Слайд 2 Игровые технологии
Игра – это вид деятельности в
условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Слайд 3 Цели игры:
Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета
и реальным характером профессиональной деятельности;
Игра позволяет соединить широкий охват проблем
и глубину их осмысления;
Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
Слайд 4 Цели игры:
Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по
сравнению с применяемой в традиционных методах.
Игра формирует установки профессиональной деятельности,
преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
В игре проявляется вся личность.
Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
Слайд 5Игра подразделяется по игровой методике следующим образом:
Предметная.
Сюжетная.
Ролевая.
Деловая.
Имитационная.
Слайд 6Ролевая игра
Это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте
путем специально организованного и регулируемого «проигрывания» жизненной ситуации или профессиональной
ситуации
Слайд 7Сценарий ролевой игры
сближает события в реальности
значительно отдаленные, позволяя
участникам увидеть и понять
«как слово наше отзовется»,
и при
желании апробировать иную стратегию поведения.
Слайд 8Проигрывание определенной сценарием роли,
отождествляет с ней и помогает
обучающемуся:
*Обрести
эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях.
*Установить связь
между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению.
*Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.
Слайд 9Организация учебного процесса на основе ролевой игры
I этап - сценарий
ролевой игры;
II этап - проведение игры как таковой;
III этап -
подведение итогов игры.
Слайд 10
Сценарий ролевой игры
Существуют различные модификации ролевых игр. Выбирая одну из
них для сценария необходимо ориентироваться на ряд факторов.
Слайд 11Основные факторы:
конкретные дидактические цели занятия в предметно – содержательном и
социально-психологическом аспекте;
степень зрелости воспитанников и их готовность к подобной деятельности;
временные
ресурсы;
уровень компетентности педагога и его опыт использования интерактивных методов обучения.
Слайд 12Проведение игры
Педагог (создав игровую ситуацию) является нейтральным наблюдателем;
в ходе игры
происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении;
цель –
достичь компромисса, не жертвуя основными принципами;
для повышения эффективности метода ролевой игры возможно использование видеотехники.
Слайд 13Характеристики ролевой игры
Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую
систему;
Наличие ролей.
Различие целей участников игры, исполняющих разные роли.
Взаимодействие ролей.
Наличие общей
цели у всего игрового коллектива.
Слайд 14Способы распределения ролей
Возможны два варианта:
1)Роли распределяются между некоторыми слушателями, а
остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями.
2)Слушатели разбиваются на
небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица – участника ситуации.
Слайд 15Подведение итогов игры
Начинать желательно с вербализации участниками игры своих
переживаний и обмен эмоциональным опытом между участниками игры;
Далее идет анализ
ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь»в их адрес от других членов группы.
Слайд 16
Завершается обсуждение сопоставлением проигранной ситуации с реальными событиями, поиском аналогий
из жизни .
Одним из результатов обсуждения может быть внесение поправок
и изменений в игру, участники также могут предложить повторное проведение игры, чтобы прожить ситуацию в другой роли или испытать другую стратегию поведения.
Слайд 17Роль наблюдателя очень важна, он не только внимательно следит за
развитием ситуации
и сопереживает происходящему. Он учится видеть чужие промахи
и успехи, замечает чужие проблемы, наблюдатели делают первый шаг на пути к признанию своего несовершенства. Наблюдательный лист составляется педагогом, в нем содержится перечень критериев, которые для удобства заполнения сведены в таблицу.
Слайд 18Главным итогом ролевой игры
можно считать желание участников воплотить полученный
опыт в жизнь
и их веру в успех.
Слайд 19Деловые игры
Это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного
решения.
Такая игра строится на моделировании объекта управления, но
для принятия решений в ней обязательно должны быть роли. Как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.
Слайд 20Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих
моделей, способствующих лучшему пониманию интерактивных (сотрудничество) и персептивных (восприятие и
понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений , развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых.
Слайд 21Виды деловых игр
В зависимости от целевой направленности могут быть:
производственные –
ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию,
организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;
исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;
квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, придвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала предприятия;
дидактические – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.
Слайд 22Признаки деловой игры
по целенаправленности -
учебная, исследовательская,
экспериментальная, проектировочная, производственная, универсальная;
по форме взаимодействия участников – игра с
взаимодействием (установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);
по динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от решения задач) регламентом;
по способам обработки и передачи информации – ручная и с использованием обычных технологий тех.средств оргтехники;
Слайд 23Признаки деловой игры
по скорости игрового времени- с реальным масштабом времени,
в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном
масштабе времени;
по типу коммуникации – с использованием устной, письменной, визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации;
по конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.
Слайд 24Характеристики деловой игры
Моделирование процесса деятельности по выработке управленческих решений.
Распределение ролей
между участниками игры.
Наличие общей цели у всего игрового коллектива.
Коллективная выработка
решений участниками игры.
Реализация цепочки решений в игровом процессе.
Многоальтернативность решений.
Наличие управляемого эмоционального напряжения.
Слайд 25Преимущества деловых игр
Повышается интерес к учебным занятиям и к тем
проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх.
Обучаемые получают и
усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений.
Участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых.
Изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний.
Растет самооценка обучаемых, а для тех у кого она была завышена – становиться более объективной.
Накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации.
Слайд 26Подготовка к разработке и описанию деловой игры
Источники деловой игры.
Состав и
количество участников игры.
Регламент деловой игры.
Сценарий деловой игры или ее блок-структура.
Система
оценивания результатов деловой игры.
Вспомогательный материал.
Организация пространственной среды.
Слайд 27Порядок проведения деловой игры
Введение в игру.
Разделение слушателей на группы.
Погружение в
игру.
Изучение и системный анализ ситуации или проблемы.
Игровой процесс.
Общая дискуссия .
Подведение
итогов игры.
Рефлексия.
«Выгружение из игры».