Слайд 1Д.А. Мигун кандидат исторических наук, доцент кафедры историко-культурного наследия Беларуси
ГУО РИВШ
Идеология белорусского государства: истоки и становление
Слайд 2План
Идеология белорусского государства – идеология белорусского пути общественного развития.
Основные идеологические
направления современности
Функции, основные элементы и уровни реализации идеологии белорусского
государства.
Слайд 3 Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и
норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек
без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства - то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная, инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным.
Из доклада Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент»
Слайд 4Идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития
Понятие
“идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и
эстетических отношений в обществе.
В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление.
Слайд 5Идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития
Идеология
– это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений,
где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.
Слайд 6Идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития
В
идеологии должен быть мировоззренческий стержень.
Этим стержнем является:
белорусская гражданственность
национальное государственное самосознание
патриотизм
Вот фундамент, на котором формируется идеология белорусского государства. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.
Слайд 7Идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития
Идеология
играет важную роль в политической жизни общества и теснейшим образом
связана с политикой. Эта взаимосвязь проявляется через интересы различных субъектов политики, их взгляды, ценности и цели и выражается в соответствующих политических процессах, деятельности учреждений, организаций, отдельных субъектов.
Слайд 8Современные идеологические концепции и доктрины
В разное время в различных странах
господствовали различные идеологии.
Важнейшие вопросы современной политики не могут быть
поняты без знания особенностей различных политических идеологий.
Слайд 9Современные идеологические концепции и доктрины
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обратил внимание
в своём докладе «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный
идеологический фундамент» на использование позитивных, приемлемых для идеологии белорусского государства элементов мировых идеологий:
либерализма,
консерватизма,
коммунизма,
социализма.
Слайд 10Либерализм и неолиберализм
Либерализм — (от лат. liberalis, касающийся свободы,
присущий свободному человеку), широкое идейное социальное и политическое движение с
определенной социальной базой, системой политических партий с программными тактическими и стратегическими установками.
Слайд 11Либерализм и неолиберализм
Данная идеология объединяет сторонников буржуазно-парламентского строя и
буржуазных свобод в экономической, политической и других сферах.
Слайд 12Либерализм и неолиберализм
Термин либерализм вошел в широкое употребление в
первой половине XIX ст., но идеология возникла в XVII‑XVIII ст.
когда буржуазия непосредственно выходит на историческую арену и заявляет свои права.
Слайд 13Либерализм и неолиберализм
В политической истории Запада возникновение либерализма связано
с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом
буржуазных революций XVIII-XIX вв.
Слайд 14Либерализм и неолиберализм
Центральное место среди идей либерализма занимает идея
индивидуальной свободы.
Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право
на самостоятельное преследование личного интереса.
Слайд 15Либерализм и неолиберализм
Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа
как источника власти и формирование государства как договора между народом
и правительством.
Слайд 16Либерализм и неолиберализм
Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан
перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма.
Равенство в
свободе по всеобщему закону – таков либеральный императив права.
Слайд 17Либерализм и неолиберализм
Идея индивидуальной свободы нашла свое отражение в
трудах:
Дж. Локка,
Вольтера,
Ж.Ж. Руссо,
Ш.Л. Монтескье.
Слайд 18Либерализм и неолиберализм
XIX в — считается "золотым веком либерализма".
В этот период многие мыслители уделяли данному понятию значительное внимание
в своих трудах.
Среди них необходимо выделить таких, как:
А. де Токвилль (Франция),
Д.С. Милль (Англия),
В. фон Гумбольдт (Германия).
Слайд 19Комплекс идей классического либерализма
В социальной сфере: утверждение абсолютной ценности человеческой
личности и равенство всех людей, признание неотчуждаемых человеческих прав на
жизнь, свободу, собственность.
Слайд 20Комплекс идей классического либерализма
В экономике: признание частной собственности, на основе
которой базируется общественное хозяйство, требование отмены ограничений и регламентаций со
стороны государства.
