Слайд 1Открытый урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
в
4 а классе
«Икона в православной культуре»
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ
села Гнилуша
Золотых Елена Владимировна
Слайд 2
Цель - показать многогранность и духовное значение иконы в традициях
русского народа, ее бытование в церковном и повседневном быту, изучение
смысла и содержания икон, относящихся к предмету богословия.
Задачи: 1. рассмотреть соотношения понятий «культура» и «традиция»;
2. показать, в чем заключаются трудности взаимоотношений христианства и культуры, дать определение понятию «православная культура»;
3. показать на примере этнографического материала интегрированность иконы в религиозно-бытовые традиции русского народа;
4. выявить роль и место православной традиции в повседневной культуре.
5.познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;
6.уяснить, что свет – основа иконописания;
7. воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.
Слайд 3Ико́на (от греческого «образ», «изображение»).
Иконы нельзя отнести к произведениям
живописи в обычном смысле слова. Это не картины.
Для иконы
характерна условность изображения. Все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Слайд 4язык иконы
Красный
цвет любви
победы
мучений царя
Белый
цвет
чистоты
святости
Черный
цвет зла
смерти
Зеленый
цвет жизни
Желтый:
цвет
божественного
света
Серый:
цвет пустоты
на иконе его
не используют
Слайд 5Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно
назвать окном в мир невидимый.
Слайд 6 Иконное пространство построено своеобразно. В нем предметы
не уменьшаются, а увеличиваются по мере удаления.
Слайд 7Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира
нашего в иной мир.
Икона есть видимое невидимого.
Слайд 8«Изображение» времени
До сотворения мира не было и времени. Время
к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать «был»
или «есть» — Он вечен и неизменен. Бог не стареет, не меняется.
В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет".
Слайд 9В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в
разных местах.
Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Здесь все события,
связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.
Слайд 10 Одной из особенностей живописного языка иконы является,
например, изображение в иконе зданий: происходящее изображается не внутри здания,
а перед ним.
Слайд 11 Внешний источник света в иконах отсутствует. Свет
исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ
святости.
Слайд 12 Лик — это самое главное в иконе:
он говорит о личности святого. Акцент на глазах создает эффект,
будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Слайд 13Большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые
к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху
рука слушающего Бога и т.д
Слайд 14Чудотворная икона Казанской Божьей Матери
Слайд 15Святая Блаженная Ксения Петербургская
Слайд 16Вывод : объединяет иконы то, что неизъяснимым образом они откликаются
на наши просьбы и молитвы, спасают, приходят на помощь ,
когда такое спасение уже кажется не в людской власти.
Слайд 19Гармония – с греческого
связь, порядок, слаженность, соразмерность, лад.