продолжают работать композиторы:
Н.Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе
Салтане», «Золотой петушок»)
И.Стравинский ( балет «Петрушка»)
А.Глазунов
С.Рахманинов
А.Скрябин
Слайд 35Переживает расцвет русский реалистический театр.
Всемирную славу получает система К.Станиславского, создавшего
МХАТ.
Работают великие театральные реформаторы В.Мейерхольд и Е.Вахтангов.
К.Станиславский
В.Мейерхольд
Е.Вахтангов
Слайд 36Федор Шаляпин
Анна Павлова
Вера Холодная
Слайд 37Рамон Касас. Юная декадентка. 1899
Декаде́нтство, декаданс (фр. decadence — упадок)
– особое восприятие мира, умонастроение, сложившееся в конце XIX века.
Слайд 38Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением
и непременным условием свободы творчества.
Постоянными темами являются:
мотивы небытия и смерти,
отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.
Слайд 39В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х
— 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как К.
Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» В. Брюсов.
Слайд 40Эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши - в вянущих ушах.
Слайд 42Декадентское движение сегодня
В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и
художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи». Второй фестиваль
состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён.
В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия».
Андегра́унд (или андергра́унд) (от англ. underground — подполье, подпольный; under — под, ниже, ground — земля, пол) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми.
Слайд 43К декадентам себя относят многие музыкальные группы, особенно представители готик-рока,
дарквэйва и т. п. стилей. Декадансом своё творчество называют группы
«Агата Кристи» (один из их альбомов так и называется «Декаданс»), «Оберманекен», «Бостонское чаепитие», «Кремация Бонифация», «Кабаре Безумного Пьеро», «Пикник» и др.