Слайд 1Идентичность
в межкультурной коммуникации.
Этноцентризм.
Толерантность.
Слайд 2план
1. Идентичность в межкультурной коммуникации. Ментальность. Национальный характер.
2. Стереотипы и предрассудки.
Функции.
Источники формирования.
3. Этноцентризм. Виды. Характерные особенности.
4. Межкультурные конфликты.
5. Культурный
шок при освоении чужой культуры.
6. Толерантность в межкультурной коммуникации. Интолерантность.
7. Принцип диалога. Цели межкультурной коммуникации.
Слайд 3Литература:
Андреева, И. В. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / И. В.
Андреева, Л. А. Балобанова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. –
96 с.
Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова [и др.] ; ред. М. Г. Лебедько. – Москва: Флинта: Наука, 2013. – 632 с.
Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации. Томск: Изд-во Томского полит. университета, 2013. – 100 с.
Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации = Basics of intercultural communication: учебник / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин; Ред. А. П. Садохин. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 352 с.
Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. — М.: КИОРУС, 2014. — 254 с.
Слайд 41. Идентичность в межкультурной коммуникации.
Ментальность.
Национальный характер.
Слайд 5Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В.А.
Тишкова / [сост. М.Н. Губогло, Н.А. Дубова]; Ин-т этнологии и
антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2011. – 670 с. – http://lib.sale/istoriya-antropologiya/fenomen-identichnosti-sovremennom-gumanitarnom.html
Аринин А.Н. Модернизация России как условие межэтнической стабильности. – С. 138-151.
Арутюнян Ю.В. Русский этнос: демографические изменения и востребованность межэтнической интеграции. – С.216-224.
Дробижева Л.М. Мифы и реальность современного полиэтнического общества. – С. 224-233.
Жигунова М.А. Этнокультурная идентичность русских: современные проблемы изучения и сохранения. – С. 337-351.
Иванова Н.В. Этническая идентичность и особенности ее формирования в полиэтнической городской среде. – С. 454-469.
Карлов В.В. Этническая идентификация в системе идентичностей глобального мира: тенденции изменений. – С.469-474.
Михайлов В.М. К вопросу об эволюции государственно-гражданской идентичности россиян. – С. 115-124.
Трепавлов В.В. Категория «российская цивилизация» и феномен полиэтничности. – С.124-138.
Слайд 6Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. 4 : Культурная
политика / [т. подгот.: Д. Л. Спивак (отв. ред.) и
др.]. / С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. - СПб. : Алетейя, 2008 - 423 с.
Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность: структура и историческая динамика. – С.131-146.
Назаров В.К. Общее, особенное, единичное в развитии мировой культуры: глобализационный аспект. – С.388-392.
Торин А.И. Проблема мультикультурализма в условиях межэтнических и межконфессиональных конфликтов. – С. 392-398.
Слайд 7Культура на рубеже XX–XXI веков: глобализационные процессы. СПб.: Нестор-История, 2009.
– 632 с.
Костина А.В. Этнокультурный ренессанс начала XXI века: особенности,
противоречия, суждения. – С. 131-158.
Силичев Д.А. Мультикультурализм и проблема этнокультурной идентичности. – С.359-371.
Скородумова О.Б. Влияние национальной идентичности на формирование типа информационного общества. – С. 330-347.
Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.). Редколлегия сборника: И.С. Семененко (отв. редактор), Л.А. Фадеева (отв. редактор), В.В. Лапкин, П.В. Панов. М., ИМЭМО РАН, 2011. – 299 с. // Режим доступа:
http://old.imemo.ru/ru/publ/2011/11002.pdf
Слайд 9Идентичность личностная - совокупность определенным образом организованных характеристик, которые индивид
приписывает себе и которые выявляются в процессе социализации.
Человек обладает
сразу несколькими идентичностями, в которых отражаются его пол, этничность, раса, религиозная принадлежность, национальность и другие стороны его жизни.
идентичность локальная - соотнесение себя с со
обществом, проживающим на данной территории.
идентичность национальная – 1. соотнесение себя с определенной нацией. 2. Т о же, что ментальность.
Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова [и др.] ; ред. М. Г. Лебедько. – Москва: Флинта: Наука, 2013. – 632 с.
Слайд 10
Этнос - ethnos, ethnic group < греч. ethnos ‘народ’. -
1. исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем,
народностью, нацией.
2. Несколько народов, представляющих этнолингвистическую группу. Например, русские, украинцы, поляки и другие, составляющие славянскую этническую общность (славянский этнос).
3. Обособленные части внутри народа - этнографические группы.
Нация - nation, ethnicity, culture < лат. natio ‘род, происхождение, народ’. - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на основе общности территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, языка и самосознания; суверенное этнополитическое образование; характеризуется государственным сплочением населения.
Слайд 11
Идентичность этническая - этническое осознание, восприятие себя как члена определенной
этнической общности с эмоциональными, ценностными значениями, приписываемыми этому членству; осознание
тождества с одной этнической группой (через общие этносоциальные представления, мнения,
убеждения, верования, модели поведения, формируемые в процессе социализации) и отделение от других этнических групп.
Этническая идентичность очень важна для межкультурной коммуникации.
Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова [и др.] ; ред. М. Г. Лебедько. – Москва: Флинта: Наука, 2013. – 632 с.
Слайд 12Важнейшая функция этнической идентичности :
человек определяет своё место в
полиэтническом обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей
группы;
человек впитывает идеалы и стандарты своего этноса и разделяет другие народы на похожие и непохожие на свой этнос.
человек одновременно является участником разных социокультурных групп, то он обладает сразу несколькими идентичностями (пол, возраст, этничность, раса, религиозная принадлежность, национальность);
это связывает человека с другими людьми, но одновременно его сознание и уникальный опыт отделяют данную личность от всех остальных.
Слайд 13Вопрос 1
Прочитайте характеристики, данные одному и тому же человеку.
Ответьте
на вопросы: Почему этот человек получает так много характеристик? Есть
ли противоречие в этих характеристиках? К какой культуре принадлежит этот человек? Что для него будет своим и чужим?
Один и тот же человек может быть россиянином (гражданин России), учителем (социальная роль), представителем среднего класса (принадлежность к страте / классу), мужчиной (гендерная характеристика), буддистом (вероисповедание), арабом (этническое происхождение), выходцем из Африки (культурно-хозяйственный регион), холостым (семейное положение) и считать своим родным языком русский.
Слайд 14идентичность культурная
cultural identity.
1. Признание культурной специфики и национальной
самобытности.
Определяется посредством языка, лексикона.
Оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной
коммуникации:
предполагает совокупность определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии;
позволяет коммуникантам составить определенное представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и взгляды собеседников, т.е. облегчает коммуникацию.
2. Символ самосознания, который включает самовосприятие личности и ее отождествление с группами других личностей в рамках конкретной лингвокультуры (О.А. Леонтович, 2003).
Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова [и др.] ; ред. М. Г. Лебедько. – Москва: Флинта: Наука, 2013. – 632 с.
Слайд 16Межкультурная коммуникация - взаимоотношение противостоящих идентичностей, при котором происходит включение
идентичностей собеседников друг в друга.
В результате неизвестное и незнакомое
в идентичности собеседника становится знакомым и понятным.
Культурная идентичность обладает двойственной функцией:
позволяет коммуникантам составить определённое представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и взгляды собеседников, т. е. облегчает коммуникацию;
может стать причиной конфликтов.
Причины:
неспособность адекватно выразить себя на чужом языке;
неумение выделить культурную информацию в процессе общения;
неготовность правильно определить своё место в инокультурной среде.
Слайд 18менталитет
лат. mens, mentis ‘ум, мышление, образ мыслей, душевный
склад’;
1. Традиционное сознание (термин отечественного этнопсихолога С.В. Лурье, 1997,
1998).То же, что ментальность.
2.. Устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду как представителю некоторой социальной группы; склад ума. В настоящее время термин чаще употребляется в контексте именно социальной общности (нация, народ, этнос). Индивидуалистский лексический оттенок слова постепенно устаревает.
Некоторые ученые (Л.Н. Пушкарев, 1995), разделяющие понятия «ментальность» и «менталитет», считают, что последний имеет более общее, общечеловеческое значение («менталитет Средневековья»), а термин «ментальность» соотносим с понятиями «мышление» или «чувство» (например, французская или русская ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности и т.д.).
Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова [и др.] ; ред. М. Г. Лебедько. – Москва: Флинта: Наука, 2013. – 632 с.
Слайд 19ментальность
mentality < лат. mens, mentis ‘разум, ум, интеллект’ -
термин американского философа Р. Эмерсона (1856); в научный оборот введен
французским этнологом и социоантропологом Л. Леви-Брюлем (1922).
1. Мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определенной культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания.
2. Общая духовная настроенность сообщества, относительно целостная совокупность мыслей, верований, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции. Ментальность представлена оппозициями природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Ментальность имеет три составные: 1) эмоциональную (эмоциональные состояния и переживания); 2) когнитивно-вербальную (выраженные в языке знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности); 3) поведенческую (актуализация установок, ценностных ориентаций и этнических ценностей).
Слайд 22Национальная гордость - социально-психологическое патриотическое чувство, в котором аккумулируются такие
черты, как национальное достоинство, осознание исторической роли своей нации, высокая
оценка своих национально-культурных ценностей.
Национальная самобытность - особенности национальных культурных традиций, обычаев, интересов, возможностей, проблем.
Национальное самосознание - осознание членами нации своих особенностей, отличающих их от других народов и наций;
неотъемлемый духовный (идеологический) атрибут национальной жизни и его наиболее характерное выражение;
продукт социализации и результат освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа.
Слайд 233_Фрагмент из фильма
«Михайло Ломоносов», 1984-1986 гг._
Ломоносов и история России
Слайд 25характер национальный
national character. - совокупность специфических психологических черт национальной
общности, ставших свойственными для людей данной национальности; проявляется в паттернах
(англ. pattern - образец, шаблон, система) поведения, в складе ума, образе мыслей, в реакциях, темпераменте, обычаях, традициях, вкусах и т.п. индивидов и групп людей.
В настоящее время считается не совсем удачным термином, поскольку подчеркивает индивидуальные аспекты за счет социальной системы. Многие авторы предпочитают говорить о национальной культуре.
Изучение национального характера должно быть комплексным и включать:
взгляд со стороны (наблюдения путешественников, исследования ученых, письма обывателей, популярные стереотипы и т.д.);
взгляд изнутри (самооценка народа в языке, фольклоре, литературе, кино и т.д.), а также исследование историко-культурного контекста (А.В. Павловская, 2007).
Слайд 265_Никулин Ю.В.
О русском национальном характере
Слайд 27русский национальный характер
Согласно российскому языковеду и специалисту в области межкультурной
коммуникации И.А. Стернину (1994), русский национальный характер включает следующие особенности:
соборность,
этническую терпимость,
любовь к природе,
гостеприимство,
непунктуальность,
«закононебрежение»,
готовность помогать другим,
склонность к устойчивым дружеским связям,
общительность.