Слайд 1Храм Спаса-на-Крови
Выполнил ученик 10”А“класса Минин Алексей
Слайд 2История
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате
нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.
Уже 2
марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.
Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.
Слайд 3Строительство храма
Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. В
комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли
архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.
Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома]. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Западный фасад
27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.
При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.
Слайд 4История прихода храма
Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским
собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был
приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.
6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).
Слайд 5История после закрытия прихода
В ноябре 1931 года Областная комиссия по
вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови,
но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.
В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских.
Слайд 6Архитектура
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием,
причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего
Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Слайд 7Внутреннее убранство
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой
составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по
эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Слайд 9Ссылки на источники
http://walkspb.ru/zd/spas_na_krovi.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8
http://www.hellopiter.ru/Has_rescued_on_blood.html
http://www.spb-guide.ru/page_454.htm