Разделы презентаций


ИДЕЯ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Содержание

XIX век Начало 19 в.: в сознании ученых утверждается иная ценностная ориентация – стремление укоренить науку и философию в традициях прошлого, вернуть знание к его истокам, которые усматривались в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИДЕЯ «НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
П. Гольбах полагает, что «люди сомневались бы в

достоверности эвклидовых «Начал», если бы этого требовали бы их интересы».
Д.

Дидро писал, что «У истины, добра и красоты своя почва. Сначала их оспаривают, но в конце концов ими восхищаются, но кончается тем, что они вызывают зевоту».
Термин «революция» используется французскими просветителями для обозначения периодических или квазиперодических событий, происходящих за определенный период времени, в течение которого повторяющиеся явления проходят полный круг своего развития.
Цикличность распространения научных идей и теорий связывается Д’Аламбером со сменой поколений.
ИДЕЯ «НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»П. Гольбах полагает, что «люди сомневались бы в достоверности эвклидовых «Начал», если бы этого требовали

Слайд 2XIX век
Начало 19 в.: в сознании ученых

утверждается иная ценностная ориентация – стремление укоренить науку и философию

в традициях прошлого, вернуть знание к его истокам, которые усматривались в мифах и религиозном опыте прошлого (ретроидеологии, романтическая философия – Ф. Шлегель, Новалис, Л. Тик, Шатобриан, Ж. де Местр)
XIX век   Начало 19 в.: в сознании ученых утверждается иная ценностная ориентация – стремление укоренить

Слайд 3Начало ХХ века: идея культурной и научной революции
Метафора «революция» вновь

стала использоваться применительно к достижениям искусства, литературы, науки.
Ф.Т. Маринетти «Первый

манифест футуризма» (1909)
Манифест дадаизма (1918): «Дадаизм не противостоит жизни эстетически, но рвет на части все понятия этики, культуры и внутренней жизни…»
Экспрессионизм (1923): «Мир превращен в развалины, для создания новой эры, новой культуры, нового благополучия…»
В.И. Ленин (1909)«Материализм и эмпириокритицизм» - о новейшей революции в естествознании
Начало ХХ века: идея культурной и научной революцииМетафора «революция» вновь стала использоваться применительно к достижениям искусства, литературы,

Слайд 4В.И. Вернадский о научных революциях
Взаимосвязь философии и науки в той

или иной форме всегда имманентно присуща научному мировоззрению, которое оказывается

духовным феноменом, объединяющем в единое целое разнородные элементы духовной деятельности человека.
Развитие научного мировоззрения Вернадский рассматривает как непрерывный рост, как очищение от вненаучных элементов и одновременно углубление рационального отношения человека к миру, постижение «одной картины Вселенной, Космоса».
«Революции в науке есть разрушительный процесс… Творческий взрыв совершенно иной; он совершается с перерывами в кругу одного народа или одной нации».
В.И. Вернадский о научных революцияхВзаимосвязь философии и науки в той или иной форме всегда имманентно присуща научному

Слайд 5Амбивалентность установок ученого
Амбивалентность в науке означает необходимость учитывать

два параметра научного знания:
Приверженность фундаментальным принципам не должна превращаться в

предвзятость;
Ориентация на поиск нового не должна становиться самодовлеющей
Амбивалентность установок ученого  Амбивалентность в науке означает необходимость учитывать два параметра научного знания:Приверженность фундаментальным принципам не

Слайд 6Логический эмпиризм (20-е – 30-е гг. ХХ века
«Венский кружок»: О.

Нейрат, Г. Ган, Ф. Франк, К. Гедель, Р. Карнап.
Львовско-Варшавская школа:

Ст. Лесьневский, Я. Лукасевич, А. Тарский, К. Айдукевич.
Основные идеи:
Знание – это то, что дано нам в чувственном восприятии;
То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем познать с абсолютной достоверностью;
Функции науки сводятся к описанию.

Логический эмпиризм (20-е – 30-е гг. ХХ века«Венский кружок»: О. Нейрат, Г. Ган, Ф. Франк, К. Гедель,

Слайд 7Методологические следствия концепции
Отрицание традиционной философии («метафизики»).
Антиисторизм в понимании развития природы

и науки («кумулятивизм» – от лат. Cumulatio – увеличение, скопление)

– прогресс науки состоит в накоплении новых фактов (выраженных в «протокольных предложениях») и их последующих обобщениях.
Проект создания Единой Унифицированной Науки, опирающейся на несомненный эмпирический базис.
Методологические следствия концепцииОтрицание традиционной философии («метафизики»).Антиисторизм в понимании развития природы и науки («кумулятивизм» – от лат. Cumulatio

Слайд 8Критерий демаркации
В качестве такового избирается верифицируемость – предложение научно тогда

и только тогда, когда оно верифицируемо, т.е. сводимо к протокольным

предложениям, проверяемым наблюдением. Неверифицируемые предложения – бессмысленны.
Чем это плохо? Неверифицируемы все законы науки; результаты наблюдения зависят от наблюдателя. Верификация базируется на индукции, которая носит вероятностный характер.
Критерий демаркацииВ качестве такового избирается верифицируемость – предложение научно тогда и только тогда, когда оно верифицируемо, т.е.

Слайд 9Карл Раймунд Поппер (1902-1994)
Автор альтернативной методологической концепции – фальсификационизма.
Наука не

дает нам окончательных истин, но освобождает от заблуждений и предрассудков.


Принцип фальсифицируемости является одновременно критерием демаркации: любая научна теория должна допускать опровержение опытом (эмпирическую опровержимость).
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)Автор альтернативной методологической концепции – фальсификационизма.Наука не дает нам окончательных истин, но освобождает от

Слайд 10Фальсификация и фальсифицируемость
Процесс фальсификации базируется на дедуктивных умозаключениях по схеме

modus tolens.
«Теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных фальсификаторов не пуст»

(фальсификатор – запрещенный теорией факт).
Отрицание индукции как метода научного познания. Метод научного познания – это метод проб и ошибок.
Фальсификация и фальсифицируемостьПроцесс фальсификации базируется на дедуктивных умозаключениях по схеме modus tolens.«Теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных

Слайд 11Схема развития науки по Попперу (проблематизм)

P1 - TT - EE

- P2 - …
Р1 – первоначальная проблема
ТТ – теории, выдвинутые

для ее решения
ЕЕ – проверка, фальсификация и устранение выдвинутых теорий
Р2 – постановка новой, более глубокой проблемы.

Схема развития науки по Попперу (проблематизм)P1 - TT - EE - P2 - …Р1 – первоначальная проблемаТТ

Слайд 12Имре Лакатос (1922-1974)
Выдвигает «методологию научно-исследовательских программ» («утонченный фальсификационизм»)
Структура НИП:
«жесткое ядро»

– фундаментальные допущения, которые не могут быть опровергнуты внутри программы;
«предохранительный

пояс» – вспомогательные гипотезы ad hoc, изменяющие и приспосабливающие программу к различным контрпримерам.
Имре Лакатос (1922-1974)Выдвигает «методологию научно-исследовательских программ» («утонченный фальсификационизм»)Структура НИП:«жесткое ядро» – фундаментальные допущения, которые не могут быть

Слайд 13Методологические следствия
Базисная единица научного знания не изолированная теория, а НИП,

включающая целую историческую последовательность научных теорий.
Жесткое ядро сохраняется во всех

теориях программы.
Защитный пояс меняется од влиянием аномальных фактов и под руководством позитивной и негативной эвристик.
Критерий прогресса: каждая теория прогрессивной НИП должна иметь большую предсказательную силу, чем предыдущая.
Методологические следствияБазисная единица научного знания не изолированная теория, а НИП, включающая целую историческую последовательность научных теорий.Жесткое ядро

Слайд 14Томас Кун (1922 – 1996)
1943 – окончил с отличием Гарвардский

университет, по специальности – физик
1956-1964 – преподает историю науки в

калифорнийском университете Беркли
1961-1964 – руководитель проекта по источникам истории квантовой физики
1962 – выходит книга «Структура научных революций
1990-1991 – имя Куна выходит на 2-ое место по цитированию американских философов
Томас Кун (1922 – 1996)1943 – окончил с отличием Гарвардский университет, по специальности – физик1956-1964 – преподает

Слайд 15Основные понятия концепции Куна
Нормальная наука (НН), решение головоломок

как характеристика НН, парадигма, научное сообщество, аномалия, научная революция как

гештальт-переключение, несоизмеримость теорий, смена установок как религиозное обращение
Основные понятия концепции Куна  Нормальная наука (НН), решение головоломок как характеристика НН, парадигма, научное сообщество, аномалия,

Слайд 16Нормальная наука
Критерии нормальной науки: признание определенных открытий научным сообществом в

качестве фундаментальных; определенный тип научной литературы – учебников и классических

трудов; наличие стандартной системы методов и понятий.
Функция такого типа литературы – определять «правомерность проблем и методов исследования», «отвратить ученых от конкурирующих моделей научных исследований»
«Нормальная наука» определяется через понятие «парадигмы»

Нормальная наукаКритерии нормальной науки: признание определенных открытий научным сообществом в качестве фундаментальных; определенный тип научной литературы –

Слайд 17Парадигма
Парадигма – это принятие теории научным сообществом в качестве образца

решения проблем;
генеральный образец деятельности; совокупность процедур проверки опытных суждений,

рациональность которых в определенные периоды не ставится под сомнение.
Нормальная наука – это состояние науки, когда ученые действуют исключительно по этому образцу, ставя и разрешая концептуальные, инструментальные и математические задачи («задачи-головоломки»)
Нормальная наука не допускает критики парадигмы (сомнению подлежит только компетентность ученого)
Чтобы сохранить парадигму, ученые могут длительное время соглашаться с противоречиями между опытом и «парадигмальными» объяснениями либо использовать добавочные допущения (ad hoc гипотезы)
ПарадигмаПарадигма – это принятие теории научным сообществом в качестве образца решения проблем; генеральный образец деятельности; совокупность процедур

