Слайд 1ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ
Слайд 2Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры,
найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э.
Цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте. Шумере и Индии, — лишь во 11 тыс. до н.э.
Слайд 3Большу́ю роль играли тотемистические представления. Так, племена иньцы, считали своим
тотемом ласточку, племена ся — змею. Постепенно змея трансформировалась в
дракона (лун), повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэнхуан — мифическую птицу — символ государыни (дракон стал символом государя).
МИФОЛОГИЯ
Слайд 4Пань-Гу
В китайской мифологии первопредок, порождение животворных сил вселенной инь
и ян.
В мифе о рождении Пань-Гу повествуется, что на
заре времен вселенная представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца.
В течение 18 000 лет расстояние между небом и землей каждый день увеличивалось на 3 метра. С такой же скоростью рос Пань-Гу. Светлое начало, белок (ян), образовало небо, а мутное, желток (инь), — землю. Наконец Пань-Гу, увидев, что земля и небо уже не соединятся, умер.
Дыхание Паньгу стало ветром и облаками, голос — громом и молнией, левый глаз — солнцем, а правый — луной. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови и вен возникли реки и дороги.
Слайд 5Верховным божеством для китайцев выступает Небо (Фу-Си получеловек-полузмей), главным храмом
— храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У
них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.
Слайд 6Согласно одному из самых архаичных мифов, прародительница Нюй-ва, которая представлялась
в виде получеловека-полузмеи (или дракона), считалась создательницей всех вещей и
людей (но миф о создании ею вселенной неизвестен). Согласно одному из мифов, она вылепила людей из глины.
Слайд 7Одна из отличительных черт древнекитайской мифологи и- историзация мифических персонажей,
которые очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности
С
течением времени на передний план среди богов и духов все более отчетливо выходил Шан-Ди, верховное божество и легендарный родоначальник. Великий бог и божественный первопредок в одном лице, заботившийся о благосостоянии своего народа.
Слайд 8Древние китайцы верили в то, что вся Вселенная разделена на
три части: небо, землю и подземный мир. При этом сама
суша держится на восьми столбах, которые не дают ей утонуть в морской пучине. На таких же опорах держится небосвод, который в свою очередь разделен на девять отдельных зон. Восемь из них нужны для движения небесных светил, а девятая служит местом сосредоточения высших сил.
Они называли свою страну Срединным государством и считали ее центром обитаемой земли и даже всего мироздания.
Слайд 9Древнейший период
Древнейшие племена создавали поселения из небольших, углубленных в землю
глинобитных хижин. Обнаруженная на территории Китая керамика того времени –
сосуды из бледно-желтой или красновато-бурой обожженной глиной – была названа Яншао. В этих сосудах хранили вино и масло, готовили пищу, а большие сосуды служили погребальными урнами.
Слайд 10Династия Ся
Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода
правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринимается как золотой
век мудрости, справедливости и добродетели.
Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню, а тот - великому Юю, начиная с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой в китайской традиции династии Ся.
Эта династия правила Китаем на протяжении ряда веков в конце III и начале II тысячелетия до н. э., пока ее последний недобродетельный представитель Цзе не растерял свой авторитет и не лишился поэтому морального права управлять Поднебесной
Слайд 11 При раскопках неолитического поселения Цзяху (7000-5800 г. до
н.э.) на р. Хуанхэ, открытого в 1962 г. было обнаружено
ок. 300 могил с жертвоприношениями. Среди предметов быта – флейта из кости журавля.
МУЗЫКА
Слайд 12V тыс. до н.э. Сосуд Яншао. Каолин.
Высокого уровня развития достигла
в Китае культура Яншао ( 5–4 тыс. до н.э.).Именно в
это время начинают складываться основные типы форм посуды, ставшие впоследствии традиционными для китайской культуры.Излюбленными мотивами геометрических узоров на керамике Яншао были спираль, волнистая линия, зигзаги, треугольники, прямые линии.
КЕРАМИКА
Слайд 13Династия Шан-Инь
В этот период образовалось первое китайской государство, во главе
которого стоял правитель - ван.
Династия названа именем столицы Шан.
В то время были изобретены шёлкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность, зародились основы градостроительства.
Многие изделия предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами природы.
(XVI -XI вв. до н.э.)
Слайд 14
Данный сосуд украшен изображениями зооморф-ной маски
демона (Тао Тие) — мотив, часто встре-чающийся на ритуальных бронзовых
сосудах династий Шан-Инь и Чжоу. В китайской мифологии имя Тао Тие носил один из девяти отпрысков Дракона.
Ритуальный бронзовый сосуд. XV—XI вв. до н.э.
МЕТАЛЛООБРАБОТКА
Слайд 15Подземные захоронения знати в эпоху Шан-Инь представляли собой две расположенные
друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы.
Их площадь достигала иногда четырехсот квадратных метров, стены и потолок были расписаны красными, черными и белыми красками или инкрустированы кусочками камня, металла и т.п.
Слайд 16Входы в погребения охраняли каменные фигуры фантастических зверей. Чтобы души
предков ни в чем не нуждались, в могилы помещали различные
ремесленные изделия — оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности, а также магические предметы. Все предметы, которые клали в захоронения, а также украшавшие статуи и бронзовую утварь узоры имели магический смысл и были связаны единой символикой
Слайд 17Росписная керамика культуры Сяцзядянь (1000—600 гг. до н. э.)
КЕРАМИКА
Слайд 18Каолин.
Каоли́н — глина белого цвета, она же белая глина, состоящая
из минерала каолинита. Образуется при разрушении (выветривании) гранитов, гнейсов и
других горных пород
Период Шань-Инь связан с изобретением глазурных покрытий, значительно улучшающих внешний вид и практические качества изделий.Именно в этот период впервые в Китае начинают использовать для изготовления керамики особые белые глины – каолины — сырье для получения фарфоровой массы.
Изделия гончаров 1 тысячелетия до нашей эры представляют собой так называемый “прото-фарфор” – они еще не были белыми и прозрачными, а скорее напоминали фаянс и майолику.
Слайд 19 Основной материал поделок из камня в древнем Китае –
нефрит и жадеит имеют повышенную вязкость и не колются подобно
кремню.
Их обработка стала возможной лишь после освоения в эпоху неолита операций сверления и распиливания камня.
РЕЗЬБА ПО КАМНЮ
Ритуальный сосуд для вина в форме тигра, проглатывающего человека
Слайд 20 Хранитель могилы
Китайцы достигли больших успехов в обработке
дерева. Им принадлежит изобретение особой техники лака.
Фигурки, подобные этой,
клали в захоронения в качестве охранителей. В древности китайские шаманы носили на голове рога. Резные деревянные фигурки с рогами, вероятно, символизировали самих шаманов или их силу. Рога у фигурок сделаны из сухого лакового дерева. Человечки далеко высунули свои длинные языки. Значение этого жеста не вполне ясно.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Слайд 21Ритуальный сосуд «гуй» для хранения пищи. Бронза.
МЕТАЛЛООБРАБОТКА
Слайд 22Скапулимантия
– гадание на костях животных или черепашьих панцирях, которые
жрецы-гадатели в присутствии правителя окунали в жертвенную кровь и накаляли
в огне до растрескивания.
Гадательная кость из панциря черепахи.
XIV-XI вв. до н.э.
Слайд 23Гадание осуществлялось по форме образовавшихся трещин. Результаты наносились в форме
иероглифов – цзягувэнь, из которых развилось китайское письмо
Слайд 24
Согласно легендам, иероглифы изобрёл Цан Цзе, придворный историограф мифического императора
Хуан-ди. До этого китайцы якобы пользовались узелковым письмом.
Первые образцы
китайской письменности относятся к последнему периоду правления династии Шан (наиболее древние — к XVII веку до н. э.). Древнейшие китайские записи делались на черепаховых панцирях и лопатках крупного рогатого скота
Слайд 25Летоисчисление в Древнем Китае производилось параллельно двумя способами. Во-первых, счет
годам велся по эрам правления того или иного императора. Так
как настоящее имя императора нельзя было ни писать, ни произносить, император при вступлении на престол принимал весьма пышный псевдоним. Этот псевдоним состоял из двух слов, и под таким именем-девизом император был известен своим подданным. Псевдонимы императора могли изменяться в связи с какими-то значительными и событиями, и со сменой девиза счет годам начинался сначала. Поэтому в китайских летописях встречается очень большое количество коротких и коротеньких эр.
Параллельно велось летоисчисление по циклическим (круговым) таблицам, в которых годы объединялись в циклы по 60 лет.
В VII в. до н. э. был создан первый китайский лунно-солнечный календарь.
Слайд 26 Древний китайский компас назывался сынань, что означает “ведающий югом”.
Этот компас имел вид ковшика из магнетита с тонким черенком.
Ковшик помещался на тщательно отполированной медной пластине так, чтобы он касался ее только своей выпуклой частью. По краям пластины были нанесены специальные знаки, обозначающие страны света. Если придать ковшику вращательное движение вокруг точки его соприкосновения с пластиной, то в момент остановки черенок будет указывать на юг. Форма ковшика была выбрана не случайно. Она копировала форму созвездия Большой Медведицы, называемого в Китае «Небесным Ковшом»
I тыс. до н.э.
Слайд 27Созданное Конфуцием и его последователями этико-политическое учение, основы которого сформировались
в 6 веке до н.э., выходит за рамки философии и
религии и составляет основу всего уклада жизни. В нем можно найти ответ и на вопрос о смысле жизни, и о том, как вести себя в конкретной ситуации.
Со 2 в. до н. э и до 1911 г. конфуцианство являлось официальной государственной идеологией .
Конфуцианство
Слайд 28Конфуций был потомком знатного рода Кун, сыном 63-летнего военного Шулян
Хэ и семнадцатилетней наложницы. Отец будущего философа скончался, когда сыну
его исполнилось всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Чтобы занять достойное его рода место, он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства.
Конфуций (551- 479 гг. до н.э.)
Слайд 29Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили чиновником. Будущему
философу тогда исполнилось — по оценкам разных исследователей —20 лет,
он уже был женат (с 19 лет) и имел сына по имени Ли. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников,
Дом потомков Конфуция в его родном городе Цюйфу.
Слайд 30Конфуций избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания,
но отношения между людьми. По его мнению, именно прошлое, забытая
древняя мудрость таят в себе ключи от решения проблем настоящего. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Слайд 31Если ты ненавидишь – значит тебя победили.
Бросая камень в воду,
каждый раз попадаешь в центр круга.
Обучай только того, кто
способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Перед тем как мстить, вырой две могилы
Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.
Известные цитаты Конфуция:
Слайд 32Состоит из 64 символов —гексаграмм, каждый из которых выражает ту или иную
жизненную ситуацию
во времени с точки зрения её постепенного развития.
«И
цзин» — наиболее ранний из китайских философских текстов. (ок. 700 г. до. н. э.) и предназначавшийся для гадания, состоит из 64 гексаграмм. Во II веке до н. э. был принят конфуцианской традицией. Книга перемен стоит на первом месте среди классических книг конфуцианства и в библиографических обзорах китайской литературы.
«Кни́га Переме́н» — название, закрепившееся на Западе. Более правильный, хоть и не столь благозвучный перевод — «Кано́н Переме́н»
«Кни́га Переме́н»
Слайд 33Легизм
Моизм
Мои́зм — древнекитайская философская школа V—III веков до н. э.,
которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Главной целью моистов
было установление мира во всей Поднебесной и удовлетворение минимальных материальных потребностей максимального числа людей, а также выдвижение на государственные должности людей по способностям и заслугам, а не по происхождению и знатности.
Леги́зм— философская школа Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. Согласно идеям легизма любой простолюдин имел право дослужиться до любого чина, вплоть до первого министра.
Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.
основоположник учения — Шан Ян
основоположник учения — Мо-Цзы
Слайд 34Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной и начинается
процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении. Его
первым именем было Ли Эр. Слова «Лао-цзы», означающие «старый философ» или «старый ребёнок», впервые произнесла его мать, когда разродилась сыном под сливовым деревом. Мать носила его в утробе несколько десятков лет (по легенде 81 год), и на свет он появился из её бедра. У новорожденного были седые волосы, от чего он напоминал старика. Увидев такое чудо, мать была сильно удивлена.
Лао-цзы (Старый Младенец)
Слайд 35Лао-цзы (Старый Младенец)— древнекитайский философ VI—V веков до н. э.
В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем
не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма
Большую часть своей жизни он служил хранителем императорского архива и библиотекарем в государственной библиотеке во времена династии Чжоу, что говорит о его высокой образованности. В преклонном возрасте Лао-цзы отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин (Канон Пути и его Благой Силы). После чего он ушёл, и неизвестно как и где он умер.