Слайд 21Комплекс идей классического либерализма
В политической сфере: признание прав человека, разделение
законодательной и исполнительной властей, признание конкуренции.
Слайд 22Либерализм и неолиберализм
Главной проблемой либеральной идеологии всегда являлось определение допустимой
степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека, совмещение
демократии и свободы.
Попытки решить эти вопросы и воплотить в жизнь идеи классического либерализма привели к возникновению в XX веке концепции «нового либерализма» или «неолиберализма».
Слайд 23Либерализм и неолиберализм
Неолибералы проводят попытки реформирования классического либерализма, изменения его
формы и идейного содержания.
В основу политической программы неолибералов были
положены идеи необходимости участия масс в политическом процессе, согласия между управляющими и управляемыми.
В целом неолиберализм пытается смягчить некоторые крайности в идеях либерализма.
Слайд 24Консерватизм и неоконсерватизм
Предпосылкой возникновения консерватизма стали неудачи либерализма после
Французской буржуазной революции в XVIII веке.
Впервые термин «консерватизм» (от
лат. conservare — сохранять) был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на Великую Французскую буржуазную революцию.
Слайд 25Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм как политическая идеология представляет собой не
только систему политического сознания, предпочитающего прежнюю систему правления новой, независимо
от ее целей и идейного содержания, но и принципы политического участия, отношения к государству, личности, общественному устройству.
Слайд 26Социальная философия современного консерватизма
Социальную философию современного консерватизма в целом можно
выразить следующими положениями, приведенными политологом Росситетом:
существование универсального морального порядка,
санкционируемого и поддерживаемого религией;
Слайд 27Социальная философия современного консерватизма
безнадежно несовершенная природа человека, у которого
за покровом цивилизованного поведения всегда скрывается неразумие и греховность;
естественное
неравенство людей в отношении физического и умственного развития;
Слайд 28Социальная философия современного консерватизма
необходимость общественных классов и групп и, следовательно,
безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона;
важнейшая роля частной
собственности для достижения личной свободы, защиты социального порядка;
ненадежность прогресса;
Слайд 29Социальная философия современного консерватизма
признание того, что социальные нормы являются
главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество;
необходимость активного участия
аристократии в государственном управлении;
Слайд 30Социальная философия современного консерватизма
ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно,
важность традиций, инстинктов, символов, ритуалов и даже предрассудков;
Слайд 31Консерватизм и неоконсерватизм
Неоконсерватизм сформировался в качестве ответа на кризис
мировой экономики в 70-е годы XX столетия.
Неоконсерватизм признает необходимость государственного
вмешательства в экономику, но отводит значительную роль рыночным механизмам регулирования.
В политической доктрине неоконсерватизма присутствует ряд приоритетных положений: подчинение индивида государству, обеспечение политической и духовной общности нации.
Слайд 32Консерватизм и неоконсерватизм
Государство неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах,
обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия на основе законности и правопорядка,
при этом развивая институты гражданского общества, сохраняя уравновешенность отношений человека с природой.
Слайд 33Консерватизм и неоконсерватизм
Неоконсерватизм в последнее время значительно сблизился с
неолиберализмом по ряду важнейших политических и социальных вопросов, чему немало
способствовало и изменение самого либерализма (трансформировавшегося в неолиберализм). неоконсерватизм воспринял от него:
идею общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека,
в значительной мере отошел от элитарных и аристократических воззрений на власть, порядок и традиции.
Слайд 34Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Появление коммунистической идеологии связывается с деятельностью К. Маркса.
Большую часть своей жизни К. Маркс посвятил анализу капитала и
капитализма с его непримиримыми антагонистическими классовыми противоречиями.
Слайд 35Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Логика исследований привела К. Маркса к идее
неизбежной гибели запутавшегося в своих внутренних противоречиях капитализма.
