Слайд 1Отечественные исследования в лидерологии
Слайд 2Изучение лидерства до нач. 20века
Слайд 3Первая и вторая четверть 20 в.
Идея изучения личности лидера (типологии
лидерства)
Лидерство=вожачество
Разработка типологий лидерства:
- В.А. Вагнер (стадные, социальные, вожаческие)
А.С. Заслужный
(ситуативный-постоянный, организатор-дезорганизатор)
Д.Б. Эльконин (организатор, диктатор, эмоц.организатор, интеллектуальный рационализатор)
Н.А. Витке (типология стилей руководства)
4. Е.А. Аркин (детское лидерство: понятие вожака, качества, половые различия в лидерстве)
Слайд 41960-1980 г.г.
Формирование научных школ и групп
ленинградско-петербургская Е.С. Кузьмина (1967)
ленинградско-петербургская Б.Д.
Парыгина (1973)
Курско-костромская Л.И. Умановского (1972)
Московская А.В. Петровского (1980)
Московская Р.Л. Кричевского
(1977)
2. Разделение понятий лидерства и руководства
3. Создание типологий лидерства
4. Адаптация зарубежных и разработка своих методик для изучения лидерства
5. Уникальный подход к лидерству с позиций уровня развития группы
6. Экспериментальное изучение Л. и Р.
7. Изучение половых различий лидеров
8. Личностный подход к лидерству
9. Создание теорий
Слайд 5Ленинградско-петербургская школа Е.С. Кузьмина
Адаптированы результаты зарубежных исследований к отечественным условиям
Создание
отечественных методик по изучению лидерства
Разработаны активные методы обучения лидеров и
руководителей
Лидерство – это функция группы (лидерство зависит от уровня развития группы)
Критерии эффективности управления производственным коллективом
Типология лидеров и руководителей, стили руководства
Связь процессов лидерства и руководства с психологическим климатом
Личностные особенности руководителей разных уровней
Учет половых различий в лидерстве
Программы обучения коммуникативным навыкам руководителей
Слайд 6Лидерство и уровень развития группы (А.В. Петровский)
-
+
Успешность
группы
Слайд 8Современное понимание лидерства
Разработка возрастного аспекта лидерства
Гендерный подход к лидерству
Кросс-культурный подход
к лидерству
Междисциплинарность в разработке лидерологии
Слайд 9Черты лидерства и руководства:
Слайд 10 Кац и Кан выделили
пять факторов, обусловливающих потребность организации в лидерстве:
Незавершенность организационной структуры.
Необходимость связывать
подсистемы (подразделения) организации. Лидеры — это звенья, связывающие организационные подсистемы.
Организация как открытая система постоянно взаимодействует с быстро меняющимися условиями среды.
Внутренняя динамика организации. Членский состав организации.
Слайд 11Концепция ценностного обмена
Р.Л. Кричевского
Лидер обладает наиболее важными для группы
ценностными характеристиками
Лидер-объект идентификации
Идентификация-по тем качествам личности, которые значимы для члена
группы и оцениваются им как отсутствующие у него
В процессе Л – группа происходит обмен ценностями
Динамика лидерства зависит от ведущей деятельности группы
Слайд 12 Р. Л. Кричевский выделил типы лидерских ролей
в зависимости от доминирующей в процессе взаимодействия функции:
деловой лидер;
инструментальный лидер;
коммуникативный;
эмоциональный
лидер.
В соответствии с функциональными ролями можно выделить также следующие типы лидеров:
организатор (деловой);
инициатор;
генератор идей (креативный);
лидер эмоционального притяжения («звезда»);
мастер (знающий и умеющий).
Слайд 13 Е.М. Зайцева выделяет следующие виды лидерства:
организационное
профессионально-деловое
интеллектуальное
эмоциональное
волевое
Слайд 14 Б. Д. Парыгин предложил классифицировать типы лидеров
с учетом трех оснований: содержание, стиль, характер деятельности лидера. В
соответствии с этим выделяются три ступени дифференциации лидерства.
1. По содержанию деятельности:
лидер-вдохновитель, ярко демонстрирующий программу (модель) поведения;
лидер, исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
«универсальный лидер» — лидер, совмещающий вдохновителя и организатора.
2. По стилю руководства:
авторитарный;
демократический;
совмещающий в себе элементы обоих стилей.
3. По характеру деятельности:
универсальный, постоянно проявляющий свои качества лидера;
ситуативный лидер, проявляющий качества лидера лишь в определенной, специфической ситуации.
Слайд 15Менеджерский подход
(Г.С. Никифоров)
Отбор менеджеров
Психологическая подготовка к этой профессии
Адаптация к
ней
Диагностика менеджеров и их оценка