Слайд 1Игры и упражнения
по развитию
фонематического
слуха у младших
школьников
Слайд 2C каждым годом растёт процент учащихся, у которых недостаточно сформированы
компоненты речевой деятельности – это и звукопроизношение, фонематические процессы, словарь
и грамматический строй языка.
Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сформированность звукового анализа и синтеза слов.
Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки, замены букв и слогов.
Слайд 3Задания на развитие фонематических процессов:
Какой звук есть во всех словах?
Учитель произносит три - четыре слова, в каждом из которых
есть один и тот же звук:
шуба, кошка, мышь, шапка.
Слайд 4Каким звуком отличаются слова?
Например: удочка – уточка
мишка-мышка
коза – коса
мак-рак
Математическая грамматика
С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА
= ? (столица).
«Слоговой аукцион». Придумайте слова, начинающиеся со слога бу (бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино).
Слайд 5 Из слогов составить слова:
МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА,
НАШИ. НАША, ЛАРА, РАНА
Слайд 6Ребёнку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех
этих словах: самолёт, молоко, прямо, мороженое.
Буква потерялась.__ о __ ры,
__елка, зе __ра, ко __ра.
Рассмотреть картинки, сказать, что изображено на рисунках. Прочитать по первым буквам слово.
Слайд 7Подберите похожие по звучанию рифмующиеся слова.
Мальчик – пальчик – зайчик
Медаль
– педаль – деталь
Пелёнка – зелёнка – продлёнка
Боль – моль
– соль – роль - ноль
Слайд 8
Придумайте как можно больше слов по данным моделям:
Слайд 9Превращение слов.
Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.
Слово в слове.
Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое
слово.
Столб - стол, укол - кол, полк, волк, тепло, стол, клад, лампа, горсть, хлев, уточка.
Анаграммы.
Переставьте буквы в слове баян так, чтобы получилось новое слово (баня).
Слайд 10 Весёлая арифметика.
БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое.
(Бабочка)
БА+ музыкальный звук =белый хлеб удлинённой формы. (Батон)
БА+ приятный полезный
напиток = струна, дающая низкий звук, голос с низким тембром. (Басок)
Читай, вставляя разные гласные.
Т ___К (И, О, Ы, А, Ё, Ю, У)
К ___ШКА (А, И, О)
Слайд 11Вставить Р вторым по счёту:
Пуд сок
Кот мак
Бак кошка
Койка битва
Придумать слова с 3, 4,
5 звуками.
Найти слова, в названии которых 3, 4, 5
звуков. (Например, на картинках)
Слайд 12 Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на
первом, втором месте.
Составить из одного слова как можно больше
слов.
Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот.
Игра «Путаница». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.
ХОУПЛ (ЛОПУХ)
СМТО (МОСТ)
УГРША (ГРУША)
Слайд 13Из заданного текста прочитать только гласные буквы, только согласные.
Подобрать
к каждому звуку заданного слова новые слова.
Например: луна
Л У Н А
Лук утка нога аист
Лапа улитка
ноты астра
Лак утюг нора ананас
Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.
Слайд 14Игра «Разведчик». Из заданного текста найти и прочитать только те
слова, в которых есть данный звук.
Игра « Добавь звук».
Какое
слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:
вол - волк
рыба -
завтра -
пар –
Игра « Отними звук».
Какое слово получится, если убрать первый звук:
косы – осы, крот – рот, смех - мех
Слайд 15 «Цепочка слов».
Дети по очереди говорят по одному слову, которые
связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука
предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.
«Собери слово»
Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:
[м], [а], [к].
Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.
Слайд 16 Выдели слово.
Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда,
когда они услышат слова, с заданным звуком.
«Подумай, не торопись»
Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
Слайд 17Игры на развитие слогового анализа и синтеза.
Добавить различное количество звуков
к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
па-
па-- (парк)
па--- (паром)
па---- (паруса);
Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово:
пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак
Слайд 18 Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или
мебель, в названии которых есть заданный звук.
Определение место звука
по отношению к другим звукам:
Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр.
Назови соседей звука ш в слове кошка
Слово рассыпалось на слоги:
ран ка даш
Слайд 19Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый
звук.
Цифровой диктант.
Напиши цифрой, сколько букв в данном слове:
мечта, рис, тень.
Слайд 20Назови, какой звук слышится:
Перед У в слове «стружка»;
Перед Н в
слове «конь»;
Назови, какой звук слышится между М и К
в слове «мак»;
Между С и О в слове «стол».
Слайд 21Все перечисленные игры формируют не только фонематические процессы, но и
развивают внимание, память, мышление детей.