Детали в сборочное положение устанавливают по базам – поверхностям на деталях и сборочных приспособлениях.
В авиастроении методы базирования принято называть по базовым поверхностям собираемых деталей изделия.
ё
1 – базовые линии; 2 – обшивка (базовая деталь с разметкой);
3 – стрингер; 4 - шпангоут
Установка петли 1 на диск 2 по размеру L/2 и закрепление ее струбциной 4;
Сверление отверстий под заклепки в петле и в диске по накерненным центрам;
Вставка заклепок в отверстия, расклепывание заклепок, снятие струбцин;
Разметка отверстий под заклепки в замке 3, кернение, установка замка на диск, сверление отверстий, постановка заклепок для соединения замка с диском.
Как видно, процесс сборки включает много переходов, связанных с разметкой центров отверстий в каждой детали, кернением, измерений расстояний между деталями, установкой и снятием струбцин и т.д.
На заготовку диска наносят фотоэмульсию и просушивают ее;
На диск накладывают лист винипроза так, чтобы внешний контур диска, нанесенный на винипрозе, совпал с контуром металлического диска. Фотографируют и проявляют отпечаток на заготовке диска (б);
По полученному отпечатку сверлят диске отверстия (предварительно меньшего диаметра) под заклепки;
На диск ставят петлю, совмещают ее по контуру с разметкой на диске, закрепляют петлю струбциной и сверлят отверстия в диске и петле по отверстиям в диске, вставляют заклепки и расклепывают их;
В таком же порядке устанавливают замок.
а)
б)
Для примера рассмотри сборку силового цилиндра управления посадочными щитками.
На рисунке приведен чертеж цилиндра и его схема сборки. Из схемы видно, что при сборке базовыми являются различные детали.
При сборке 1-й группы за базовую деталь берут шток 1 и устанавливают на него последовательно крышку цилиндра 2, поршень 3, шайбу 4 и гайку 5.
Затем собирают 2-ю группу, т.е. штуцер 7 устанавливают на деталь 6, 2-ю группу соединяют с первой, при этом базовой является деталь 3. Затем 3-ю группу деталей 8 и 9 соединяют с 1-й группой по базовой детали 2.
При высоком качестве деталей цилиндр собирается быстро, т.к. не требуется подгонка и доработка деталей.
Выполняется такая сборка обычно на верстаках.
1 – лонжерон;
2 – стойки; 3 - фитинг
Точность установки детали определяется точностью сборочной базы, образованной поверхностями ранее собранных деталей. Базирование деталей можно выполнять также путем ориентации их относительно кромок, вырезов, подсечек и т.п., если обеспечивается фиксация базируемой детали одним из следующих способов: струбцинами; прижимными фиксаторами; макетными болтами и заклепками; прихваткой сварными точками.
Базирование по СО применяют в двух случаях:
при образовании наружных обводов собираемого изделия
при установке элементов каркаса в сборочное положение.
При образовании наружного обвода его размер:
где δ1, δ2 – толщина обшивки.
Погрешность размера:
где Н1, Н2 , Н3 – размеры, определяющие положение сборочных отверстий в деталях;
ΔН1, ΔН2, ΔН3, Δδ1, Δδ2 – погрешности размеров;
Δz – зазор между диаметром СО dСО и диаметром фиксатора dф;
ci – погрешность вследствие упругой деформации.
Образование наружного обвода агрегата
1 и 3 – профили; 2 – стенка;
4 – фиксатор; 5 – обшивка
Сборка по сборочным отверстиям
При базировании по СО элементов каркаса (продольного или поперечного набора) погрешность замыкающего звена ΔL на размер L при применяемых процессах образования СО составляет ±(1,0..1,5) мм, что вполне удовлетворяет требованиям по точности расположения элементов продольного набора в стыкуемых узлах или панелях.
СО в деталях сверлятся по шаблонам (плоским и объемным), по разметке, фотоконтактным методом или в приспособлениях для сверления.
Сборка с базированием по СО при плоских узлах (панелях) производится на столах или для нежестких панелей с применением простейших СП, которые служат лишь для поддержания деталей и не оказывают влияния на точность обводов и форм изделия.
СО, как правило, располагают в местах установки заклепок и болтов. Диаметр СО по заклепочным швам принимают равным Ø2,7Н9, а по болтовым соединениям Ø5Н9. Некоторые отверстия, предназначенные для заклепок или болтов, вначале используют как СО, а после сборки из этих отверстий вынимают фиксаторы, рассверливают их и ставят заклепку или болт.
1 – обшивка;
2 – стрингер;
3 – шпангоут;
4 – ложемент СП;
5 – прижим СП;
6 – каркас СП
6
Базирование по КФО
1 – шпангоут; 2 – вилка; 3 – фиксатор;
4 – накладка; 5 – панель; 6 – лента
Пример: При сборке шпангоуты 1 ставят в вилки 2 приспособления и фиксируют по КФО фиксаторами 3. Затем части шпангоута соединяют накладками 4 при помощи болтов или заклепок. На этот каркас ставят панель 5, прижимают ее лентой 6 и затем соединяют панель со шпангоутом.
Размер по внешнему обводу собранного агрегата:
Погрешность размера по внешнему обводу:
где НКФО-П – размер между КФО в вилках СП; ΔНКФО-П – погрешность этого размера.
Сборка плоского узла
Сборка секции
подготовка мест сопряжения обшивки со стрингерами и каркаса к соединению, сверление по НО отверстий под заклёпки и собственно клёпка;
освобождение собранной конструкции от фиксаторов и выем из СП.
Приспособления такого типа не требуют рубильников по всем сечениям шпангоутов и выполняются в упрощённом виде. Они позволяют снизить трудоёмкость сборочных работ; металлоёмкость сборочной оснастки; сократить цикл подготовки производства.
а)
б)
Точность собранного изделия зависит от точности расположения УБО в деталях, сборочных единицах и элементах СП.
1 – панель; 2 – лонжероны; 3 – нервюры; 4 - СП
образуют жесткую систему, служащую основой для последующего наслоения всех остальных деталей.
При сборке агрегатов из отдельных секций или отсеков, УБО располагают в местах стыковки секций. Так, для сборки секций фюзеляжа УБО сверлят в обшивках панелей. Окончательную сборку производят в СП, т.к. секции фюзеляжа не обладают достаточной жесткостью и могут деформироваться под собственным весом.
1 – стыковой узел (гребенка); 2 – обшивка;
3 – стрингер; 4 – плита стыка СП;
5 – технологический болт; 6 – рубильник
После сборки изделия и освобождения его из СП погрешности линейных и угловых размеров будут:
где WП – размер между стыковыми поверхностями в СП; αП – угол в СП между базовыми осями и осями отверстий; Δαi – отклонение угла из-за деформации конструкции после сборки.
1 – агрегат планера;
2 – каркас СП;
3 – рубильники СП;
4 – стапельная плита;
5 – стыковой шпангоут;
6 – обшивка;
7 – стрингер
Есть несколько вариантов этого метода.
На рис. а показан случай, когда панель с элементами продольного набора ставится на каркас и прижимается силами N-N к его поверхности.
На рис. б на каркас ставится обшивка, а на рис. в – монолитная панель.
а)
б)
в)
ё
Если обшивка присоединяется к каркасу при помощи клея или припоя (см. рисунок), то погрешность внешнего обвода:
где Δδ’К и Δδ”К – погрешности по толщине слоя клея (припоя).
ё
При этом методе все погрешности каркаса переносятся на обводы собранного изделия. Поэтому нужно добиваться наибольшей точности каркаса, т.к. после сборки исправить получившиеся погрешности невозможно.
Листовая
конструкция
Конструкция
из монолитных панелей
Конструкция
с самовспенивающимся
заполнителем
1 – обшивка (панель); 2 – компенсатор; 3 – каркас; 4 – рубильники (ограничительные плиты) СП;
5 – соединительный элемент (заклепка, болт, клей); 6 – стрингер
1 – обшивка;
2 – стрингер;
3 – компенсатор крепления обшивки;
4 – компенсатор крепления стрингера;
5 – шпангоут
Шпангоут 5 с обшивкой 1 соединяется не непосредственно, а через компенсатор (уголок) 3, а стрингер панели 2 соединяется со шпангоутом 5 через компенсатор (уголок) 4.
ё
выполнение соединения заклёпками компенсаторов и шпангоутов;
открытие рубильников и извлечение отсека фюзеляжа из СП.
1 – каркас отсека; 2 – обшивка в сборе со стрингерами и компенсаторами;
3 – рубильники; 4 – фиксаторы каркаса по КФО; 5 – накладки для соединения шпангоута
ё
Так, при сборке агрегатов крыла и оперения, состоящих из лонжеронов балочного типа, панелей с продольными элементами каркаса (стрингерами), стыковых нервюр с обводом по внутреннему контуру обшивки и промежуточных нервюр, соединяемых с панелями компенсаторами, рациональной является такая схема сборки:
Ставят лонжероны по УБО;
Ставят стыковые и макетные нервюры с обводами по внутреннему контуру обшивки по СО в стойках лонжеронов;
Ставят панели по внутреннему контуру на обводы лонжеронов, макетных и стыковых нервюр, а затем соединяют их с промежуточными нервюрами компенсаторами;
Заменяют макетные нервюры основными, которые через компенсаторы соединяют с панелями.
Рассмотрим для примера сборку кессона крыла.
ё
ё
Высокая точность при этом методе обеспечена, если:
основные силовые узлы собираются от внутреннего контура обшивки;
УБО и СО расположены в плоскостях силовых узлов и сверлятся по кондукторам;
макетные детали обеспечивают нужную точность обводов собираемого агрегата;
число основных и макетных элементов достаточно для исключения прогиба панелей под действием собственного веса и технологических нагрузок.
ё
Если при сборке используется несколько баз, то основным методом базирования считают тот, при котором формируется наружный обвод узла, отсека или агрегата.
При удовлетворении требований по точности несколькими методами базирования выбирают тот, который имеет наилучшие технико-экономические показатели. Такие технико-экономические расчеты производят при разработке ТП сборки с использованием специальных прикладных программ.
Обозначения: Gосн – расход материала на СП; Тосн – трудоемкость изготовления СП; Nосн – количество сборочной оснастки; СТ – технологическая себестоимость сборки; Е – площадь СП; Ц – время сборки изделия.
ё
ё
ё
ё
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть