Слайд 1Движущие силы и логика воспитательного процесса
Слайд 2Вопросы к рассмотрению темы
Понятие воспитательного процесса
Характеристики воспитательного процесса
Движущие силы воспитательного
процесса
Логика воспитательного процесса
Слайд 3«Любить детей – это и курица умеет. А вот уметь
воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и
широкого знания жизни»
─ Максим Горький
Слайд 4Современный мир
Успех
Мерило успеха – материальное благосостояние.
Мораль
Милосердие, доброта, сочувствие.
Технологии
Тесная
связь жизни с техникой.
Профессии
Разнообразие современных профессий.
Свобода развития
Возможность проявить таланты.
Общество
Тесная взаимосвязь
между людьми.
Слайд 5Цель воспитательного процесса
Развитое самосознание: свободный, неподвластный чужому внушению
Абстрактное мышление
и свободная воля используются только в созидательных целях
Отсутствие революций: стремление
к жизненному балансу общества
Высокая познавательная активность
Высокоморальные ценности и установки
Слайд 6«Воспитательный процесс - это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся
совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры»
─ Б.Т.
Лихачев
Слайд 7Характеристики воспитательного процесса
Диалектичность
Противоречивость
Целенаправленность
Систематичность
Вариативность
Оптимизм
Слайд 8Воспитательный процесс имеет двусторонний характер и представляет собой взаимосвязь воспитания
и самовоспитания.
Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности,
изменчивости. Она раскрывается в его противоречиях.
Воспитание – это развитие личности, а развитие – диалектический процесс, в котором есть противоречия.
Диалектичность
Вывод: противоречия – движущая сила воспитательного процесса.
Слайд 9Противоречия – это взаимодействие противоположных сторон воспитательного процесса, которые находятся во
внутреннем единстве и взаимопроникновении.
Слайд 10Противоречия воспитательного процесса
Между требованиями к личности со стороны социума и
возможностями (физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности соответствовать этим требованиям.
Между потребностями
личности и социальными условиями, в которых происходит развитие личности, возможностью реализовать свои потребности в условиях социальной среды.
Между педагогическими задачами и возможностями воспитанника (психологическими, физическими, умственными и т.д.), его готовностью включаться в реализацию этих задач.
Слайд 11Противоречия воспитательного процесса
Между интересами, потребностями воспитанника и возможностями, которые ему
предоставляет среда образовательного учреждения.
Между социальной ролью воспитателя и его личностными
особенностями, его нравственной позицией.
Между необходимостью и потребностью педагога совершенствоваться и развиваться и условиями, которые ему предоставлены государством и обществом.
Слайд 12Внешние
Противоречия между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить
эти требования (противоречия между «надо» и «могу»).
Внутренние
Противоречия между имеющимся
(наличным, актуальным на данный момент) уровнем развития личности и новыми, более высокими, требованиями к ней (противоречие между «могу» и «хочу»).
Противоречия: внешние и внутренние
«надо»
«могу»
«могу»
«хочу»
Слайд 13Внешние противоречия между:
школой и семьей, выражающиеся в противодействии со стороны
семьи некоторым требованиям педагогов;
содержанием информации (духовно-нравственной, культурологической, исторической, литературной, политической),
дезориентирующей воспитанника, взгляды и пристрастия которого еще не сформировались;
словом и делом, выражающиеся в том, что взрослые не всегда сами поступают так, как требуют того от воспитанников;
требованием педагога совершить какую-либо деятельность и нежеланием ребенка выполнять ее, вызванное отсутствием интереса к ней;
требованием педагога к личности и несформированностью у ребенка потребностей выполнять данное требование, совершенствуя себя;
требованием педагога к личности и отсутствием у ребенка необходимым навыков для самовоспитания и саморазвития.
Слайд 14Внутренние противоречия между:
потребностями личности и возможностями их удовлетворения средствами, имеющимися
у нее на данный момент;
внутренним потенциалом личности и возможностью оптимальной
его реализации в наличных условиях воспитательного процесса;
целями, которые ставит перед собой личность, и способами их достижения.
Слайд 15Характеристики воспитательного процесса
Целенаправленность
Цель современного воспитательного процесса – «человек свободный», «культурный»,
«свободомыслящий»
Вариативность
Педагог всегда может выбрать между методами, средствами и приемами наиболее
эффективный вариант.
Оптимизм
Обучение преодолевать жизненные трудности на фоне оптимизма и любви к жизни.
Систематичность
Отлаженность элементов и включение их в процесс взаимодействия.
Слайд 16Логика воспитательного процесса
Базируется на концепции Л.С. Выготского о двух уровнях
развития ребенка, включающих:
1. Уровень «актуального развития», отражающий наличные особенности психических
функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день.
2. Уровень «зоны ближайшего развития», отражающий возможные достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Слайд 17Оттолкнуться от «уровня актуального развития»
Спланировать «зону ближайшего развития»
Перевести процесс
формирования личности в процессы ее самовоспитания
Логика воспитательного процесса
Слайд 18Выводы
Процесс воспитания - процесс многофакторный, комплексный, отличающийся длительностью, а также
вариативностью и неопределенностью результатов.
Внешние и внутренние противоречия – движущие силы
воспитательного процесса.
Логика воспитательного процесса базируется на концепции Л.С. Выготского об уровнях развития: уровне «актуального развития» и уровне «зоны ближайшего развития».
Слайд 19На чем формируется и в чем заключается цель воспитательного процесса?
Слайд 20Ответ: формируется на заказах современного общества; заключается в воспитании «свободомыслящей»,
инициативной, культурной личности.
Слайд 21В чем заключается диалектичность воспитательного процесса?
Слайд 22Ответ: диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности,
изменчивости.
Слайд 23Объяснить разницу между внешними и внутренними противоречиями.
Слайд 24Ответ: внешние – между «надо» и «могу»; внутренние – между
«могу» и «хочу».
Слайд 25Что отражают уровни «актуального развития» и «зоны ближайшего развития» в
концепции Л.С. Выготского?
Слайд 26Ответ: уровень «актуального развития» – достижения ребенка на сегодняшний день;
уровень «зоны ближайшего развития» – возможные достижения ребенка в условиях
сотрудничества со взрослыми.
Слайд 27Раскрыть логику воспитательного процесса, опираясь на концепцию Л.С. Выготского.
Слайд 28Ответ: 1. Оттолкнуться от «уровня актуального развития». 2. Спланировать «зону
ближайшего развития». 3. Перевести процесс формирования личности в процессы ее
самовоспитания.