Слайд 37Даосизм
Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и
универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от
человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.
Слайд 38Слово «Дао» на китайском языке буквально означает «путь».
Однако в
даосской философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое содержание.
«Дао» означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. «Дао» — всеобщий Закон и Абсолют. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Само понятие «дао» можно толковать и материалистически: «Дао» — это природа, объективный мир.
Слайд 39Пути Дао присуща сила Дэ.
С одной стороны, «Дэ» —
есть то, что питает «Дао», делает его возможным Это некая
универсальная сила, принцип, с помощью которого «Дао» — как путь вещей, может состояться. «Дэ» — принцип, способ бытия.
Это и возможность правильного накопления «жизненной энергии» — Ци. «Дэ» — искусство правильно распорядиться «жизненной энергией», правильное поведение. Но «Дэ»— не мораль в узком понимании.
«Дэ» проявляется как всеобщая закономерность раскрытого, проявленного мира, как закон Вселенской Гармонии.
Слайд 40Даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот,
кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто
в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
Слайд 41В «Книге перемен»
ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого
и мягкого.
В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей:
света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного, мужского и женского.
Слайд 42Буддизм, пришедший из Индии, был на территории Китая первой единой
религиозной системой. Стал частью комплекса Сань цзяо (кит. — три
религии) —
три основных религии Китая:
конфуцианство, буддизм и даосизм
Слайд 43Буддистская архитектура щедро впитала в себя национальные китайские традиции. При
постройке храмов в древности использовался один и тот же принцип
или план: по центру передней стены располагались главные ворота «шаньмэнь», а во дворе храма, по обе стороны от ворот, строили две колокольни. По своему архитектурному облику буддистские храмы Китая близки к императорским дворцовым застройкам, они так же блистательны и великолепны – в этом важное отличие китайских буддистских храмовых комплексов.
АРХИТЕКТУРА
Храм Путошань
Слайд 44Храмовый комплекс Утайшань
АРХИТЕКТУРА
Как правило, подобные сооружения возводились в удалении от
шумных поселений, часто такие постройки можно встретить в горах. Среди
таких храмов наиболее известны четыре: Утайшань, Цзюйхуашань, Эмэйшань, Путошань.
Слайд 45АРХИТЕКТУРА
Храмовый комплекс Эмейшань
Слайд 46АРХИТЕКТУРА
Китайские пагоды поначалу имели форму квадрата, позже стали использоваться шестиугольные,
восьмиугольные и даже круглые формы, возводили их из всевозможных материалов:
от дерева до камня и даже есть пагоды из железа и меди, а так же из обливного кирпича. Количество Древнекитайские пагоды обычно имеют нечётное количество уровней, наиболее распространены постройки 5-13 уровней.
Деревянная 9-уровневая пагода в провинции Шаньси построена почти тысячу лет тому назад и имеет высоту 70 метров. Это самая древняя сохранившаяся деревянная башня в мире, при этом она построена по уникальной анти-сейсмической технологии, за все эти годы ни одно землетрясение её не разрушило..
Слайд 47Дабы акцентировать внимание на высоком положении императора, в стилистике дворцовых
построек обязательно присутствует особое величие и пышность.
Старинные китайские дворцы как
правило разделяются на две части –парадную или официальную, и повседневную или жилую. План дворца выстраивался вокруг оси, которая определяла принцип расположения всех остальных построек.
К великому сожалению, большинство из них стали жертвами огня, поскольку такие постройки традиционно возводились из дерева. По сей день полностью уцелел лишь Дворец Гугун в центре Пекина (другое название дворцового ансамбля – «Запретный город»).
АРХИТЕКТУРА
Слайд 49Среди появившихся архитектурных культовых сооружений отдельно стоит выделить пещерные храмы.
Буддийские
пещерные храмы Китая это такой синтез скульптуры, архитектуры и живописи.
При этом, сюжетами для скульптуры выступали изображения Будды в различных его состояниях
Как правило, пещерный храм представлял собой высокий округленный ближе к потолку грот, в котором все основное пространство занимали гигантские (до 20 метров) сидящие фигуры Будды. Эти фигуры располагались так, чтобы на них, через вход или световое окно, падал мягкий свет.
Слайд 52Пещеры Могао образуют систему из 492 храмов, (общая протяженность территории
25 км) к юго-востоку от центра города Дуньхуан. Храмы расположены
на Шелковом пути. Пещеры содержат ярчайшие примеры буддийского искусства. Строительство храмов началось в 366 году н.э. в качестве места для хранения священных писаний и предметов искусства. Могао являются одним из трех самых известных древних скальных храмов в Китае.
Слайд 53Отличительной чертой древнекитайской архитектуры является ансамблево-групповой принцип - строили не
одно здание, а целый комплекс сооружений, будь то дворец, монастырь
или жилье.
Слайд 54Глиняная модель многоэтажного дома
В период Шан уже были выработаны некоторые
архитектурные приемы и формы, которые легли в основу дальнейшего развития
древнекитайского зодчества.
Город имел правильную планировку по кварталам.
Постройки возводились на искусственной земляной платформе.
В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, реже применялся камень.
Слайд 56Великая китайская стена
Крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю на
протяжении 8851,8 км (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит
в непосредственной близости от Пекина.
Слайд 57Великая китайская стена
Строительство первой стены началось в III веке до н. э.
во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период
Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну.
В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации.
Слайд 59При укладке каменных блоков стены употреблялась клейкая рисовая каша с
примесью гашёной известью
Вопреки существующему мнению, Великую китайскую стену нельзя увидеть
невооружённым глазом с орбитальной станции, хотя на спутниковых снимках её видно.
Слайд 60Терракотовое войско было случайно обнаружено 1976 году крестьянами, обрабатывающими землю.
Место, где были обнаружены подземные склепы с террактовыми фигурами воинов,
которые должны были служить императору (259 — 210 гг. до н .э.) в загробном мире, находится на расстоянии 1,5 км. от могильного кургана.
Прибывшие археологи обнаружили, что конные в натуральную величину статуи "охраняют" гробницу императора Цинь Ши Хуанди, умершего в 210 году до нашей эры и знаменитого тем, что он объединил китайские государства в единую Поднебесную империю и приказал возводить Великую китайскую стену. Вошел он также в историю и как один из самых жестоких владык мира.
СКУЛЬПТУРА
Слайд 61Весь комплекс состоит из 4 зон: двух огромных полей для
глиняных фигур воинов в натуральную величину, командного пункта и одной
пустой шахты. Выставлено для обозрения 7000 скульптур воинов и лошадей, построенных в боевые порядки. Захоронение называют "восьмым чудом света" и оно действительно производит грандиозное впечатление.
У каждого воина индивидуальные черты лица. Видимо, они имеют портретное сходство с свитой императора.
В комплексе также находятся две колесницы, изготовленные из множества металлических деталей и так же считающиеся уникальной находкой, подтверждающей уровень развития древнего Китая.
Слайд 62Терракотовая скульптура
из могильника императора Циньшихуана
Слайд 64Будда Вайрочана в пещерных храмах Лунмэнь
Большая статуя Будды Вайрочаны
в пещерных храмах Лунмэнь выделяется не только своим размером. Ее
ценят и как один из высоких образцов искусства.
Будда Вайрочана восседает в открытом гроте Фэнсянь. Возможно, размеры призваны подчеркнуть величие Вайрочаны: высота статуи 17,4 метра, только голова Будды – 4 метра, а удлиненные уши – 1,9 метра.
Слайд 66Гигантский Будда вырезан из скалы в провинции Сычуань, в западном
Китае. Создание статуи было начато в 713 году, во время
династии Тан. Строительство не завершалось до 803 года, не смотря на то, что над ней трудились тысячи скульпторов и рабочих. Гигантский Будда высотой в 71 метр не перестает восхищать приезжих туристов и местных жителей. Это одна из самых известных достопримечательностей Китая.
Слайд 67КАЛЛИГРАФИЯ
В Древнем Китае уделяли большое внимание каллиграфии. Владение каллиграфией было
очень важно для кандидатов, сдающих императорский экзамен. Дети высокопоставленных чиновников
учились и старались писать хорошо, даже императоры были хороши в каллиграфии.
Слайд 68Китайское письмо относится к словесно-слоговым. В нем иероглифы передают слова
(как правило, односложные) или же грамматически значимые части слова. Иероглифы
в своей основе происходят от рисунков, которые со временем подверглись скорописному упрощению. Для овладения китайской письменностью требуется знание 5000 иероглифов. Их комбинация дает около 20 000 слов
КАЛЛИГРАФИЯ
Слайд 69Стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое
значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как
идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
КАЛЛИГРАФИЯ
Слайд 70КАЛЛИГРАФИЯ
Китайская каллиграфия – это искусство изображения иероглифов, позволяющее не только
отразить смысл текста, но и визуально передать его настроение.
Считается «прародительницей»
японской, первые упоминания о ней датируются II тысячелетием до н.э.
Каллиграфия возведена в Китае в ранг национального искусства.
Слайд 71Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная
от каллиграфии до живописи.
Одним из высших достижений древнекитайского искусства
является живопись, в особенности живопись на свитке.
Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».
ЖИВОПИСЬ
Слайд 72ЖИВОПИСЬ
В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево,
цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна --
это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д.
Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Ма Линь. Слушая ветер в соснах
Слайд 73Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или
серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. У
гохуа два стиля.
СЕЙ - Художник с помощью всего лишь нескольких мазков черной туши различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей.
ГУНБИ – стиль требует тщательного воспроизведения мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.
Слайд 74В Китае культ природы существует с незапамятных времен и до
наших дней. Картина китайского художника - это не просто пейзаж,
а своего рода модель вселенной, где Небо и Земля связаны горами. Пейзажная живопись появилась в Китае на тысячу лет раньше, чем в Европе.
Ма Юань. Напевая в пути
Слайд 75 Китайская картина-свиток, исполненная обычно на шелке или бумаге, непохожа
на европейскую картину. Это скорее живописная поэма или повесть, читающаяся
подобно рукописи. Уже в раннем средневековье сложились две основные формы свитков. Вертикальная – когда свиток развертывался и вешался на стену, и горизонтальная – когда он разворачивался в руках по мере просматривания. Вертикальные изображения обычно не превышали трех метров, а горизонтальные, объединявшие серию пейзажей, жанровых сцен, городских видов, достигали подчас нескольких десятков метров.
Слайд 77Настенная роспись из монастыря Дуньхуан с изображением буддийского рая.
Слайд 78Близ города Чанша в одном из погребений найдена самая древняя
из известных в Китае картин, написанных на шелку.
Картина "Дама
с драконом и фениксом" (Хунаньский музей) размером с ручной платок изображает стоящую в профиль даму, руки которой в молитвенном жесте сложены у груди. Ее волосы убраны в традиционную прическу, длинное платье ниспадает до земли, тонкая талия перетянута кушаком. Согласно преданию, чуские цари обожали женщин с тонкой талией, тонкая талия была необъемлемой признаком красивой женщины. Над головой дамы изображена волшебная птица - феникс - с распростертыми крыльями и гордо поднятой головой.
ШЕЛКОГРАФИЯ
Слайд 79Шелкография. Божества Фуси
и Нюйва
В эпоху расцвета китайского ткачества было 50 разновидностейорнамента
на шелке
Слайд 80Парадный костюм императора. Шелк.
Слайд 81КИТАЙСКИЙ ФАРФОР.
Китайский фарфор — является одним из важных компонентов культуры
и искусства Китая.
История развития фарфора в Китае насчитывает тысячелетие. Точная
дата возникновения неизвестна. Некоторые источники относят возникновения фарфора в Китае к династии Хань (206 — 221 гг. н.э.)
Слайд 82Глазированная фарфоровая фигурка лошади VII-VIII века н. э.
Слайд 83Отдельным видом древнего китайского искусства считается театральное мастерство. Китайцы в
своих театральных постановках умело сочетали музыку и движения тела, восточные
единоборства и религию.
Театр теней как часть китайской драматургии
Слайд 84Первые азартные игроки в Китае появились минимум 4000 лет назад.
Множество документов свидетельствуют о том, что азартные развлечения были ещё
во времена правления первой династии. Из Китая по миру разошлись не только бумага, порох и прочие изобретения, но также именно оттуда до нас дошли маджонг и лотерея
Слайд 85Деформация ступней
Этот обычай, практиковавшийся в Китае с начала
X до начала XX веков, считался не просто модой того
времени, а являлся символом национальной идентичности. Существовали степени искажения ступни, от которых зависел престиж невесты, так как считалось, что даме высшего общества не следует ходить самостоятельно. Эта неспособность к движению без посторонней помощи, по литературным свидетельствам, составляла одну из привлекательных черт женщины.