В качестве
могильщика капитализма должен был, по К. Марксу, выступить пролетариат, которому нечего терять, кроме своих цепей, и который в решающей схватке раскроет свои могучие крылья и завоюет победу.
Слайд 36Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
При этом старательно подчеркивалось, что победа может
быть достигнута только в результате насильственной революции.
Известно знаменитое высказывание
Маркса, что "насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым".
Слайд 37Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
У К. Маркса смысл концепции социализма сводится
к избавлению от отчуждения, возвращении человека к самому себе, его
самореализации".
И тогда марксизм понимается как звено в развитии именно гуманистических учений.
Слайд 38Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Центральная идея "Манифеста Коммунистической партии", "Нищеты философии",
"Гражданской войны во Франции", "Критики Готской программы" и, наконец, "Капитала"
— обсуждение проблемы освобождения человека в том или другом аспекте.
Слайд 39Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
В некотором смысле марксизм только то и
доказывал, что для развития современных производительных сил нужен свободный человек.
С другим человеком творить современное общество нельзя.
Слайд 40Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Диктатура пролетариата рассматривалась К. Марксом как жестокое,
но необходимое для подавления сопротивления буржуазии оружие.
Форма этой диктатуры
— революционное государство переходного периода.
Слайд 41Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Выполнив свои функции, диктатура затем, как предполагалось,
отомрет, уступив место царству свободы, обществу без классов.
Если политический
аспект основной задачи К.Маркса — освобождение человечества — вначале только предполагался, то вскоре он стал главенствующим и в историческом, и в политическом, и в социально-философском учениях.
Слайд 42Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Один из важнейших методологических принципов марксистской теории
— принцип историзма.
Он гласит, что любое общество, раз возникнув,
проходит в своем эволюционном развитии ряд ступеней и в конце концов, если его не уничтожают внутренние или мировые катаклизмы, переходит на качественно новую формационную ступень.
Слайд 43Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Невзирая на столетие перманентной критики, влияние взглядов
Маркса в XX в. не только не ослабло, но и
парадоксальным образом возросло.
Жан-Поль Сартр, Клод Леви-Стросс, Эрих Фромм, Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Юрген Хабермас и многие другие не однажды подчеркивали огромное влияние теории Маркса на формирование их оригинальных концепций.
Слайд 44Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
В настоящее время в рамках неокантианства, позитивизма,
неореализма, феноменологии, экологии, многих других направлений философской и социальной мысли
существуют течения, идентифицирующие себя с марксизмом.
Слайд 45Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических
идей.
Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их
основе - стремление к равенству и социальной справедливости.
Не случайно социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Старом Свете.
Слайд 46Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Разве для суверенной Беларуси не подходят такие
принципы, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость?
Высокий престиж образования, общественно
полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей и многое другое, что стало частью и нашей жизни.
Все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества.
Слайд 47Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Возникновение социализма связано с многовековым желанием общественных
масс социальной справедливости, социальной защиты личности.
Его истоки встречаются уже
в античности, играют заметную роль в средние века, бросают вызов либерализму в конце XIX начале XX веков.
Слайд 48Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
В период развития промышленного капитализма, которое вело
к росту численности класса наемных рабочих, стали необходимостью выражение и
защита интересов этого класса.
В связи с этим складываются доктрины, предусматривающие коренное изменение структуры общества, замены капитализма социализмом без эксплуатации народных масс буржуазией.
Слайд 49Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
С распространением этих идей среди рабочих они
стали называться социалистическими идеями и теориями.
К середине XIX века
сложились, а в конце окончательно оформились главные направления социалистической идеологии, имеющие определенную программу, теоретическое обоснование, многочисленных сторонников.
Слайд 50Основные принципы социалистического общества
Последователи считали, что социализм – это общество,
на знамени которого начертано «Все во имя человека, все для
блага человека».
Это общество, в котором:
средства производства в руках народа, навсегда покончено с угнетением человека человеком, социальным угнетением, нищетой и неграмотностью миллионов людей;
научно-технический прогресс ведет не к безработице, а к неуклонному повышению благосостояния народа;
Слайд 51Основные принципы социалистического общества
обеспечено равное право на труд и его
вознаграждение в соответствии с принципом «От каждого по способностям каждому
по труду»;
устранено национальное неравноправие, утверждены равенство, дружба и братство всех наций;
Слайд 52Основные принципы социалистического общества
идеи свободы, прав человека, обеспечивается единство прав
и обязанностей, действуют одни законы и нормы нравственности, одна дисциплина
для всех, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности;
складывается основанный на социальной справедливости, коллективизме и взаимопомощи социалистический образ жизни, дающий человеку уверенность в будущем.
Слайд 53Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
В целом социализм недооценивает и даже вовсе
отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за
труд как предпосылки роста материального благополучия человека и общества.
Таким образом, главными преимуществами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, политика, а не экономика.
Слайд 54Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к
реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э. Бернштейном и др.
Особенностью идеологии
социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике.
Слайд 55Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Составными частями концепции "демократического социализма" являются политическая,
экономическая и социальная демократия.
Идея политической демократии основывается на принципах свободы
и равенства.
Слайд 56Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Социал-демократы признают возможность существования различных форм демократии,
однако в любом случае основополагающими требованиями политической демократии должны быть:
наличие свободных выборов; предоставление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.
Слайд 57Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в
своих официальных документах, что выступают за общественную собственность, но в
рамках смешанной экономики.
Приоритет в своей экономической стратегии социал-демократы отдают рыночным отношениям.
Слайд 58Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Термином "социальная демократия" обозначается качественная сторона образа
жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия
и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия.
Слайд 59Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Идеологической основой социал-демократизма является доктрина демократического социализма,
основными ценностями которого провозглашаются свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность.
Слайд 60Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Решающим условием утверждения социализма и самой его
сутью социал-демократизма считает осуществление подлинной демократии во всех сферах жизни
общества — политической, экономической и социальной.
Слайд 61Марксизм, коммунизм, и социал-демократизм
Политическая демократия должна обеспечить все права и
свободы граждан, гарантировать существование парламентской системы, всеобщее избирательное право, многопартийность,
право на оппозицию, господство закона, реальное участие граждан в управлении общественными делами.
Слайд 62Функции идеологии белорусского государства
Идеология определяет цели политики, формулирует ориентиры
политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия заинтересованных
людей в осуществлении политики.
Слайд 63Функции идеологии белорусского государства
Идеология выполняет такие социальные функции, как:
мировоззренческо-ориентирующую,
нормативно-регулятивную,
познавательную,
коммуникативную,
воспитательную,
аксиологическую,
мотивационную,
социально-преобразовательную,
прогностическую.
Слайд 64Структура идеологии
В структуру идеологии включаются такие компоненты, как:
знания,
взгляды,
ценности,
нормативы,
убеждения,
действия,
волевой компонент.
Слайд 65Структура идеологии
Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества, об
обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и изменчивы,
наполняясь новым содержанием вместе с развитием общества и государства, его политической системой, сменой политических режимов и процессов, становлением и развитием гражданского общества, политических партий, различных политических институтов, избирательных технологий.
Слайд 66Структура идеологии
Понятие "ценность" используется для указания на человеческое, социальное и
культурное значение определенных явлений действительности.
Двумя полюсами ценностного отношения человека
к миру являются "предметные" и "субъектные" ценности.
Предметные ценности – все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т.д.
Слайд 67Структура идеологии
Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся
сами процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы
и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности людей.
Ценностные системы формируются в историческом развитии общества. Они генетически, конечно, не наследуются, а усваиваются в процессе социализации человека.
Слайд 68Структура идеологии
Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в
систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания
могут и не переходить в убеждения. В свою очередь убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях.
Убеждения – это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они вливаются в "сосуд" мировоззренческих и идеологических приоритетов. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.