Слайд 18«Революционная наука»
Аномалия, контрпример – факт, который не может быть объяснен

в рамках принятой парадигмы
Период «профессиональной неуверенности», упадка НН, умножения теорий,

возрастания неопределенности, трудностей и неудач в деятельности по «нормальному разрешению проблем», критики парадигмы
«Революционная наука»Аномалия, контрпример – факт, который не может быть объяснен в рамках принятой парадигмыПериод «профессиональной неуверенности», упадка

Слайд 19Возникновение новой парадигмы
Изменение целостного зрительного образа – гештальта (психологический феномен

восприятия и осознания аномалий, когда, например, рисунок становится фоном и

наоборот)
«Сдвиг восприятия», «трансформация восприятия», гештальт-переключение, озарение, интуиция
Вера в новую теорию (удобство, эстетические чувства)


Возникновение новой парадигмыИзменение целостного зрительного образа – гештальта (психологический феномен восприятия и осознания аномалий, когда, например, рисунок

Слайд 20Критика Куном логических позитивистов
Позиция теоретической нагруженности наблюдений и экспериментального инструментария;

«ни один эксперимент не мыслим без некоторой теории»
Несоизмеримость теорий, стандартов

науки и парадигм. Теории «возникают совместно с фактами, которые они вычленили при революционной переформулировке предшествующей научной традиции»
Отказ от идеи кумулятивности
Критика Куном логических позитивистовПозиция теоретической нагруженности наблюдений и экспериментального инструментария; «ни один эксперимент не мыслим без некоторой

Слайд 21Научное сообщество
Парадигма определяется через «НС» и наоборот
В дополнении 1969 г.

Кун пишет, что исходным должно быть понятие «научное сообщество»
Характеристики НС:

предмет исследования, общая система разделяемых целей, совокупность убеждений, ценностей, технических средств, конкретные решения головоломок, наличие эксплицитных правил решения, ответственность за специализацию в группе, идентификация в качестве члена группы, сходное образование и профессиональные навыки, общие предписания.
Научное сообществоПарадигма определяется через «НС» и наоборотВ дополнении 1969 г. Кун пишет, что исходным должно быть понятие

Слайд 22Майкл Полани (1891-1976)
Наука и другие виды познания обладают общностью: неустранимость

субъекта из всех возможных реконструкций познавательного процесса
Критика позитивизма: «элиминации» теоретических

терминов, индуктивизма, кумулятивизма, демаркационизма
Критика попперовской «эпистемологии без познающего субъекта»
«Посткритический рационализм»
Майкл Полани (1891-1976)Наука и другие виды познания обладают общностью: неустранимость субъекта из всех возможных реконструкций познавательного процессаКритика

Слайд 23Роль социокультурного контекста в науке
«Неявное знание» (tacit knowledge) - знание,

приобретаемое в непосредственном общении ученых
Объективная рациональность – внутренняя разумность мира
Роль

интуиции, чувства красоты, продуктивного воображения в постижении этой «внутренней разумности»
Получаемая информация всегда богаче осознаваемой и вербализуемой
Значения терминов определяются контекстом их употребления
Принцип доверия к научному сообществу
Прогресс науки – не в движении к некоему универсальному, «безличному» знанию, а в увеличении личного соучастия в познании, образовании, профессиональной исследовательской деятельности
Роль социокультурного контекста в науке«Неявное знание» (tacit knowledge) - знание, приобретаемое в непосредственном общении ученыхОбъективная рациональность –

Слайд 24Пол Фейерабенд (1924-1994)
Критика наивного кумулятивизма: однажды полученное знание не может

быть отброшено и входит в новые теории (научных революций быть

не может)
Критика принципа дедуцируемости теорий и инвариантности значений
Принцип пролиферации (размножения) теорий: изобретение альтернатив
Пол Фейерабенд (1924-1994)Критика наивного кумулятивизма: однажды полученное знание не может быть отброшено и входит в новые теории

Слайд 25От Поппера – к Куну
Тезис о зависимости языка наблюдений от

теории
Отрицание существования особого эмпирического языка
Требование отбросить обыденный язык (как содержащий

неявные предпосылки) в качестве средства познания
Следствие: несоизмеримость альтернативных теорий
Теория – это идеология

От Поппера – к КунуТезис о зависимости языка наблюдений от теорииОтрицание существования особого эмпирического языкаТребование отбросить обыденный

Слайд 26На пути к анархизму (методологическому или эпистемологическому)
Любая система взглядов подтверждается

опытом (например, мифы, протоколы допросов ведьм и т.п.)
Отказ от универсальных

правил, норм, стандартов, от универсальной научной рациональности (anything goes)
Реальная наука богаче любой ее реконструкции
Принцип контриндукции (следует разрабатывать гипотезы, несовместимые с установленными фактами и хорошо обоснованными теориями).

На пути к анархизму (методологическому или эпистемологическому)Любая система взглядов подтверждается опытом (например, мифы, протоколы допросов ведьм и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика