Слайд 1Игровая деятельность как средство
социализации дошкольника
Слайд 2
Социализация – процесс, результат усвоения и
активного воспроизводства социального опыта,
прежде всего системы социальных ролей
В рамках социализации происходит усвоение
социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Слайд 3Умение ориентироваться в социальных ситуациях
Умение общаться и взаимодействовать, ставить себя
на место другого человека
Умение определять эмоциональные состояния других людей
Социальная компетентность
–
способность взаимодействовать
с окружающими людьми. Формируется в ходе
общения и совместной деятельности.
Включает в себя:
Слайд 4
ЦЕЛЬ – содействовать накоплению игрового опыта
детей, предлагая им различные
сюжеты и способы
взаимодействия со сверстниками
Слайд 5ЗАДАЧИ:
Постоянно изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей;
Определить уровень игровых
навыков и умений детей;
Учить детей отражать в играх несложный сюжет,
выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог;
Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры;
Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого диалога в играх;
Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх;
Слайд 6игры
дидактические
подвижные
с предметами заместителями
настольно - печатные
словесные
строительные
театрализованные
Лого-
ритмические
Слайд 10Условия обеспечения социальной активности в игре
Воспитатель:
Предваряя игру, знакомит детей
с доступной деятельностью взрослых, как образцом нравственных отношений (врач –
лечит, он вежливый, добрый, много знает о болезнях и т.д.)
Подбирает игрушки, игровую среду, атрибуты побуждает детей играть коллективно, отображать в игровых ролях нравственные отношения.
Обращаясь к исполнителям ролей, активизирует нравственные мотивы в поведении.
Опираясь на правила коллективной игры, учит соблюдать очерёдность при распределении ролей – регулирует организационные отношения детей.
Побуждает детей объединяться в такие группы, в которых положительное влияние оказывают ребята с высоким уровнем развития игры и общения
Слайд 13ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ:
1 ЭТАП – ПОЯВЛЕНРИЕ ЖЕЛАНИЯ У
РЕБЁНКА
ИГРАТЬ, АКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ
ПРИЁМЫ:
БЕСЕДЫ, ЗАГАДКИ,
СЧИТАЛКИ О ПЕРСОНАЖАХ,
ВНЕСЕНИЕ НОВОЙ ИГРУШКИ,
СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ
ПРОЦЕСС:
УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ ВЫБОРА ТЕМЫ,ПАРТНЁРОВ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ, АТРИБУТОВ, МЕСТА ИГРЫ
РУКОВОДСТВО ИГРОЙ:
УЧИТЫВАЮ ПОЛ РЕБЁНКА,
УЧУ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ, ДОГОВАРИВАТЬСЯ, ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ,
РАЗРЕШАЮ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ, АТРИБУРОВ
Слайд 15ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ:
2 ЭТАП – РЕБЁНОК УЧИТСЯ
ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ,
ВЫПОЛНЯТЬ ИГРОВУЮ ЗАДАЧУ
ПРИЁМЫ:
ЭКСКУРСИИ ПО Д/С, В КАБИНЕТ М/С, НА КУХНЮ К ПОВАРУ,
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРАНСПОРТОМ, ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ,
ИГРАМИ И РАЗВЛЕЧЕНИЧМИ СТАРШИХ ДЕТЕЙ,
ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ И ЦИРКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,
СОВМЕСТНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И БЕСЕДЫ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ АПТЕКИ, МАГАЗИНА, ПАРИКМАХЕРСКОЙ, КАФЕ,
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, СЕМЕЙНЫХ И ГРУППОВЫХ ФОТОГРАФИЙ,
ЧТЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТАРШИХ ДЕТЕЙ К СОВМЕСТНЫМ ИГРАМ
Слайд 16ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ:
2 ЭТАП:
ПРОЦЕСС:
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ:
ЧЕСТНОСТИ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ, НАСТОЙЧИВОСТИ,
УВАЖЕНИЮ, ТЕРПИМОСТИ, СОЧУВСТВИЯ ДРУГ К ДРУГУ, УМЕНИЯ РАДОВАТЬСЯ СВОЕМУ УСПЕХУ И УСПЕХУ ТОВАРИЩА.
ФОРМИРОВАНИЕПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, УМСТВЕННОЙ, НРАВСТВЕННОЙ, ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Слайд 17ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ:
2 ЭТАП
РУКОВОДСТВО ИГРОЙ:
УЧУ ПРИНИМАТЬ РОЛЬ НА СЕБЯ,ОБОЗНАЧАЯ
ЕЁ СЛОВОМ,
УЧУ РАЗВОРАЧИВАТЬ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ РОЛЕВОЙ ДИАЛОГ – ОБЩЕНИЕ ПО ХОДУ
ИГРЫ,
УЧУ СОГЛАСОВЫВАТЬ ДЕЙСТВИЯ С ПАРТНЁРОМ ПО ИГРЕ,
ДИАГНОСТИРУЮ АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ,
ПРЕДЛАГАЮ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ,
ИСПОЛЬЗУЮ СОВРЕМЕННУЮ ТЕМАТИКУ, ВВОЖУ СОВРЕМЕННЫХ ГЕРОЕВ
Слайд 18ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ:
3 ЭТАП – РЕБЁНОК ЗНАКОМ
С ПРАВИЛАМИ, ОН
ИГРАЕТ, ОХОТНО ВСТУПАЕТ ВО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПРОЯВЛЯЯ АКТИВНОСТЬ,
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО
ПРИЁМЫ:
ВВЕДЕНИЕ «ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ»,
ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ, РОЛЕЙ,
СОЕДИНЕНИЕ 2 – 3 СЮЖЕТОВ В ОДНОЙ ИГРЕ,
ПРОЦЕСС :
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ:
КОЛЛЕКТИВИЗМ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К
ОКРУЖАЮЩИМ, ЗАБОТА, ВНИМАНИЕ К ПАРТНЁРАМ ПО
ИГРЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ
Слайд 19ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ:
3 ЭТАП:
РУКОВОДСТВО:
УЧУ ВЫПОЛНЯТЬ ОСНОВНУЮ И ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ,
ФОРМИРУЮ УМЕНИЕ
ИЗМЕНЯТЬ В ХОДЕ ИГРЫ РОЛЕВОЕ
ПОВЕДЕНИЕ В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОЛИ ПАРТНЁРА,
ФОРМИРУЮ УМЕНИЕ МЕНЯТЬ СВОЮ ИГРОВУЮ РОЛЬ В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗВЁРТЫВАЮЩЕГОСЯ СЮЖЕТА,
ВЫСТУПАЯ КАК РАВНОПРАВНЫЙ ПАРТНЁР, ПРИНИМАЮ
ТОТ УРОВЕНЬ ИГРЫ, КОТОРЫЙ ИГРАЮТДЕТИ, ИХ
ПРАВИЛА,
ПРИВЛЕКАЮ ЗАСТЕНЧИВЫХ, «ИЗОЛИРОВАННЫХ» ДЕТЕЙ
В ИГРУ,
ФОРМИРУЮ УМЕНИЕ РАЗВВЁРТЫВАТЬ РОЛЕВОЙ ДИАЛОГ С
ПАРТНЁРОМ – СВЕРСТНИКОМ,
СПОСОБСТВУЮ РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ,
ПОДСКАЗЫВАЮ ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ,
АНАЛИЗИРУЮ И ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОЦЕНИВАЮИГРУ
ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ.
Слайд 20
Показатели успешной сформированности
ролевого поведения у детей четвертого года жизни
следующие:
Развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и
ролевой речи, направленной на персонажей
Парное ролевое взаимодействие со сверстником включающее называние своей роли
Ролевое обращение, короткий диалог
Ролевое поведение сразу ориентируется на партнера (сначала взрослого, затем – сверстника)
Слайд 21УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
Создавайте в группе благоприятные социально-психологические условия для
активной и творческой деятельности дошкольников.
Совместно с детьми пополняйте атрибуты и
оборудование для игровой деятельности.
Учите детей использовать разные материалы, содержащиеся в предметно-игровой среде.
Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения.
Учите детей придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов.
Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.
Слайд 22УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
Обучайте детей учитывать интересы сверстников, проявлять сочувствие к
ним.
Помогайте детям овладевать планирующими, поясняющими, обозначающими действиями, направленными на согласование
замысла игры.
Старайтесь найти индивидуальный подход к детям “разрушителям”, “сочинителям” и детям “наблюдателям”, активизируйте “исполнителей”, обеспечивая комфортность в игре каждому.
Изучайте и выявляйте особенности развития игровой деятельности детей, корректируйте и направляйте её в продуктивное русло.
Слайд 23ЛИТЕРАТУРА
Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
Младшая группа.- М.: ЦГЛ, 2005.
Детский сад и семья/ под ред.
Т. А. Марковой.- М.-Просвещение.-1986.-с. 93 – 95; 100 – 101;
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей.-М.-Просвещение.-1988.- 85 – 87;
Игра дошкольника./ С. Л. Новоселовой.- М.- Просвещение.- 1989.- с.3 – 4;
Игра – это серьезно.//Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с. 86 – 89;
Калиниченко А. В. Микляева Ю. В. Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.
Меленко В. Нужно ли учить ребенка играть.//Дошкольное воспитание.-2005.-№ 4.- с.119 – 121;
Солнцева О. Играем в сюжетно – ролевые игры.//Дошкольное воспитание.- 2005.-№ 4.- с.33 – 37;
Петрова Театр игры в детском саду.// Игра и дети.-2006.- № 5.- с. 7;
Развивающие игры.//Обруч.-2003.-№5;
Шкатова Л. Игрушки – океан детских желаний.//Дошкольное воспитание .-2005.-№ 4.-с. 52 –53;