Слайд 1Этика эпохи возрождения.
Выполнила:
Студентка группы ДДл-116
Харлампова Анна
Слайд 2Этика возрождения
Главное направление – человек с его помыслами и устремлениями.
Концепция данного учения признавала конечность жизненного пути человека, и бесконечность
его духовного начала. Человек рассматривался как венец Божьего творения, личность, через которую выражается сила и мощь природы. Мораль приписывала человеку постоянное духовное совершенствование, самоутверждение и развитие творческих сил.
Слайд 3Представитель эпохи возрождения
Жан-Жак Руссо ( 28 июня 1712 — 2 июля 1778) -французский
социальный и политический мыслитель эпохи Просвещения, писатель, философ. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший
представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции.
Слайд 4Особенности
Особенности этических взглядов Руссо определяются прежде всего его социально-политической
позицией. Отвергая порядки и нормы жизни феодального общества. Руссо восставал
также против складывающихся отношений капиталистической эксплуатации, против буржуазного эгоизма, безудержной жажды наживы и связанных с этим нравственных пороков.
Слайд 5Резкой, подчас парадоксальной, критике он подверг основанную на неограниченном господстве
частной собственности цивилизацию, придя к выводу, что прогресс культуры в
этих условиях привел к социальному и нравственному регрессу, к утрате людьми свободы и счастья. Основа нравственности, по Руссо, — в первоначальных, не испорченных рассудочной цивилизацией естественных стремлениях человека, который по природе своей добр; ему присуще самосохранение, не перерастающее в эгоизм и умеряемое естественным состраданием.
Слайд 6Но естественный человек изолирован; поэтому правовые и моральные нормы, регулирующие
его поведение в обществе, непосредственно не могут быть выведены из
природы. Они возникают в результате «общественного договора» создающего коллективный организм — гражданское общество, в котором поступки человека принимают нравственный характер, понятие справедливости занимает место инстинкта, голос долга — место физического импульса.
Слайд 7Важнейшие моральные качества общественного человека, с точки зрения Руссо, —
трудолюбие, простота быта и нравов, честность и прямодушие, наконец, гражданственность,
самоограничение личного интереса во имя интересов общественных. Последнее приобретает особое значение, поскольку в построенном на уравнительности и принципе народовластия идеальном обществе, как его мыслил Руссо, хотя и отсутствуют крайности бедности и богатства, обеспечены свобода, равенство и счастье граждан, но сохраняется частная собственность, а вместе с ней и постоянная угроза роста эгоизма, Руссо отстаивает принцип гражданской дисциплины, допуская суровые меры принуждения по отношению к эгоистическому индивиду.
Слайд 8РЕлигия
Авторитет моральных норм, с его точки зрения, должен быть подкреплен
также религией. Отвергая догмы и этику христианства, Руссо, будучи деистом,
считает общеобязательную веру в воздающее и карающее божество условием прочности государства. Предписания его «гражданской религии» и определяют нормы морали и обязанности граждан, святость «общественного договора» и законов. В то же время Руссо, оправдывает революцию против деспотизма, нарушившего «общественный договор»: «Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше».
Слайд 9Педагогика
Из всей системы взглядов Руссо вытекают его новаторские для того
времени педагогические идеи, Главную задачу воспитания Жан-Жак Руссо видел в
формировании человека и гражданина без применения насилия над личностью ребенка путем развития естественных задатков и способностей.
Слайд 10Руссо, развивая далее положения об общественном договоре, говорит, что когда
люди уже отошли от состояния свободы и счастья, понимают, что
миром начинают править сильные. Эти сильные подавляют права и свободы других людей. В конце концов, народ объединяется и приходит к некоему договору, на основе которого власть передается некоей части народа. Люди отдают часть своей свободы или одному человеку, или нескольким людям, которые ими управляют. Но при этом вся власть остается у народа — сувереном, по терминологии Руссо, является народ, и суверенитет народа неотчуждаем, неотделим. Народу принадлежит вся полнота законодательной власти, а избранным ими правителям принадлежит только исполнительная власть. Даже по терминологии мы видим, насколько идеи Руссо прижились в современной ситуации.
В мире правит общая воля людей — суверенов, и если некий человек не подчиняется этой общей воле, то судебная власть заставляет его подчиниться этой воле. народ-суверен, власть которого неотделима и неотчуждаема, вернул себе эту власть.
Идеи Руссо оказали влияние на социально-политические и этические взгляды деятелей французской революции, особенно якобинцев (проповедь «республиканской добродетели», осуждение эгоизма и богатства, культ «верховного существа»).
Слайд 11Главные произведения, в которых развиты этические идеи Руссо:
«Рассуждения о науках
и искусствах» (1750),
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между
людьми» (1755)
Слайд 12«Об общественном договоре» (1762)
Слайд 13«Эмиль, или О воспитании» (1762).