Слайд 1Игры и упражнения
по развитию внимания
у дошколят
Подборку игр и
упражнений по развитию внимания
подготовила Курило Марина Георгиевна, психолог ШРР
«Тропинка»
Слайд 2Советы от тётушки СОВЫ!
Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия
были эффективными,
мы вам предлагаем:
1. Поддерживайте интерес к занятиям. Интерес делает ребёнка
по-настоящему творческой личностью и дает ему возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий. Не делайте за ребёнка то, что он может делать сам.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги, если у вашего ребёнка что-то не получается.
4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать задания, если он устал или расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения! Не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится.
Дети быстро взрослеют, помните об этом!
Слайд 3Внимание - одно из самых важных качеств, благодаря которому мы
можем познавать и изучать что-то новое. Хорошо развитое внимание у
ребёнка старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе!
Предлагаем игры и упражнения по развитию внимания
для ваших дошколят
Слайд 13И ещё несколько интересных развивающих внимание игр
«Что изменилось» На
стол ставится несколько игрушек и ребенку предлагают рассмотреть их в
течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний» Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, тарелка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Повторяй за мной» Ребёнок смотрит на взрослого, и повторяет за ним все движения, которые он показывает.
«Угадай, что звучит» Взрослый показывает ребёнку предметы и как они звучат, а затем, за ширмой издает различные звуки при помощи разных предметов, а ребёнок отгадывают, что это.
«Летает – не летает» Взрослый называет ребёнку слова. Если данный предмет может летать, ребёнок говорит «летает» и машет руками, если предмет не летает, он говорит «не летает» и руки должны быть опущены вниз.
Слайд 14 «Запомни и нарисуй» Взрослый показывает ребёнку картинку с изображением двух
(трёх, четырёх) геометрических фигур разного цвета, просит запомнить расположение и
цвет фигур. Ребёнок воспроизводит по памяти изображение на своём листочке, а затем сравнивает с образцом, анализируя свои ошибки.
«Найди игрушку» Взрослый заранее расставляет по комнате игрушки или предметы. Затем описывает какую-либо игрушку или предмет, не называя его. Просит ребёнка найти игрушку или предмет, о котором шла речь. Ребёнок может задавать уточняющие вопросы. Например, взрослый говорит: «Этот предмет квадратной формы, белого цвета, лежит на полочке». Ребёнок задает вопрос: «Он большой или маленький?». Взрослый отвечает: «Он большой». Ребёнок задает вопрос: «Им можно играть?» и т. д. В конце ребёнок находит предмет.
«Кто наблюдательнее?» Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.
Слайд 15 «Поиск чисел» Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и
называя их вслух. Числа можно брать как от 1 до
10, так и выше (в зависимости каким счётом владеет ребёнок).
21 12 7 1 20
6 15 17 3 18
19 4 8 25 13
24 2 22 10 5
9 14 11 23 16
Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет, должно быть равно 1 – 1,5 мин.
Игра «Сколько чего?» Ребенка предлагают картинку и просят осмотреть ее и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на звук "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы и т. д.
Игра «Наблюдатель» В эту игру можно играть как дома, так и на улице. Если вы с ребёнком находитесь в комнате, попросите ребёнка осмотреться и назвать все круглые предметы в комнате, потом все красные, потом все твёрдые и так далее. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть признаки. Шестилетним детям уже можно давать задания назвать все гладкие предметы в комнате, все шершавые, все деревянные, все пластмассовые, все мягкие.
Слайд 16 Игра «Найди пуговицу» Для игры понадобится шкатулка с разными пуговицами
и 2-4 вещи из одежды. Предложите ребёнку для каждой вещи
выбрать из шкатулки определённого вида пуговицы. Например, к рубашке подойдут круглые пуговки с двумя дырочками, к юбке надо подобрать большие пуговки с петелькой, к брюкам пуговицы с четырьмя дырочками и так далее. Если детей несколько, то каждому даётся одна вещь и ребёнок должен выбирать определённого вида пуговицы только для своей вещи.
Игра « Невидимые письмена» Объясните ребёнку, что вы будете рисовать в воздухе пальцем разные фигуры, а ему надо угадать, что вы рисуете. Изобразите пальцем в воздухе контуры круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника. Ребёнку надо угадать, что вы нарисовали. Рисовать можно только те фигуры, которые знает ребёнок. Если он знает цифры и буквы, то можно чертить в воздухе их. В процессе игры меняйтесь ролями, пусть ребёнок рисует в воздухе, а вы угадываете. Если в игре участвует несколько детей, то каждый ребёнок рисует по очереди, а остальные угадывают.
Слайд 17Упражнение «Кто быстрее» Ребёнку предлагается как можно быстрее и точнее
вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например
о или е (можно взять любую детскую книжку). Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.
Усложнение. Ребёнку предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой.
Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.
Цель такой тренировки выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели.
Слайд 18 Игра «Найди пару» Можно смешать между собой разные пары носков,
можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать
пары разных пуговиц, мячиков.
Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, ребенку надо будет выбрать пары носков и т.д.
Упражнение «Какой игрушки не хватает?» Ребенку предлагают ряд предметов, каждый предмет называют и дают его характеристики. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый должен убрать один из предметов, задача ребенка – угадать, чего не хватает.
Слайд 19Спасибо за внимание
Желаем успехов!!!