Слайд 1Художественная культура СССР в 30-е гг.
Слайд 2Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии
общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в.
Задачи:
Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры.
Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования,
Формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройка быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.
Слайд 3Развитие образования
В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко
всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов.
к 1937 г.
обязательным стало семилетнее обучение.
Только в течение 1933-1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет.
К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
Слайд 4Развитие образования
В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы
обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина
и целый ряд наказаний вплоть до исключения.
Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.
Слайд 5образование
К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет
составил по РСФСР 90%;
грамотность мужчин составляла 96 %, женщин –
84 %, городского населения –95 %, сельского – 87 %;
Слайд 6Наука. «все науки носят политический характер…»
Большое значение придавалось
деятельности Российской Академии наук;
были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук,
горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.;
С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках ;
В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки.
к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников;
Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране;
В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,
Слайд 7С.И.Вавилов
российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики
и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР.
Никола́й Ива́нович
Вави́лов — российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, академик АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ.
Слайд 8«Отец» атомной бомбы
Игорь Васильевич Курчатов
(1902-1960).
В
1932 года приступил у изучению физики атомного ядра. 1937 год
– создан циклотрон. 1943 год- водородная бомба.
Слайд 9В 30-е годы на основе
научных изысканий
академика .В.Лебедева
в Советском Союзе впервые
в мире было организовано
массовое производство
синтетического каучука.
Труды А.Ф.Иоффе
заложили основы
современной
физики
полупроводников
В 1937 году четверо
исследователей:
И.Д.Папанин, .Т.Кренкель,
Е.А.Федоров и П.П.Ширшов
высадились в Арктике
и открыли там первую в мире
исследовательскую
дрейфующую станцию "СП-1".
Слайд 101938 г. – выпущен «Краткий курс истории ВКП(б)»
Сталин берет под
личный контроль учебники по истории;
Появляется новая отрасль исторической науки –
история партии;
Историческая наука должна руководствоваться марксистско-ленинской идеологией.
Особое внимание власть уделяла истории
Слайд 11 В 30-е гг. была культура была поставлена под
жесткий идеологический контроль.
Слайд 12Соцреализм
В 30-е гг. была завершена ликвидация разномыслия в
художественной культуре.
Отныне искусство должно следовать одному направлению -
социалистическому реализму и показывать жизнь такой, какой она должна быть в представлении партийных вождей. Искусство стало насаждать мифы и создавать иллюзию, что счастливое время уже наступило.
Используя его, власти умело манипулировали общественным мнением и направляли его в нужное русло.
Слайд 13 Искусство социалистического реализма являлось инструментом партийной идеологии. Писатель был
«инженером» души человека, пропагандистом.
Он воспитывал читателя в духе
коммунистической партии.
В центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой:
Соцреализм
Слайд 14Принципы соцреализма
Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа, а
народ это в первую очередь рабочие и крестьяне.
Партийность. Необходимо
было показывать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
Слайд 15Жданов А.А.
«Произведения должны быть идейными по содержанию, понятными
и доступными по форме, оптимистичными по настроению»
Слайд 16 Герой соцреализма
Герой — идеальный коммунист и пример
для общества, прогрессивный человек, которому чужды сомнения души
Слайд 18 23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О
перестройке литературно - художественных организаций»
Цель: объединить всех писателей в единый Союз советских писателей.
Союз писателей
Слайд 19 17 августа 1934 года состоялся Первый
съезд советских писателей.
На съезде присутствовали
М. Горький (был избран председателем), А. Фадеев, А.Н. Толстой, С.Я. Маршак и многие другие
Слайд 20 Классики соц. реализма
А.М. Горький
А. Фадеев
Фурманов
Слайд 21Николай Островский.
Роман «Как закалялась сталь»
Слайд 23Детская литература
К.Паустовский, В. Бианки, А. Гайдар, С. Михалков,
С. Маршак
Слайд 24А.Н. Толстой
«Пётр Первый»
«Хождение по мукам»
Слайд 27А.А. Пластов «Колхозный праздник»
Слайд 35Выступление Сталина на XVI съезде
Слайд 45Шадр И.Д. Булыжник – оружие пролетариата.
Слайд 50Дворец Советов
(проект Б.М. Иофана)
Слайд 58Дом совета труда и обороны.
А. Лангман
Слайд 59А.Н. Душкин. Станция метро Маяковская
Слайд 63Традиционализм
(сталинский классицизм)
Слайд 64Характерные черты
помпезность,
роскошь,
величественность
монументальность.
Слайд 65Северный речной вокзал 1937 год.
И. Жолтовский.
Дом на Моховой
1931-1935 год
Слайд 66И.А. Фомин
Станция метро Площадь Свердлова
Слайд 73А.Г. Зархи, И.Е. Хейфиц «Депутат Балтики»
Слайд 76Братья Васильевы
в гл. роли Б. Бабочкин
Слайд 77Г.М. Козинцев.
«Трилогия о Максиме»
Слайд 82Музыкальные комедии
Режиссер Г. Александров.
Актриса Любовь Орлова
Слайд 84Музыкальное искусство
Пресекались новаторские поиски в области музыки;
На оценке произведений сказывались
личные эстетические вкусы вождей: неприятие музыки Шостаковича.
Т.Н.Хренников
А.И.Хачатурян
Д.Д.Шостакович
С.С.Прокофьев
Слайд 85С.С. Прокофьев
Балет «Ромео и Джульетта»
Слайд 87Музыкальное искусство
Своего расцвета достигло песенное творчество. Произведения И.Дунаевского,
Б.Мокроусова, М.Блантера, братьев Покрасс знала вся страна.
И.Дунаевский
и
В.Лебедев-Кумач.
Слайд 88Исаак Осипович Дунае́вский
Песни к кинофильмам
«Весёлые ребята» (1934)
«Вратарь» (1936)
«Цирк» (1936);
«Дети
капитана Гранта» (1936)
«Волга-Волга» (1938);
«Светлый путь» (1940)
Слайд 89
В буднях великих строек,
В веселом грохоте, в огнях
и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Нам нет преград ни
в море ни на суше,
Нам не страшны, ни льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века.
Марш энтузиастов
Слайд 90 Шиpока стpана моя pодная,
Много в ней лесов полей и
pек.
Я дpугой такой стpаны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окpаин,
С южных гоp до севеpных моpей,
Человек пpоходит как хозяин
Hеобъятной Pодины своей.
Слайд 91Москва майская
Кипучая,
Могучая,
Никем не победимая,
Страна моя,
Москва моя,
Ты самая любимая!
Слайд 92Марш веселых ребят
Мы можем петь и смеяться, как
дети Среди упорной борьбы и труда, Ведь мы такими родились
на свете, Что не сдадимся нигде и никогда.
Нам песня строить и жить помогает, Она, как друг, и зовет и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет!
Слайд 93Марш советских танкистов
Броня крепка, и танки наши быстры,
И наши
люди мужеством полны.
В строю стоят советские танкисты –
Своей
великой Родины сыны.
Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин,
И первый маршал в бой нас поведёт.
Слайд 94Если завтра война,
если враг нападет
Если темная сила нагрянет-
Как
один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет
На
земле в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход ,-
Будь сегодня к походу готов!