Слайд 1 Игры для обследования неговорящих детей
Слайд 2Составила:
Карелина Ольга Раисовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №148»
г.Воронеж
Слайд 3 Игры для обследования импрессивной речи
Импрессивная речь - (от лат
impressio - впечатление) - понимание - устной или письменной речи.
Слайд 4Игра «Зеркало».
Цель: выявление понимания простых указаний и умения выполнять простые
инструкции.
Ход игры: Ребенок садится рядом со взрослым перед зеркалом, взрослый
дает инструкции, ребенок их выполняет.
Слайд 5Игра «Сварим суп»
Цель: исследование словарного запаса категорий «Овощи», «Посуда», исследование
понимания простых словесных инструкций.
Ход игры: По просьбе педагога ребенок находит
картинки (или игрушки) и выполняет простые задания.
Игра «Найди картинку»
Цель: Узнавание действий на картинке.
Ход игры: по просьбе педагога попросить показать картинку (где мальчик спит, девочка чистит зубы и т.д.)
Игра «Найди шарик»
Цель: изучение понимания преложно-падежных конструкций , исследование понимания словесных инструкций, понимание предлогов из-под, из, за, под, над, через, около, перед.
Ход игры: Педагог прячет шарик, просит найти его и дает подсказку. («Шарик за коробкой», «Достань шарик из-под коробки».)
Слайд 6Игры для обследования слухового внимания и фонематического восприятия
Слуховое внимание —
это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности.
Сосредоточивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».
Слайд 7Игра «Кто в гости пришел»
Цель: выявление умения различать звук и
соотносить его с игрушкой.
Ход игры: Ребенок слушает звук, издаваемый животным
и находит его среди игрушек. Например, слышит мычание – дает корову, слышит мяуканье – дает кошку.
Игра «Помоги найти».
Цель: исследование умения различать слова близкие по звучанию.
Ход игры: по просьбе педагога дать одну из парных картинок. (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза).
Слайд 8Игры на обследование экспрессивной речи
Экспрессивная речь - речь (от лат.
expressio – выражение) - в устной или письменной форме. Начало
этого
процесса лежит в формировании общего процесса порождения речевого высказывания, предтавленного замысла,
затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь.
Слайд 9Игра «Волшебный мешочек»
Цель: выявление уровня овладения звукоподражанием.
Ход игры: ребенок достает
из мешочка фигурку животного и показывает, как оно «говорит».
Игры «Качаем
малыша», «Заблудились», «Самолет»
Цель: выявление уровня овладения звукоподражанием.
Ход игры: игровая ситуация, в которой ребенок показывает как звучит плач малыша, самолет и т.п.
Слайд 10Игры на обследование мелкой моторики
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных
действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со
зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Слайд 11
Игры «Золушка», «Просыпался горох»
Цель: оценка дифференциации захватов.
Ход игры: собрать бусины,
горох в банки.
Игра «Пошли пальчики гулять»
Цель: исследование мелкой моторики.
Ход игры:
Выполнять указанные движения по подражанию.
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди соединять пальчики)
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик в лес пошел (соединить в кольцо большой пальчик и указательный)
Этот пальчик гриб нашел (соединить средний и большой)
Этот пальчик жарить стал (соединить безымянный и большой)
Этот все на стол подал (соединить мизинчик и большой)
Этот пальчик сел, все съел (собрать пальцы в кулак оставив только большой палец)
Потому и потолстел.
Слайд 12Игры на обследование общей моторики
Общая моторика — это двигательная деятельность,
которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела.
Игра «Волшебные превращения»
Цель:
выявление состояния общей моторики
Ход игры: ребенок повторяя за педагогом показывает движения соответствующие превращению:
Часики (наклоны головой)
Лягушка (прыжки от пола)
Кенгуру (прыжки с места)
Цапля (стоять на одной ноге)
Слайд 13Игры на обследование внимания, памяти и мышления
Внимание - характеристика психической
деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый
объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.
Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.
Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.
Слайд 14Игра: Кто ушел.
Цель: исследование внимания и памяти ребенка.
Ход игры: на
столе стоят фигурки животных. Ребенок отворачивается одна фигурка убирается. Педагог
спрашивает кто ушел? И ребенок выбирает и 3-х предложенных фигурок (если ребенок владеет звукоподражанием, то озвучивает животное)
Игра «Что поменялось»
Цель: исследование внимания и памяти ребенка
Ход игры: ребенку предлагают предметные картинки в определенной последовательности. Ребенок отворачивается, картинки меняются местами. Ребенок находит изменения.
Вариант игры: ребенок добавляется лишняя картинка, ребенок ее находит.
Игра: Найди пару
Цель: исследование внимания.
Ход игры: Ребенку предлагаются картинка с изображениями и предлагается найти два одинаковых рисунка.
Игра «Повтори»
Цель: оценка внимания и памяти.
Ход игры: ребенку называются слова в определенном порядке, после этого он показывает соответствующие картинки в том же порядке. (от 2-х до 5 картинок)
Слайд 15Игра «Кто здесь лишний»
Цель: исследование уровня развития мышления
Ход игры: ребенку
предлагается дифференцировать предмет, отличающийся от других по определённым признакам (цвету,
форме, группе и т.п.).
Игра «Лабиринт»
Цель: исследование уровня внимания, мышления.
Ход игры: найти конечный пункт лабиринта (помочь мышке прийти домой, найти у кого какой шарик) по картинкам.
Игра «Найди правильный»
Цель: исследование умения соотносить размер.
Ход игры: Ребенку предлагается помочь зайчику, который заблудился в лесу, для этого нужно найти самую длинную дорожку, самую узкую. Низкое- высокое дерево.
Слайд 16Игры на обследование зрительного восприятия
Зрительное восприятие – это формирование образов
и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаза.
Игра
«Накорми лошадку»
Цель: исследование умение детей соотнести цвета, формы по образцу.
Ход игры: Ребенку дается инструкция: «Давай покормим лошадку. Она любит красное яблоко » (показывается образец). Также поиграть с другими характеристиками – цвет, форма.
Слайд 17Игры на обследование артикуляционного аппарата
Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих
образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка,
мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы.
Игра "Зоопарк"
Цель: исследование состояния артикуляционного аппарата ребенка.
Ход игры: Дети повторяют за педагогом "превращения" в различных животные: слон (губы трубочкой), лягушка (растянуть губы в улыбке), гиппопотам (широко открыть рот), змея (высовывать и убирать язычок), котенок (лакает язычок)