Слайд 1ИДЕЯ «НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
П. Гольбах полагает, что «люди сомневались бы в
достоверности эвклидовых «Начал», если бы этого требовали бы их интересы».
Д.
Дидро писал, что «У истины, добра и красоты своя почва. Сначала их оспаривают, но в конце концов ими восхищаются, но кончается тем, что они вызывают зевоту».
Термин «революция» используется французскими просветителями для обозначения периодических или квазиперодических событий, происходящих за определенный период времени, в течение которого повторяющиеся явления проходят полный круг своего развития.
Цикличность распространения научных идей и теорий связывается Д’Аламбером со сменой поколений.
Слайд 2XIX век
Начало 19 в.: в сознании ученых
утверждается иная ценностная ориентация – стремление укоренить науку и философию
в традициях прошлого, вернуть знание к его истокам, которые усматривались в мифах и религиозном опыте прошлого (ретроидеологии, романтическая философия – Ф. Шлегель, Новалис, Л. Тик, Шатобриан, Ж. де Местр)
Слайд 3Начало ХХ века: идея культурной и научной революции
Метафора «революция» вновь
стала использоваться применительно к достижениям искусства, литературы, науки.
Ф.Т. Маринетти «Первый
манифест футуризма» (1909)
Манифест дадаизма (1918): «Дадаизм не противостоит жизни эстетически, но рвет на части все понятия этики, культуры и внутренней жизни…»
Экспрессионизм (1923): «Мир превращен в развалины, для создания новой эры, новой культуры, нового благополучия…»
В.И. Ленин (1909)«Материализм и эмпириокритицизм» - о новейшей революции в естествознании
Слайд 4В.И. Вернадский о научных революциях
Взаимосвязь философии и науки в той
или иной форме всегда имманентно присуща научному мировоззрению, которое оказывается
духовным феноменом, объединяющем в единое целое разнородные элементы духовной деятельности человека.
Развитие научного мировоззрения Вернадский рассматривает как непрерывный рост, как очищение от вненаучных элементов и одновременно углубление рационального отношения человека к миру, постижение «одной картины Вселенной, Космоса».
«Революции в науке есть разрушительный процесс… Творческий взрыв совершенно иной; он совершается с перерывами в кругу одного народа или одной нации».
Слайд 5Амбивалентность установок ученого
Амбивалентность в науке означает необходимость учитывать
два параметра научного знания:
Приверженность фундаментальным принципам не должна превращаться в
предвзятость;
Ориентация на поиск нового не должна становиться самодовлеющей
Слайд 6Логический эмпиризм (20-е – 30-е гг. ХХ века
«Венский кружок»: О.
Нейрат, Г. Ган, Ф. Франк, К. Гедель, Р. Карнап.
Львовско-Варшавская школа:
Ст. Лесьневский, Я. Лукасевич, А. Тарский, К. Айдукевич.
Основные идеи:
Знание – это то, что дано нам в чувственном восприятии;
То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем познать с абсолютной достоверностью;
Функции науки сводятся к описанию.
Слайд 7Методологические следствия концепции
Отрицание традиционной философии («метафизики»).
Антиисторизм в понимании развития природы
и науки («кумулятивизм» – от лат. Cumulatio – увеличение, скопление)
– прогресс науки состоит в накоплении новых фактов (выраженных в «протокольных предложениях») и их последующих обобщениях.
Проект создания Единой Унифицированной Науки, опирающейся на несомненный эмпирический базис.
Слайд 8Критерий демаркации
В качестве такового избирается верифицируемость – предложение научно тогда
и только тогда, когда оно верифицируемо, т.е. сводимо к протокольным
предложениям, проверяемым наблюдением. Неверифицируемые предложения – бессмысленны.
Чем это плохо? Неверифицируемы все законы науки; результаты наблюдения зависят от наблюдателя. Верификация базируется на индукции, которая носит вероятностный характер.
Слайд 9Карл Раймунд Поппер (1902-1994)
Автор альтернативной методологической концепции – фальсификационизма.
Наука не
дает нам окончательных истин, но освобождает от заблуждений и предрассудков.
Принцип фальсифицируемости является одновременно критерием демаркации: любая научна теория должна допускать опровержение опытом (эмпирическую опровержимость).
Слайд 10Фальсификация и фальсифицируемость
Процесс фальсификации базируется на дедуктивных умозаключениях по схеме
modus tolens.
«Теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных фальсификаторов не пуст»
(фальсификатор – запрещенный теорией факт).
Отрицание индукции как метода научного познания. Метод научного познания – это метод проб и ошибок.
Слайд 11Схема развития науки по Попперу (проблематизм)
P1 - TT - EE
- P2 - …
Р1 – первоначальная проблема
ТТ – теории, выдвинутые
для ее решения
ЕЕ – проверка, фальсификация и устранение выдвинутых теорий
Р2 – постановка новой, более глубокой проблемы.
Слайд 12Имре Лакатос (1922-1974)
Выдвигает «методологию научно-исследовательских программ» («утонченный фальсификационизм»)
Структура НИП:
«жесткое ядро»
– фундаментальные допущения, которые не могут быть опровергнуты внутри программы;
«предохранительный
пояс» – вспомогательные гипотезы ad hoc, изменяющие и приспосабливающие программу к различным контрпримерам.
Слайд 13Методологические следствия
Базисная единица научного знания не изолированная теория, а НИП,
включающая целую историческую последовательность научных теорий.
Жесткое ядро сохраняется во всех
теориях программы.
Защитный пояс меняется од влиянием аномальных фактов и под руководством позитивной и негативной эвристик.
Критерий прогресса: каждая теория прогрессивной НИП должна иметь большую предсказательную силу, чем предыдущая.
Слайд 14Томас Кун (1922 – 1996)
1943 – окончил с отличием Гарвардский
университет, по специальности – физик
1956-1964 – преподает историю науки в
калифорнийском университете Беркли
1961-1964 – руководитель проекта по источникам истории квантовой физики
1962 – выходит книга «Структура научных революций
1990-1991 – имя Куна выходит на 2-ое место по цитированию американских философов
Слайд 15Основные понятия концепции Куна
Нормальная наука (НН), решение головоломок
как характеристика НН, парадигма, научное сообщество, аномалия, научная революция как
гештальт-переключение, несоизмеримость теорий, смена установок как религиозное обращение
Слайд 16Нормальная наука
Критерии нормальной науки: признание определенных открытий научным сообществом в
качестве фундаментальных; определенный тип научной литературы – учебников и классических
трудов; наличие стандартной системы методов и понятий.
Функция такого типа литературы – определять «правомерность проблем и методов исследования», «отвратить ученых от конкурирующих моделей научных исследований»
«Нормальная наука» определяется через понятие «парадигмы»
Слайд 17Парадигма
Парадигма – это принятие теории научным сообществом в качестве образца
решения проблем;
генеральный образец деятельности; совокупность процедур проверки опытных суждений,
рациональность которых в определенные периоды не ставится под сомнение.
Нормальная наука – это состояние науки, когда ученые действуют исключительно по этому образцу, ставя и разрешая концептуальные, инструментальные и математические задачи («задачи-головоломки»)
Нормальная наука не допускает критики парадигмы (сомнению подлежит только компетентность ученого)
Чтобы сохранить парадигму, ученые могут длительное время соглашаться с противоречиями между опытом и «парадигмальными» объяснениями либо использовать добавочные допущения (ad hoc гипотезы)
Слайд 18«Революционная наука»
Аномалия, контрпример – факт, который не может быть объяснен
в рамках принятой парадигмы
Период «профессиональной неуверенности», упадка НН, умножения теорий,
возрастания неопределенности, трудностей и неудач в деятельности по «нормальному разрешению проблем», критики парадигмы
Слайд 19Возникновение новой парадигмы
Изменение целостного зрительного образа – гештальта (психологический феномен
восприятия и осознания аномалий, когда, например, рисунок становится фоном и
наоборот)
«Сдвиг восприятия», «трансформация восприятия», гештальт-переключение, озарение, интуиция
Вера в новую теорию (удобство, эстетические чувства)
Слайд 20Критика Куном логических позитивистов
Позиция теоретической нагруженности наблюдений и экспериментального инструментария;
«ни один эксперимент не мыслим без некоторой теории»
Несоизмеримость теорий, стандартов
науки и парадигм. Теории «возникают совместно с фактами, которые они вычленили при революционной переформулировке предшествующей научной традиции»
Отказ от идеи кумулятивности
Слайд 21Научное сообщество
Парадигма определяется через «НС» и наоборот
В дополнении 1969 г.
Кун пишет, что исходным должно быть понятие «научное сообщество»
Характеристики НС:
предмет исследования, общая система разделяемых целей, совокупность убеждений, ценностей, технических средств, конкретные решения головоломок, наличие эксплицитных правил решения, ответственность за специализацию в группе, идентификация в качестве члена группы, сходное образование и профессиональные навыки, общие предписания.
Слайд 22Майкл Полани (1891-1976)
Наука и другие виды познания обладают общностью: неустранимость
субъекта из всех возможных реконструкций познавательного процесса
Критика позитивизма: «элиминации» теоретических
терминов, индуктивизма, кумулятивизма, демаркационизма
Критика попперовской «эпистемологии без познающего субъекта»
«Посткритический рационализм»
Слайд 23Роль социокультурного контекста в науке
«Неявное знание» (tacit knowledge) - знание,
приобретаемое в непосредственном общении ученых
Объективная рациональность – внутренняя разумность мира
Роль
интуиции, чувства красоты, продуктивного воображения в постижении этой «внутренней разумности»
Получаемая информация всегда богаче осознаваемой и вербализуемой
Значения терминов определяются контекстом их употребления
Принцип доверия к научному сообществу
Прогресс науки – не в движении к некоему универсальному, «безличному» знанию, а в увеличении личного соучастия в познании, образовании, профессиональной исследовательской деятельности
Слайд 24Пол Фейерабенд (1924-1994)
Критика наивного кумулятивизма: однажды полученное знание не может
быть отброшено и входит в новые теории (научных революций быть
не может)
Критика принципа дедуцируемости теорий и инвариантности значений
Принцип пролиферации (размножения) теорий: изобретение альтернатив
Слайд 25От Поппера – к Куну
Тезис о зависимости языка наблюдений от
теории
Отрицание существования особого эмпирического языка
Требование отбросить обыденный язык (как содержащий
неявные предпосылки) в качестве средства познания
Следствие: несоизмеримость альтернативных теорий
Теория – это идеология
Слайд 26На пути к анархизму (методологическому или эпистемологическому)
Любая система взглядов подтверждается
опытом (например, мифы, протоколы допросов ведьм и т.п.)
Отказ от универсальных
правил, норм, стандартов, от универсальной научной рациональности (anything goes)
Реальная наука богаче любой ее реконструкции
Принцип контриндукции (следует разрабатывать гипотезы, несовместимые с установленными фактами и хорошо обоснованными теориями).