1579 г.
Основание Виленского университета (иезуитской академии)
1581 г.
Образование Трибунала ВКЛ
1588 г.
Принятие III Статута ВКЛ
1596 г.
Подписание Брестской церковной унии
1600-1629 гг.
Война между речью Посполитой и Швецией
1609-1618 гг.
Война между Речью Посполитой и Россией
1623 г.
Выступление жителей Витебска против униатского архиепископа Иосафата Кунцевича
1632-1634 гг.
Смоленская война
Ян Ходкевич после подписания Люблинской унии
«Дозволяем приобретать имения и владеть ими поляку в Литве, а литвину в Польше…»
Права шляхты по условиям Люблинской унии
« Не позволяем…»
Право «либерум вето», или право свободного запрета, позволявшее прекратить заседание сейма
« Не чужой якой моваю, але сваёю ўласнай правы пісаныя маем…»
Лев Сапега о III Статуте ВКЛ, написанном на старобелорусском языке, который приобрел статус государственного
«Простага стану чалавек, не атрымаўшы раней ад нас, гаспадара, шляхецкай вольнасці, маёнткаў і зямель шляхецкіх ніякім звычаем займець, а ні купляю сваёю трымаць не можа»
Статут 1588 г. запрещал крестьянину приобретать шляхетские земли
« купцом считается тот, кто ездит с разными иноземными и изготовленными в Короне или Великом Княжестве Литовском товарами, купленными в разных городах земель… на ярмарки в разные города… а также привозит из чужих мест купленные там товары и продает их…»
Из устава купеческого братства, организованного в Могилеве в 1636 г.
«Можно ли назвать христианским то общество, где люди владеют невольниками»
Якуб из Калиновки, представитель крестьянского арианства (антитринитаризма)
«Если бы я не был королем, то был бы иезуитом»
Король Речи Посполитой Стефан Баторий.
(27 марта 1577 г. он издал грамоту, в которой запрещал строить в Вильне некатолические храмы и школы)
«Где и иные дорогие и также бесценные с той самой короны каменья-славные дома русских князей, драгоценные сапфиры и бесценные диаманты: князья Слуцкие, Заславские, Вишневецкие, …Ходкевичи, Пацы, Тышкевичи… »
Из «Фриноса» Мелетия Смотрицкого,
( где он перечислил много фамилий крупной шляхты, отказавшейся от православной веры в пользу «римского закона» (католической))
«Тот же епископ полоцкий пять лет держит в Орше и в Могилеве церкви запечатанные, в Полоцке и в Витебске нет ни церкви, ни дома. Где позволено в городе богослужение. Поэтому горожане должны по воскресеньям и на другие праздники слушать службу в поле за огородом и то без священника, так как ему запрещено жить в городе и окрестностях…»
Из жалобы жителей Витебска на униатского архиепископа Иосафата Кунцевича
Уравнение прав
Постановление, по которому великокняжеская шляхта полностью уравнивалась в правах с польской
Полонизация шляхты ВКЛ
Шляхта ВКЛ копировала общественный строй Польши, переходило в католичество, приобщалась к польской культуре, стала разговаривать на польском языке
Земская давность
Документ, согласно которому «похожий» крестьянин, проживший на земле феодала более 10 лет, становился «непохожим» - то есть крепостным
Фольварочно-барщинная система
Фольварк-двор феодала с жилыми и хозяйскими постройками и землей, на которой крестьяне отрабатывали барщину. Продукция с фольварка шла на продажу
Тягловые крестьяне
Крестьяне, которые за пользование землей выполняли барщину
Юридика
Отдельные части города, принадлежавшие магнатам, церкви или монастырю. На жителей юридик не распространялась административная и судебная власть магистрата
Портачи
Производители, не входившие в цех. Работали нелегально, подвергались штрафом
Гости. Прасолы
Верхи купечества, занимавшиеся зарубежной торговлей. Местные купцы, ездившие торговать не дальше чем за 10 верст от города
«Большая дорога». «Великий тракт»
Путь Смоленск-Орша-Борисов-Минск-Несвиж-Слоним-Волковыск-Брест.
Полоцк-Витебск-Орша-Шклов-Могилев
«Чертово семя»
Так Сымон Будный называл иезуитов
(монашеский орден, созданный для борьбы с Реформацией и укрепления католичества)
Братства
Религиозные организации населения ВКЛ
в XV-XVIII вв.
Возрождение
Эпоха становления духовной культуры Нового временив Европе, в том числе в ВКЛ
Стефан Баторий
Король речи Посполитой. В отсутствие на сейме 1569 г. делегации ВКЛ король принял решение включить в состав Польского королевства территорию Подляшья, Волыни, Киевщины и Подолья. При нем была заключена Люблинская уния.
Сигизмунд II Август
Государственный и военный деятель, канцлер ВКЛ. Исповедовал кальвинизм и возглавлял протестантов в Княжестве. Возглавлял делегацию Княжества на сейме 10 января 1569 г. в Люблине. Отказался подписать унию с Польшей, выступал за заключение военного союза с Польшей и проведение совместной внешней политики .
Николай Радзивилл Рыжий
Государственный деятель, канцлер ВКЛ. Руководил комиссией по составлению III Статута ВКЛ. Входил в делегацию на Люблинском сейме. Завещал после своей смерти освободить всех своих подданных от крепостной зависимости.
Остафий Богданович Волович
Юношей закончил Лейпцигский университет. Писарь при Стефане Батории. Подканцлер и канцлер ВКЛ. Великий гетман ВКЛ. Талантливый политик, дипломат. Занимался упорядочением документов Метрики ВКЛ. Один из руководитель комиссии по составлению III Статута ВКЛ.
Лев Иванович Сапега
Выдающийся полководец. Учился в Виленской и Ингольштадтской (Германия) Гетман ВКЛ. Часто побеждал врага , располагая меньшими силами (в том числе в битве со шведами под Кирхгольмом). С горечью подписал Люблинскую унию будучи маршалком. .
Ян Кароль Ходкевич
Виленский воевода и канцлер ВКЛ. Возглавил комиссию по проведению аграрной реформы1557 г. Был противник государственной унии с Польшей. Отстаивал самостоятельность ВКЛ. Приобщился к лютеранству, а затем перешел в кальвинизм .
Николой Радзивилл Черный
Защитник православия. Автор произведения «Фринос» (1610), где перечислил много фамилий крупной шляхты, отказавшейся от православной веры в пользу католичества. Составитель «Грамматики» (1619) - выдающегося памятника славянской грамматической мысли
Мелетий Смотрицкий
Публицист, выступал в защиту родного языка, увеличению количества школ, развивал идею служения родине, отстаивал свободу личности. Последователь Скорины. Перевел и издал «Евангелие» на церковнославянском и белорусском языках в своем имении Тяпино. .
Василий Тяпинский
Уроженец Мстиславля. Был приглашен в Вильно купцами Мамоничами. На их средства открыл знаменитую типографию, в которой были изданы Статут ВКЛ 1588 г., а также «Евангелие» и «Псалтырь».
Вместе с Иваном Федоровым издал первую точно датируемую русскую печатную книгу «Апостол» (1564)
Петр Тимофеевич Мстиславец
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть