Они впервые созда- ны для отображе-ния подвигов новых мучеников
в процессе работы над данной иконой.
(чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ДЕИСУСНЫЙ ЧИН
В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые десятого – девятнадцатого веков.
За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Далее изображены российские святители Петр и Алексий, Иона и Филипп, Иов и Ермоген; благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Сергий и Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ПЕРВОЕ КЛЕЙМО
В центре изображен сам монастырь со Спасо-Преображенским собором, построенным в середине XVI века. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках. (далее)
На острове Анзер находилась лагерная больница, пользовавшаяся не менее мрачной известностью. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Голгофо-Распятский скит был построен в XVIII веке по особому откровению. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову (в схиме – Иисус) явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына. (далее)
Сооружение храма на значительной высоте было очень трудным делом, но старец Иисус выполнил благословение Пресвятой Богородицы, а спустя 200 лет гора стала подлинной Голгофой для тысяч православных людей. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. (далее)
Самым страшным местом на острове была Секирка. Это название существует с XV века. Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым. Свято-Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для “штрафных”, обычно умиравших от невыносимых условий. (далее)
Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста – удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест. (далее)
Это необычайно и потому, что на широте острова березы растут только карликовые, и это дерево является каким-то необычным исключением. Можно сказать, что Сам Господь воздвиг памятный крест анзерским мученикам, видя наше нерадение.
(далее)
Композиция клейма обладает большой художественной выразительностью. Согласно иконографической системе, в которой основное содержание выносится на передний план, на переднем плане изображен расстрел заключенных. Они в нимбах, но имена отсутствуют, поскольку в них отражен массовый характер казней оставшихся навсегда неведомыми праведников. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ВТОРОЕ КЛЕЙМО
Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола. Один из великих святых ХХ века, столп Церкви. (далее)
В среднике иконы святитель Петр представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона; он равен ему и величием своего подвига, – твердого стояния в вере, на страже законных прав Церкви вплоть до мученической кончины. (далее)
В клейме, организованном по принципу “продолженного действия”, священномученик Петр изображен дважды. В верхней части он изображен по сохранившейся фотографии, – сидящим в заключении в зимовье Хэ, рядом Ледовитый океан. Ниже представлено убиение святого: условно изображенная тюрьма, распростертое тело старца, выразительный силуэт фигуры палача. (далее)
Центром композиции является образ святителя Петра в верхней части композиции, торжественно восседающего на фоне темницы. В его облике есть царственность прославленного состояния. Расположенный над сценой убийства, этот образ является одним из наиболее сильных отображений торжества вечной жизни среди других композиций. Временное – заключение в зимовье Хэ – перекрывается вечным: торжеством над смертью. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
Желая более почтить святых, в данном случае иконописцы несколько отошли в композиции от древних традиций, дабы сохранить определенный уровень фактической действительности. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый – стоящим. Это соответствовало обычаям древности и средневековья. (далее)
Намерение изобразить скамью “подсудимых”, кафедру “судьи” неправедного судилища потребовало значительной творческой переработки известных иконографических изводов, чтобы вписать современные реалии в традиционную иконографическую систему. (далее)
Использован прием “мертвого угла”, когда две стороны – в данном случае подсудимые и судья – повернуты друг ко другу в три четверти, так, что они одновременно обращены и друг ко другу, и к зрителю. На высокой кафедре стоит судья со свитком. Согласно канонической традиции, текст свитка или книги соответствует моменту речи и как бы озвучивает речь говорящего: написание слова равно звуку. (далее)
На свитке в руке судьи читаются только имена обвиняемых.
Этим приемом показывается, что неправедный судья невольно свидетельствует о исповедническом подвиге святых, готовых принять смерть за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет. К нему с жестами, выражающими веру и смирение, обращаются другие осужденные. За их спинами высятся силуэты стражников. (далее)
Вся сцена окружена круглящейся стеной – это обычный прием ограничения внутреннего пространства, известный по крайней мере с XIV века. За стеной изображена печально знаменитая петроградская тюрьма “Кресты”, где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море, обозначающее прибрежное положение Петрограда. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ЧЕТВЕРТОЕ КЛЕЙМО
Святитель Андроник – деятельный миссионер, трудившийся в Японии вместе со знаменитым апостолом Японии – святым Николаем Японским, посвященный во епископа Киотосского, трудившийся затем на ряде кафедр, глубокий мыслитель и аскет; святитель Гермоген – блестяще образованный церковный деятель, также известный своей подвижнической жизнью.
(далее)
Оба святителя пользовались глубоким почитанием верующих. Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно, с разницей в несколько дней: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник 20 июня 1918 года. Поэтому они закономерно объединены в одном изображении. Каноническая традиция знает прием объединения двух действий в одном пространстве. (далее)
Подобные же свирепые способы уничтожения праведников применялись во множестве случаев по всей России, – например, в землю живым был зарыт священномученик Константин Голубев (изображенный на иконе в среднике внизу справа). Поэтому изображения мучений святых имеют и здесь, и в других клеймах обобщающее значение, свидетельствуя об особенной жестокости и ненависти гонителей против всей Церкви. (далее)
Образы святых становятся знаками страдания, таинственно просветленного благодатью Духа Святого, укрепляющего подвижников в их противостоянии врагу. Их добровольное принесение себя в жертву ради веры Христовой и ради вечной жизни освящает землю и воду, что наиболее зримо показано в данном клейме. (далее)
С нимбами вокруг просветленных ликов, с молитвенными жестами, в ярко-праздничных, небесных одеяниях они погружаются внутрь стихии, будучи сами как бы бесплотными, уже обретшими ангельское состояние. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей.. (далее)
В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру “русским Ватиканом”. Все эти события обобщены в композиции. (далее)
Изображен – условно – главный вход в монастырь, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного Сергия. Простой прием изображения монахов и солдат в виде двух групп, расходящихся от центра, делает композицию легко читаемой по смыслу. (далее)
Так же расходящиеся верхний и нижний контуры стен усиливают эффект движения в разные стороны. Центральная ось, несущая основную смысловую нагрузку, усилена колокольней, изображенной за стеной, почти над входом, но на ней отсутствуют колокола, что означает разорение монастыря. По сторонам колокольни изображены Успенский и Троицкий соборы (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ШЕСТОЕ КЛЕЙМО
Великая княгиня Елисавета, по происхождению принцесса Гессен-Дармштадтская, являлась родной сестрой императрицы Александры Феодоровны и вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра Второго. Родившись в протестантизме, она познакомилась с православием после переезда в Россию. Елисавета Феодоровна от рождения обладала глубокой религиозностью, и в Православии она нашла то, что отвечало самым главным запросам ее души. (далее)
Великий князь Сергей Александрович в 1905 году погиб от бомбы, брошенной революционером-террористом. После кончины супруга Великая княгиня полностью предалась духовной жизни и делам милосердия. Ею была создана знаменитая Марфо-Мариинская обитель в Москве. (далее)
Духовный путь завершился мученическим венцом. На иконе святые жены изображены в светлых, почти белых одеждах, которые в соединении с духом полного смирения и покорности воле Божией, выраженном в недвижной сдержанности их падающих фигур, являют в них Невест Христовых. Здесь цвет символизирует невинность жертв, с одной стороны, и свирепость убийц – с другой. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
СЕДЬМОЕ КЛЕЙМО
Он – избранник Божий, Промыслом Божиим возведенный на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период, когда на церковный корабль обрушились жесточайшие волны гонений, массовых кровавых расправ, грандиозных провокаций. Он во всем равен своим великим предшественникам, первоиерархам – исповедникам митрополиту Филиппу, Патриархам Иову и Ермогену, образы коих помещены в иконе вверху, в деисусном чине. (далее)
Выбранный для иконного изображения момент его жизненного подвига позволяет с наибольшей полнотой отразить две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенного ему православного народа. Святитель находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года, примерно в то же самое время, когда разворачивалось “дело” митрополита Вениамина Петроградского. (далее)
На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ. В клейме отражена конкретная действительность: верующие люди собирались под стеной, ожидая выхода Святейшего. Но эти реальные факты оказались прообразом его общецерковного почитания и прославления. В композиции он изображен как прославленный святой, а молящийся народ является образом Церкви, прославляющей святителя. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ВОСЬМОЕ КЛЕЙМО
Благочестивый Государь был глубоко предан Церкви и Отечеству и говорил, что готов стать жертвой Богу, если это необходимо. Пленение и смерть Государя и его семьи были по существу добровольным согласием на эту жертву. С высот величайшего могущества, только лишь мыслимого на земле, они сошли, лишенные всего, в подвал дома Ипатьева. (далее)
Родившись в день праведного Иова Многострадального, Государь всю жизнь считал это особым предзнаменованием. Действительно, попущением Божиим Россия превратилась в гноище, а ее Государь со всей семьей, презираемые и отверженные, как прокаженные, были изолированы и затем убиты в подвале. (далее)
Семья Государя является удивительным, благодатным примером истинно христианского единодушия. Жизнь в условиях гонения и заключения сделала благочестивую царскую семью подлинным образцом малой Церкви. Все это – истинный пример великой святости. Государь оставил этот пример своему народу в вечное наследство, как самую большую ценность, которая дарована каждому, желающему принять ее. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ДЕВЯТОЕ КЛЕЙМО
Праведники изображены в виде двух групп, в которых стреляют убийцы. Основная группа – в центре, над рвом, где видны их убиенные собратья. Имена не указаны, поскольку композиция призвана обозначить массовое смертное страдание неведомых святых, из которых множество известны только по именам, а другие остаются вовсе неизвестными. (далее)
В центре на фоне мирных зеленых горок предстоит фигура некоего старца священнослужителя в светло-желтых ризах, за ним еще двое в темно-красных и розовых одеяниях. В центральной фигуре наиболее подчеркнуто бесстрашие и мужество исповеднического подвига умирания за православную веру. Старец в светлых одеждах благословляет палачей. (далее)
Слева группа ведомых на казнь. Они также в светлых ризах – желтоватого, серебристо-серого цвета. У праведников связаны руки. Во рвах изображены убиенные в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Цвет обозначает их праведность, переход в вечную жизнь. (далее)
Клейма нижнего ряда, расположенные под средником, не имеют между собой жестких границ. Действия могут переходить на территорию соседних композиций, изображения храмов соединены стенами, создавая образ как бы некоего святого града, в котором собрано многообразие святых мест, прославленных подвигами мучеников. Этот “град” является композиционной опорой средника с его громадным храмом.
(далее)
Ритмичный переход от одного события к другому внутри фризообразной композиции “града” создает, несмотря на весь драматизм изображаемых ситуаций, несомненную художественную изысканность. В описании они ради единообразия по-прежнему именуются клеймами (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ДЕСЯТОЕ КЛЕЙМО
Слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут дьякона, у них твердый, неустрашимый шаг. Передний, более старший, высоко держит крест. В середине епископ. Это архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 года. Напротив крестного хода, справа от зрителя, группа солдат, стреляющих в процессию. (далее)
Событие развертывается на фоне храма, его дверной проем служит разделительным знаком между противостоящими силами. Напряженность ожидания момента столкновения усиливается цветом. В группе праведников господствует красный цвет, выражающий огненность, непреклонность веры. Даже позем розовато-красного цвета. (далее)
На уровне графического решения – винтовки в руках солдат означают угрозу неминуемой смерти для хоругвеносцев, епископа и всей процессии. Но на уровне цветового решения – группа верующих имеет явное превосходство над темными фигурами солдат.
По силе драматизма, выявляемого противоборством двух непреклонных сил, она выделяется из всех прочих сцен. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ОДИННАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Повсюду святитель Владимир развивал огромную деятельность по развитию духовного образования, по строительству храмов. Так, в Грузии он открыл до трехсот приходских школ. Он был поистине всероссийским митрополитом.
Святитель Владимир был председателем Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов. Он понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в долговременную бытность на Московской кафедре. (далее)
В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Святого Владимира сравнивали с Московским митрополитом Филаретом. Великий святитель достойно увенчался мученическим венцом. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской Лавре, выведен за стены и расстрелян. (далее)
В момент смерти святитель благословлял убийц. Момент казни в композиции отсутствует – таких сцен в иконе достаточно. Святитель показан дважды: выведение на расстрел из обители и обнаружение его тела иноками (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ДВЕНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Остававшиеся на свободе смиренно и кротко, незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения. (далее)
“Белые платочки”, как с любовью называл их святитель Патриарх Тихон, непоколебимо стояли в храмах на богослужении в самые беспросветные годы, когда могло казаться, что православная жизнь, мир и благополучие уже никогда не вернутся. На них же лежало воспитание детей, потерявших отцов. Но ни одна слеза бесчисленных страдалиц не забыта у Бога. (далее)
На иконе в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми. Ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника (следующая композиция), но она не устрашается. Благодать Божия укрепляла верующих в самые страшные моменты ночных обысков, арестов, грабежей. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ТРИНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
На иконе дан обобщенный образ такого нападения. Изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами, – таких храмов было бесчисленное множество по всей России. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах. Лик священника несколько напоминает преподобного Серафима Саровского. (далее)
Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны. Здесь может иметься ввиду “изъятие церковных ценностей”, которому посвящено отчасти также третье клеймо.
Церковь сама предложила отдать свои ценности на помощь голодающим, за исключением священных сосудов. Это было использовано как предлог для гонения и насильственного, намеренно кощунственного отнятия евхаристических сосудов.
(далее)
Композиция тесно связана с предыдущим изображением святой жены с детьми (они вместе помещены на поземе зеленого цвета), поскольку оба изображения посвящены жизни простого, обыкновенного прихода, на который обрушилось гонение. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима. На иконе обобщенно представлен вид Саровского монастыря. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители. Композиция, в целом, сходна с изображением закрытия Троице-Сергиевой Лавры (клеймо пятое). (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
ПЯТНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО
На иконе изображено исполнение смертного приговора, вынесенного святителю Кириллу врагами Церкви. Святитель молится, обращенный ликом к зрителю. Его поднятые руки торжественно простерты в жесте молитвы и последнего благословения, преподаваемого им всему миру. Его величественный образ, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил. (далее)
Пейзажные горки, имея необходимую иконную стилистику, сохраняют общее сходство с известным по фотографии пейзажем местности, где святитель был предан смерти. Горки желтовато-розового цвета написаны в одной гамме со святителем, они создают образ обновленной природы, вместе со святым мучеником противостоящей мрачным олицетворениям зла, что рождает ощущение торжества и победы над адом и смертью, свидетельство вечности. (далее)
Композиция с убиением святителя Кирилла — последнее клеймо иконы. Это заключительный аккорд, достойно завершающий драматическую сюиту композиций, впервые в церковном искусстве целостно представляющих и прославляющих беспримерный в истории подвиг Русской Церкви в поистине смертельной борьбе с силами ада, не смогшими одолеть святых Божиих. (чтобы вернуться к иконе нажми на клеймо)
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть