Слайд 1Характеристика общего недоразвития речи у детей
Шереметьева Е.В.
Слайд 2План
Р.Е. Левина о трех уровнях недоразвития речи
Первый уровень развития речи
Второй
уровень развития речи
Третий уровень развития речи
Т.Б. Филичева о четвертом уровне
недоразвития речи
Дифференциация общего недоразвития речи и задержки речевого развития
Коррекция разных уровней недоразвития речи
Слайд 3Литература
Жукова Н.С. И др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
/ Н.с. Жукова. Е.М. Мастюкова Т.Б., Т.Б. Филичева. – М.,
1990. – С. 58-86.
Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М., 2004, - С. 516-524.
Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968. – С. 67-85.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 1999.
Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой. – М., 2005. – Кн. V. – С. 181-186.
Слайд 4Роза Евгеньевна Левина о трех уровнях речевого развития
1969г.- разработана периодизация
проявлений ОНР:
От полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм
связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития
Слайд 5Проявления системных нарушений речевой деятельности
Позднее начало речи (первые слова появляются
к 3-4 годам
Речь аграмматична
Недостаточно фонетически оформлена
Отставание экспрессивной речи при относительно
благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи
Недостаточная речевая активность, которая без специального обучения резко падает
Слайд 6Периодизация ОНР
Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных
проявлений, задерживающих формирование зависящих от него компонентов
Переход с одного уровня
на другой определяется:
Появлением новых языковых возможностей
Повышением речевой активности
Изменением мотивационной основы речи
Изменением предметно-смыслового содержания речи
Мобилизацией компенсаторного фона
Слайд 7Активный словарь в зачаточном состоянии. Он состоит из небольшого количества
нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов
Значения слов неустойчивы
и недифференцированны, преобладают корневые слова, лишенные флексий
Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации весьма ограниченно, характеризуется зачаточным состоянием понимания значений грамматических изменений слова
Фразовая речь отсутствует
Фонетическая сторона речи характеризуется звуковой неопределенностью
Слоговая структура слова плохо воспринимается и плохо воспроизводится
Фонематические развитие находится в зачаточном состоянии
Первый уровень речевого развития
Слайд 8Переход ко второму уровню
Определяется возросшей речевой активностью
Слайд 9Второй уровень речевого развития
Активный словарь расширяется за счет использования существительных,
глаголов, некоторых прилагательных и наречий
Общение осуществляется посредством постоянного, хотя все
еще искаженного запаса общеупотребительных слов
Названия предметов, действий, отдельных признаков обозначаются дифференцированно
В грамматическом структурировании наблюдаются простые предложения из 2-3, 4 грамматически аморфных слов; смешение падежных форм, отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными
Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм; затруднено понимание форм числа и рода прилагательных
Фонетическая сторона речи характеризуется искажениями, заменами, смешениями
В слоговой структуре слов отмечается редуцирование многосложных слов
Неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом
Слайд 10Третий уровень речевого развития
Наличие фразовой речи с элементами лексико-грамматического
и фонетико-фонематического недоразвития
Неточное знание и употребление многих обиходных слов. В
активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, способы действий
Недостаточная сформированность грамматических форм языка. Способами словообразования дети почти не пользуются
В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения
Фонетически компонент характеризуется недифференцированным произнесением звуков позднего онтогенеза
Понимание обиходной речи хорошее, но обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смещение смысловых значений слов, близких по звучанию; трудности понимания логико-грамматических структур
Слайд 11Четвертый уровень речевого развития
Описан в исследованиях Т.Б. Филичевой
Дети с не
резко выраженными остаточными проявлениями лексико – грамматического и фонетико –
фонематического недоразвития (незначительные нарушения всех компонентов речеязыковой системы)
Слайд 12Жукова Н.С. предлагает
Шесть этапов коррекционной работы при общем недоразвитии речи,
начиная с первого уровня речевого недоразвития
Слайд 13Первый этап логопедической коррекции
Период развития речи, в течение которого ребенок
пользуется отдельными словами, без связи их в двусоставное аморфное предложение,
называется периодом слова-предложения или однословного предложения
Слайд 14Первый этап логопедической коррекции
Вызвать подражательную речевую деятельность: создание потребности подражания
слову взрослого
Расширить объем понимания речи: накопление пассивного словаря
Слайд 15Второй этап логопедической коррекции
Этап первых форм слова
Основная задача: научить произносить
ударный слог слова.
Последовательность коррекционной работы:
вызывание потребности подражать слову взрослого
научить
воспроизводить ударный слог
научить воспроизводить интонационно-ритмический рисунок односложных слов
научить воспроизводить интонационно-ритмический рисунок двусложных слов
научить воспроизводить интонационно-ритмический рисунок трехсложных слов
Слайд 16Третий этап логопедической коррекции
этап двусоставного предложения
Показатель перехода на данный этап:
появление в речи ребенка предложений из 2-3 слов
Основная задача: согласовывать
подлежащее и сказуемое в 3-ем лице ед. и мн. числа
Слайд 17Четвертый этап логопедической коррекции
Этап предложения из нескольких слов
Основные задачи:
грамматически правильно
строить предложения из 3-5 слов
словоизменять некоторые существительные и глаголы
Слайд 18Пятый этап логопедической коррекции
этап расширения объема предложения
Основная задача:
научить детей строить
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
Коррекционная работа в этом направлении идет в
такой последовательности
двухсловное предложение
простые распространенные предложения
простые предложения с однородными членами
сложносочиненные предложения
сложноподчиненные предложения
Слайд 19Шестой этап логопедической коррекции
этап совершенствования связной речи
условно ведется в
такой последовательности:
обогащение словарного запаса
обучение составлению пересказа
обучение составлению рассказа по
серии сюжетных картинок
разучивание стихотворений
отгадывание загадок
пересказ художественных текстов
Слайд 20
Дифференциация
ОНР и задержки речевого развития
Диссоциация между речевым и психическим
развитием
Критичность к речевой недостаточности
Характер речевых ошибок менее специфичен
Отстает от нормы
объем речевых навыков
Тенденции к спонтанному развитию